Вячеслав Черноус: «Примерно в 30 магазинах останется ночная торговля спиртным»
Мэр выступил с инициативой запретить в Томске ночную продажу слабоалкогольных напитков, в том числе пива. Уже отправлено официальное письмо на имя губернатора. Кроме того, администрация города готовит ограничение на торговлю спиртными напитками на расстоянии ста метров от образовательных и медицинский учреждений. На томских форумах по этому поводу разгорелись нешуточные дискуссии, мнения томичей разделились практически поровну. Начальник департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью Вячеслав Черноус аргументирует позицию мэрии.
— Вячеслав Михайлович, чем вызвана новая инициатива, если недавно был принят областной закон, ограничивающий продажу крепких спиртных напитков?
— Конечно, существует областной закон, который ограничивает продажу напитков с содержанием алкоголя выше 15 процентов в ночное время. Но мы проводили анализ ситуации с продажей алкоголя в Томске, который показал, что крепкие алкогольные напитки как раз не очень-то идут. И вот этот запрет — не продавать водку возле школы - достаточно бессмысленный. Наши школьники как-то еще не балуются водкой или коньяком. Да и студенты тоже. Зато пиво в Томске — самый популярный напиток. И среди школьников, которые начинают пробовать его уже в 12-13 лет, и особенно среди студентов.
Например, только в студгородке на Южной расположены 32 магазина, торгующие спиртным круглосуточно! Молодежь попросту спивается, «пивной алкоголизм» — это не угроза, а уже реальность Томска. И с этим нужно что-то делать. К нам приезжают учиться ребята из других городов, и что мы можем сказать их родителям, если студенты становятся у нас алкоголиками, а то и преступниками ? Ведь по статистике 70 процентов преступлений происходит в состоянии опьянения. Так что основная цель нашей инициативы — это борьба за студенчество, за будущее нашего города.
— Вы не думаете, что после того, как исчезнет возможность купить пиво ночью, те же студенты начнут попросту запасать его впрок, ящиками и выпивать всё, «до дна»?
— Я думаю, что если пивом не будут торговать в самой общаге на первом этаже или в пристройке, а также совсем рядом, то ночных беганий за пивом точно не будет. Ну купят ребята впрок пять-шесть бутылок. Когда выпьют и решат, что им мало, то купить еще будет просто негде.
Что же касается другого аргумента, который звучит на форумах — дескать, занятия спортом стоят дорого, денег на посещения спортзала у студентов нет, то тут опять можно поспорить с помощью цифр. Если абонемент в тренажерный зал стоит две тысячи рублей, то на алкоголь средний студент тратит в месяц от трех до четырех тысяч. И это не считая того, сколько спускается в барах и ночных клубах.
Кроме того, есть еще одна категория людей, которым стоит ограничить доступ к алкоголю. Я приведу такой пример. Недавно мы по просьбе томичей обустроили скверы в Академгородке и на улице Кулагина, лавочки поставили. А через месяц те же жители этих районов начали просить, чтобы мы убрали лавочки. Потому что там по ночам собираются веселые и пьяные компании, которые в соседнем магазине-распивочной отовариваются всю ночь. Очень часто такие магазины продают спиртное на разлив и в долг, а клиентами становятся жители окрестных домов. Например, на прошлой неделе по нашей инициативе 17 городских магазинов были лишены лицензии на торговлю спиртным, 8 из них — за то, что без разрешения продавали алкоголь на разлив.
— Но ведь тогда можно ожидать резкого роста нелегальной продажи алкоголя, как это было лет двадцать назад?
— Существует анализ периода последнего «сухого закона», принятого в нашей стране. Тогда действительно сначала наблюдался резкий всплеск нелегального алкоголя — процентов 30-40, но он продолжался на протяжении месяцев четырех, после чего пошел спад. Зато было зафиксировано и резкое снижение смертности, как от алкогольных отравлений, так и от сопутствующих заболеваний.
— Давайте перейдем из области морали в область экономики. Как ударит по бюджету данная инициатива и что ждет томский бизнес?
— Что касается доходов городского бюджета от торговли алкоголем на территории Томска, то они составляют около 17 миллионов в месяц. Конечно, это ощутимая цифра, но здоровье томичей, думаю, стоит дороже. Ну, а с бизнесменами мы встречались, обсуждали эту тему, многие отнеслись с пониманием. Доля алкоголя от общего оборота составляет в среднем 24 процента, оборот от продажи алкоголя в ночное время — от 11 до 30 процентов. Но при этом и затраты магазина на ночную торговлю возрастают — продавцов надо две смены, охранников вдвое больше.
Конечно, многие магазины после запрета на продажу алкоголя ночью перестанут вообще работать по ночам. Думаю, что 90 процентов сегодняшних круглосуточных магазинов перестанут быть таковыми. Но я уверен, что число томичей, кто ходит ночью в магазин за конфетами или пакетом молока, настолько незначительно, что на большей части жителей Томска это никак не отразится. Все же в основном бегают по ночам в магазин именно за спиртным. Причем, тех, кого можно назвать нормальными людьми, ну к кому гости вдруг пришли внезапно, данная инициатива тоже не затронет. Ведь время ограничения выбрано не случайно — в 23 часа нормальные гости уже либо расходятся или уже купили все, что нужно. А если кому-то потребовалось позже, то это уже пошла ненормальная пьянка.
— И все же озвученная мэром цифра в 30 магазинов, которые должны остаться торговать ночью алкоголем, для Томска, мне кажется, маловата...
— Во-первых, это не окончательная цифра. Она зависит от того, какие требования будут предъявлены магазинам. Если запрет распространится на все точки, расположенные ближе 40 метров от образовательных и медицинских учреждений, то алкогольные отделы закроются на ночь в 144 магазинах, а если расстояние будет в сто метров, как мы предлагаем, то их будет уже 600. Пострадают очень известные магазины — это и «Нижний гастроном» — рядом музыкальная школа, и «Верхний» — рядом художественная и площадь Новособорная с вузами, «Фуд-сити», соседствующий с клиниками СибГМУ, магазин «999» и еще немало популярных торговых мест. Просто очень многие из тех, кто сегодня высказываются против, даже не представляют, кто попадает под запрет. У нас же есть целый список с указанием расстояния от магазина до социального объекта с точностью до метра, и никаких ошибок в нем быть не может. Мы понимаем, что любая неточность — это повод для обвинений и судебных разбирательств.
Конечно, только таким способом проблемы пьянства не решишь. Нужен комплексный подход — и прекратить продажу в жилых домах и общежитиях, и контролировать продажу пива детям, причем жестко, до 18 лет. И наказывать за нарушения массово и серьезно. Ведь мы сегодня на первом месте в мире по количеству употребляемого алкоголя на душу населения, причем, впереди планеты всей в три раза! С чего-то надо начинать. И вполне вероятно, что потом эти новые требования будут пересмотрены. Даже если 15-20 процентов перестанут пить, это будет уже положительный результат.
Постскриптум
Из истории «сухих» законов
В настоящее время сухой закон действует в немногих государствах. Полностью запрещены изготовление, продажа, ввоз и вывоз алкогольных изделий в Индии (штаты Бомбей и Мандрас). В 1977 году был введён запрет на употребление спиртных изделий в Объединённых Арабских Эмиратах (ОАЭ), ранее подобные запреты, были введены в Иране и Египте. За несоблюдение закона в ОАЭ виновных наказывают сорока ударами кнута; иноверцы уплачивают штраф в 750 фунтов; иностранцам за употребление спиртных изделий в общественных местах грозит тюремное заключение сроком на 2,5 года.
В 1865 году в Швеции вводится Готтенбургская система, согласно которой, право продавать спиртное предоставлялось акционерным обществам, имеющим специальное разрешение от общины. Им отдавалось от 5 до 6 % прибыли от реализации спиртного. Остальная часть выручки поступала в казну. Продажа допускалась только в хорошо оборудованных заведениях, при наличии широкого выбора горячих закусок и блюд. Как исключение, без закуски отпускалось только 50 мл спиртного. Деньги от продаж спиртного не включались в прибыль содержателя заведения. Не продавалось спиртное в долг, пьяным и детям.
Система просуществовала до 1919 года и была заменена системой Братта. По системе Братта право на покупку четырёх литров спиртного, 1 раз в месяц, имел глава семьи или лицо в возрасте не менее 21 года, имевшее постоянную работу, карточка на право получения продукта была действительна только для определённого магазина. Система действует до настоящего времени. В 1912 году был введён запрет на распространение спиртных изделий в Исландии. Под давлением Испании, потребовавшей импорта своих вин под угрозой прекращения закупок рыбы, запрет был отменён в 1923 году.
В 1919 году ввела запрет Норвегия. Отмены его потребовала Испания, Франция, Италия, угрожая прекращением закупок рыбы и рыбной продукции. В 1926 -м запрет был отменён. Необходимо отметить, что за время его действия потребление снизилось с 20 литров до 3-х на душу населения. В настоящее время оно является самым низким в Европе.
В 1920 году конгресс США принял сухой закон как 18 поправку к Конституции. По этому закону на всей территорий США запрещалось производство, транспортировка и продажа спиртных изделий. Несмотря на обязательность выполнения, закон не был ратифицирован в штатах: Коннектикут, Род-Айленд, Иллинойс, Висконсин, в которых в дальнейшем было налажено изготовление и контрабандный вывоз алкоизделий в другие штаты.
Положительное действие закона на здоровье, повышение производительности труда сказывалось в течение трёх лет. В дальнейшем мафия, в основном в Нью-Йорке и Чикаго, организовало тайное производство алкоголя, наладила контрабандный ввоз спиртного из Европы, главным образом, из Франции, а также из неприсоединившихся к сухому закону штатов. В результате закон оказался блокирован мафией и представителями большого бизнеса, стоящими за их спиной.
18 июля 1914 года, в связи с начавшейся войной, царское правительство России ввело запрет на продажу алкоголя на время мобилизации, который был затем: продлён до окончания войны. Результаты запрета были ошеломляющими даже для маловеров — в 1915 году потребление алкоголя сократилось до 0,2 литра на душу населения, производительность, труда повысилась на 9-13 %, несмотря на большое количество призванных в армию. На 27-30 % снизились прогулы, в 13 раз сократился производственный травматизм. Число арестованных в пьяном виде в Петербурге во втором полугодии 1914 года сократилось на 70 %, количество самоубийств на почве алкоголизма упало на 50%.
Наряду с положительными итогами были и отрицательные — тайное самогоноварение, потребление суррогатов, отравлений ими, нарушение закона отдельными заводчиками.