28 ноября, четверг
-4°$ 108,01
Прочтений: 14655

Георгий Майер: «Уже пришел проект новых правил приема в вузы»

Георгий Майер
Георгий Майер
Фото: vtomske.ru

Поводов для беседы с Георгием Майером, ректором Томского государственного университета, председателем совета ректоров вузов города, у журналистов всегда немало. А нынешняя приемная кампания подбросила столько вопросов, о которых год назад, пожалуй, еще и не помышляли. «Казусы» ЕГЭ, борьба томских вузов за получение статуса национального исследовательского университета, шансы развития Томска как студенческого города...

Но начала я с поздравления. На днях пришло сообщение, что Георгий Майер занял пятое место в рейтинге ректоров 49 российских вузов по вовлеченности в научную работу и авторитету в международном научном сообществе.

— Георгий Владимирович, начался учебный год, и в аудитории пришли первокурсники, поступившие по результатам единого государственного экзамена, проведённого в школах. Как вы оцениваете приёмную кампанию-2009?

— Споры вокруг ЕГЭ не утихают в нашем обществе. По моему глубокому убеждению, хорошо успевающий школьник сдаст экзамены при любой системе — будь это традиционная форма или формат ЕГЭ, так как в основе всё равно знания ученика. А вот поступление в вуз по результатам ЕГЭ — это особый механизм и, кстати, на прошлой неделе уже пришёл проект новых правил порядка приёма в высшие учебные заведения. Радует, что во многом учтены ошибки приёмной кампании этого года. Одна из них — возможность подачи документов в неограниченное число вузов и на неограниченное число специальностей.

— … что дало основания назвать поведение многих абитуриентов «образовательным туризмом» и даже «образовательным терроризмом». Заявления ведь подавали в десятки вузов и на десятки специальностей!

— Да, и это создало «три волны зачисления»… Сейчас по проекту новых правил приёма абитуриент может подать заявления не более чем в пять вузов и только на три специальности в каждом. Поэтому уже не будет таких ситуаций, когда абитуриент подаёт заявления на 30 специальностей только в одном университете! И вот эта спортивная модель поступления — хоть куда, лишь бы поступить — плоха даже не столько потому, что нам было сложно. Это нехорошо по отношению к юному человеку — абитуриенту. Всё же поступление в вуз в юности — это шаг к исполнению мечты, первый признак преданности будущей профессии, научной идее.

— Если учитывать зарубежный опыт то, например, в Великобритании абитуриент может подать заявления не более чем в пять вузов…

— Я знаком с британской системой образования. Там есть профилактическая мера: школьники сдают ЕГЭ не только в выпускном классе, а раньше, по-нашему — в 10-м. Благодаря этому, ученик знает, что ему нужно «подтянуть», знает о «планке» поступления в ведущие вузы страны, и это стимулирует его к дополнительному изучению предметов.

Меня больше беспокоит другое. Нынешняя ситуация с ЕГЭ напоминает ту, что возникла после перестройки, когда многие были уверены, что рынок всё выправит. Дескать, рынок всё отрегулирует, поставит на свои места. Как сейчас видим, элементы государственного регулирования необходимы всегда. Надежды на то, что ЕГЭ, как универсальный способ поступления, всё наладит, в том числе и проблему коррупции, с которой так боролись в сфере образования, оказались нереализованными. Дело в том, что московские вузы были забиты абитуриентами со 100-балльными результатами из наших южных республик, ряда областей. Правда, руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова в недавнем интервью сказала, что по всем этим фактам будут проверки. Будем надеяться, что и недостатки в вопросах контроля со временем будут устранены.

Меня волнует абсолютно неверная, антиморальная установка, о которой я всегда говорил. Я имею ввиду один из основных мотивов введения ЕГЭ. Он звучал так: благодаря ЕГЭ мальчик из далёкой сибирской глубинки может поступить в московский вуз. Пусть поступает, хотя и у нас в Сибири вузы не настолько плохи, но выдвигать возможность поступления провинциалов в Москву в качестве основного аргумента, как эффективного достижения ЕГЭ неэтично. Но в этом году мы заметили, что ЕГЭ начинает создавать мощную систему оттока умных ребят из областей Сибири и Дальнего Востока в столичные вузы. И не потому, что «мальчики из глухих сибирских деревень» поступают в Москву, а потому, что в стране демографический кризис, и его нужно учитывать в правительственных решениях по приёмным экзаменам. А если мало абитуриентов, то и в вузы Москвы, Санкт- Петербурга берут не только талантливых ребят, но и троечников. Следует отметить, что и столичные вузы неоднородны: есть блестящие университеты — МГУ, СПГУ, МГТУ имени Баумана, Санкт-Петербургский горный, МГИМО. Но есть и средненькие. Вузов в одной Москве — около ста, и сейчас многие берут всех абитуриентов подряд.

По моему глубокому убеждению, должна быть какая-то система регулирования приёма в вузы страны, иначе из Сибири вся молодёжь уедет, а кто же будет развивать наш регион, Сибири и Дальнего Востока, к чему призывают, особенно в последнее время, президент Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин?

— Георгий Владимирович, Москва — город очень дорогой, поэтому учиться там смогут далеко не все, и о дефиците общежитий во многих московских вузах писала центральная пресса. А томские вузы справились с планом набора? Выдержали испытание приёмной кампанией в формате ЕГЭ?

— Все томские университеты, это я говорю уже как председатель совета ректоров вузов, очень достойно выглядели в эту приёмную кампанию. Набор был завершён во вторую волну, в то время как во многих вузах европейской России был недобор. Следует сказать о самоотверженной, без преувеличения, работе приёмных комиссий. В ТГУ было подано более 23 тысяч заявлений (для сравнения, в прошлом году их было 15 тысяч), а реальных людей, которые пришли с подлинниками документов, было более 7 тысяч. И вот практически с каждым из абитуриентов члены приёмной комиссии, деканы созванивались, разговаривали с родителями, отвечали на многочисленные вопросы, рассказывали об университете. Этой сложнейшей ситуации можно было противопоставить только отличную работу! ТГУ завершил зачисление практически с первой волны.

И наш университет, и другие вузы Томска приняли студентов и на контрактную форму обучения, причём желающих учиться за плату нынче не меньше, чем в прошлом году, несмотря на финансовый кризис. Хорошее образование всегда востребовано.

Успешный набор в вузы нашего города обусловлен высоким авторитетом научно- образовательного комплекса, однако, почивать на лаврах мы не должны. Есть несколько серьёзных угроз, за устранение которых следует браться незамедлительно.

— Что это за угрозы?

— Во-первых, плохая транспортная доступность. Сегодня в Томск нет прямых поездов из Казахстана, Улан-Удэ, Алтая. Да, ходят автобусы до Алма-Аты, Бийска, Павлодара, но автобус — это не студенческий вид транспорта. А ведь когда-то в Томск шли прямые поезда, я сам приехал на таком поступать в ТГУ. До сих пор в числе наших студентов много ребят из южных республик бывшего Союза. Из Казахстана, например, около 10 процентов. То же самое и в ТПУ, и в ТУСУРе. Но Томск перекрыт, экранирован Барнаулом, Новосибирском.

Нет прямых поездов и с востока, чтобы к нам могли приезжать ребята из Бурятии, Якутии. Я считаю, что Томску необходимы вагоны прямого сообщения с Астаной, Алма-Атой, Улан- Удэ, Бийском… Кстати, как-то у одного из общежитий увидел «Газель» с бийскими номерами. Оказалось, сообщество родителей «скинулось» и купило машину, чтобы привозить детям продукты, забирать их на каникулы.

Мы готовим от совета ректоров ряд предложений по улучшению транспортной доступности Томска. Я уже обратился с письмом к губернатору. Надеюсь на поддержку, иначе потихоньку Томск потеряет своё значение как научного студенческого города, превратится в место, куда просто нельзя доехать.

Здесь важен еще и экономический аспект. Тысячи студентов привозят в Томск большие деньги, счёт идёт на сотни миллионов долларов (каждый студент за год тратит не менее 2 тысяч долларов), поэтому следует создавать все условия, чтобы студенты к нам по-прежнему ехали учиться.

Вторым угрожающим фактором является недостаток общежитий. К сожалению, сейчас в вузах Томска недостаёт общежитий как для студентов, так и для аспирантов. ТГУ по плану Федерального агентства по образованию строит по переулку Буяновскому 16- этажное общежитие сметной стоимостью около 800 миллионов рублей. Два этажа уже поднялись, и хотя финансовый кризис внёс свои коррективы в темпы строительства, но мы постараемся сделать всё, чтобы года через два сдать это общежитие. В долгострой его нельзя превращать!

— Георгий Владимирович, ректоры двух томских вузов на пресс- конференциях в «Интерфаксе» рассказали о том, с какими программами ТПУ и СГМУ выступают в конкурсе Национальных исследовательских университетов. А как дела у ТГУ?

— Дело в том, что 2 сентября я был вызван в Министерство науки и образования, где обсуждались вопросы о предметных олимпиадах, поэтому не провёл пресс-конференцию. На конкурс «установление категории Национального исследовательского университета» подавно 137 заявок от вузов России. После вскрытия конвертов осталось 110 конкурсантов. Заявки остальных по разным причинам отклонили.

Четыре томских вуза — ТГУ, ТПУ, ТУСУР, СГМУ — подали документы. Думаю, конкурс тяжёлый для всех, в том числе, и для нас. Во-первых, надо учитывать, что суть термина «исследовательский университет» все понимают по-разному. Мы всегда считали, что основатели нашего вуза — Флоринский и Менделеев, чьи портреты висят в моём кабинете, и сделали Томский Императорский университетом исследовательским. Предполагается, что этот университет, помимо развития фундаментальных и прикладных научных исследований, должен воспитывать, прежде всего, исследователей. Не обязательно учёных, но непременно людей, которые с позиции исследователя подходят ко всем проблемам окружающего мира, ко всем процессам и, безусловно, это можно сделать только на основе интеграции науки и образования. Причём это касается всех направлений науки, это как методологический принцип.

Однако в документах, которые мы получили, речь, в основном, идёт о внедрении технологий, о решении экономических и научно-технических проблем. Но ТГУ — классический университет, где примерно половину занимает гуманитарный блок: факультеты филологический, исторический, психологии, юридический, философский, Институт искусства и культуры. И мы считаем это принципиально важным, так как классические университеты — это не только центры науки и образования, но и центры культуры. Влияние мощного социогуманитарного, социокультурного потенциала университета трудно переоценить в формировании личности студента, в создании особой ауры не только в вузе, но и в городе.

Лично я считаю: нельзя сводить понятие инновационной деятельности только к внедрению технологий, получению экономического эффекта. Жизнь гораздо богаче этой схемы, ведь не зря сказано: «Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет». И на самом деле, главный результат инновационной деятельности — благо для человека, а не чисто экономический эффект и зарабатывание денег!

У рабочей группы по подготовке проекта было два варианта: либо сделать чисто научно-технологический проект (нано- и биотехнологии, IT-технологии и т.п.) без какого-либо учета гуманитарного блока университета, либо создать проект исследовательского классического университета с учетом мощного социокультурного потенциала ТГУ. Конечно, мы пошли по второму пути, и это не только понимание выдающейся миссии классических университетов, но и вопрос самоуважения. Хотя, возможно, наш выбор не будет выигрышным моментом при рецензировании проекта.

— Ждать результатов осталось недолго — в конце сентября они будут уже известны?

— Да. Каждый из 110 проектов ушёл двум рецензентам, затем на основе рецензий будет составлен рейтинг 20-30 университетов, после чего комиссия, которую возглавляет министр науки и образования Андрей Фурсенко, тайным голосованием выберет не более десяти. С учётом того, что все ведущие вузы страны участвуют в конкурсе, можно судить о сложности выбора.

Проводя аналогию с приёмными кампаниями, я пошутил в ректорском сообществе: «Конкурс — один к десяти, но будут ещё целевики и льготники». Думаю, не надо долго объяснять, что среди «льготников» и «целевиков» — несколько столичных вузов, которые непременно получат высокое звание. Ситуация непростая, думаю, что на все Зауралье будет не больше 1-2 мест.

— А у томских вузов есть шансы?

— Да, шансы есть у всех и они примерно одинаковые. У каждого есть свой «конёк», свои преимущества. Может быть, какой-то приоритет по документации могут иметь ТУСУР и СибГМУ, потому что они более монопрофильные вузы. Этот конкурс «сделан» под технологические вузы, где развиваются приоритетные направления, в которых участвует почти весь коллектив.

Конечно, проиграть будет досадно, пусть и достойным конкурентам, тем более что ТГУ всегда был и остаётся исследовательским университетом. Так, недавно наш университет, участвуя в крупнейшей программе «Научно-педагогические кадры инновационной России», стал лидером по числу выигранных проектов на создание научно-образовательных центров.

— И последний вопрос. Предметные олимпиады все же остались за вузами?

— Да, в начале сентября на заседании Совета ректоров вузов России под руководством ректора МГУ Виктора Садовничего был утверждён порядок проведения предметных олимпиад как системы выявления талантливых ребятишек. Победители и призёры олимпиад получат преимущественное право поступления в вузы. В рамках Всесибирской олимпиады школьников, проводимой под эгидой Совета ректоров Сибирского федерального округа, планируется проведение олимпиад по физике, химии, географии.

Также мы получили согласие МГУ на проведение в нашем университете авторитетнейшей олимпиады «Ломоносов» по целому ряду предметов. Олимпиаду «Ломоносов» Томский университет будет проводить не только в Томске, но и в Улан-Удэ, Казахстане, Юрге, Бийске — везде, где работают наши филиалы. Надеюсь, что и другие томские университеты в скором времени договорятся с московскими вузами о проведении олимпиад. Уверен, что предметные олимпиады будут способствовать выявлению талантливых ребят, и именно они в первую очередь будут студентами вузов, а затем станут успешно работать как в науке, так и во всех отраслях экономики России.

Смотрите также