22 ноября, пятница
-4°$ 100,68
Прочтений: 6923

Денис Молотков: «В кризис необходим общенациональный мозговой штурм»

Денис Молотков: «В кризис необходим общенациональный мозговой штурм»
Фото: tomsk

О кризисе в сферах финансового, строительного и промышленного бизнеса Томской области представители власти с тревогой говорили еще нынешней осенью. Выступая с заявлением на 34-м собрании Думы Томска, председатель думского комитета по экономике и развитию предпринимательства, председатель Совета директоров объединенных компаний «Glass Expert» и «TM Glass», заместитель председателя Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Денис Молотков заявил: «Экономическая ситуация в Томске вызывает серьезные опасения. Подавляющее число банков в регионе сворачивают или уже свернули свои программы по кредитованию реального сектора экономики и потребительского сектора. По итогам 9 месяцев 2008 года объем ипотечных кредитов, выданных Региональным ипотечным агентством Томской области, сократился в 10 раз по сравнению с аналогичным периодом 2006 года. Банками прекращено финансирование не только новых проектов, но и ранее утвержденных кредитных линий. Практически все строительные компании пересмотрели планы нового строительства на следующий год, снизив объемы ввода жилья».

Как развивается ситуация сейчас? Что может сделать власть для смягчения влияния кризиса? Об этом — интервью с Денисом Молотковым.

— Сегодня тема мирового финансового кризиса стала, пожалуй, основной. Кризис ощутили все отрасли экономики. Во всяком случае, об этом говорят СМИ, констатируют представители федеральной и региональной властей. Что происходит в малом и среднем бизнесе, который всегда вносил ощутимый вклад в экономическое развитие России? Ваша оценка ситуации на примере томских компаний.

— Несмотря на неоспоримый факт, что причины кризиса изначально находятся вне границ России, некоторые отечественные и зарубежные аналитики еще в конце 2007 - начале 2008 годов прогнозировали нам экономическую напряженность, некоторую нестабильность. То есть, кризис был ожидаем. Желая подстраховаться, я в своей компании начал проводить ряд антикризисных мер еще весной и летом уходящего года. Хотя, конечно, сложно было оценить масштабы кризиса в полном объеме. В настоящее время рецессии в ее классическом понимании пока нет. Впрочем, думаю, это лишь дело времени. Потому что о спаде производства, замедлении темпов экономического роста заявляют уже такие страны, как США и Япония, и, поскольку мы живем в глобальном мире, избежать рецессии будет достаточно сложно.

— Но за последние 7-8 лет появились достаточно серьезные резервы, которые могли бы поддержать предприятия в сложный период...

— Это так. Однако, на мой взгляд, основные решения все же находятся в компетенции федеральных органов власти. Они запаздывают, а действовать нужно кратно быстрее! Понятно, я никоим образом не перекладываю всю ответственность на правительство, но считаю: кризис можно побороть только всем миром — начиная от уровня малых и средних предприятий, муниципалитетов, региональных и федеральных властей. Необходим общенациональный мозговой штурм. Также нужны нетривиальные решения со стороны органов местного самоуправления и субъектов федерации. Однако совершенно очевидно и то, что в моменты кризисов необходимо иметь возможность обращаться к тем источникам, которые есть в стране. Это фонд национального благосостояния и резервный фонд, которые до последнего момента назывались стабилизационным фондом.

Россия, по большому счету, еще не успела выйти из кризиса 98-го, и преференция в 10 лет по времени оказалась недостаточна для полного восстановления многих компаний, не говоря уже об их расширении, процветании и прочее... И это естественно, поскольку нельзя было сделать накопления, создать задел, чтобы спокойно переживать нынешний кризис. Стабфонд накапливал ресурсы в единственном числе, больше этого позволить не мог никто. Очевидно, настало время их использовать.

— То есть, тем самым мы смягчим влияние кризиса и не позволим рецессии развиваться дальше?

— Да. Сегодня необходимо точечно, разумно расходовать средства фонда. Все прекрасно понимают, что сейчас, в связи с сокращениями, снижением уровня зарплат возникнут серьезные суммы недоимок в бюджеты всех уровней. Нужно направить финансирование в государственную казну, для того чтобы многие, в том числе социальные обязательства, которые были взяты ранее, выполнялись. Но, как я уже сказал выше, данная мера не должна стать единственной. Для малого и среднего бизнеса необходимы налоговые каникулы – те самые, о которых довольно много говорилось. Правда, требуется взвешенная, сбалансированная политика между послаблениями в виде снижения налогов для бизнеса и поддержкой всех уровней бюджета. Пока существует неопределенность в экономике, о банковских кредитах предпринимательству не то чтобы можно забыть, но эта процедура представляется как маловероятная. Так вот, функцию кредитора в данном случае должно взять на себя государство. Помимо деклараций о том, что оно направляет средства в реальный сектор экономики, федеральная власть должна определиться с проводниками этих денег. Пока же слышим, в основном, декларации, а денег не поступает.

— Получая государственную поддержку, банки, прежде всего, заботятся о собственном выживании, а не о выживании реального сектора...

— Поэтому мы и наблюдаем достаточно серьезные интервенции денег в валютные операции. Деньги не вкладываются в производство: по мнению банков — это высокий риск. Да, конечно, но еще больший риск в том, если деньги не выдавать. Слушая президента и его послание о том, что к 2020 году в стране не менее 50% населения должен составлять средний класс, еще лучше — 70%, мы прекрасно понимаем, какой социальный слой может эту задачу решить: предприниматели. Если сегодня государство не поддержит малый и средний бизнес, то прогноз о «выживаемости» потенциальных представителей среднего класса может быть весьма негативным.

— В Томске спад в экономике уже ощутили. Предприятия сокращают штат, падают объемы производства, началась безработица, людей отправляют в вынужденные отпуска... Когда, на ваш взгляд, ситуация переломится?

— В обрабатывающем секторе и машиностроении нашего региона кризис, действительно, очень ощутим: достаточно сказать, что на томских заводах выручка упала в 2-3 раза. На Западе в случаях, если на том или ином предприятии выручка упадет на 10-15%, уже говорят о банкротстве и применении антикризисных мер, государственной поддержке. У нас же потери кратно больше. И при этом предприниматели пытаются нести социальную ответственность, которая у бизнеса, конечно же, есть. Это содержание рабочих мест, выплата заработных плат, различных видов налогов.

Тем не менее, когда я говорю про большой национальный диалог между государством и частным бизнесом, то это, на мой взгляд, дорога с двухсторонним движением. Нужно садиться за стол переговоров. Причем, медлить уже некуда. Если в ближайшие недели это не произойдет, если взаимопонимания достигнуть не удастся, может случиться так, что до весны большинство предприятий не доживут. И, самое главное, если не будет сбыта продукции — любая помощь окажется малоэффективной.

Надо срочно принимать меры по усилению внутреннего спроса. Он формировался и за счет зарплат, и за счет кредитования физических лиц. На сегодняшний день кредитование проблематично, заработные платы сокращаются. Значит, необходимы глобальные решения в рамках не отдельных отраслей, а экономики в целом. Нужно поддерживать оставшиеся предприятия, поставляющие продукцию на экспорт. Как, например, это происходит в Китае, где вкладываются серьезные средства во внутренний спрос, стимулируется экспортно-ориентированная продукция. Понятно, для власти всех уровней это серьезный вызов. Но, если не дать ему адекватного ответа, последствия спрогнозировать будет трудно.

При позитивном стечении обстоятельств, у страны есть реальный шанс выйти из кризиса одной из первых. Почему? До наступления кризисной ситуации менее 1% россиян работали и размещали собственные средства на фондовых рынках. Ипотечных кредитов, подобных тем, которые выдавали в Америке — без оформления соответствующих документов и первоначального взноса — наши банки и ипотечные агентства не имели. Малый и средний бизнес были ориентированы на внутренний спрос. Благодаря перечисленным макропараметрам, мы, с точки зрения кризиса в экономике, имеем больше шансов понести минимальные потери.

— Что будет с федеральными сетевыми компаниями? Им, наверняка, государство в первую очередь станет оказывать поддержку, в отличие от относительно небольших частных компаний?

— Нужно рассматривать положение каждого предприятия в отдельности. Сегодня величина компании не говорит ни о чем. Нужно знать структуру заемного капитала. У меня сложилось впечатление, что быстрый рост сетевых компаний стал возможен не благодаря собственным средствам, а за счет кредитов. Возможно, сетевой бизнес столкнется с проблемами рефинансирования долгов или их возврата.

У мелкой компании есть точно такой же шанс успешно пережить кризис, как и у крупной. Но суть в другом: в стране глобально падает спрос на товары и продукты питания. Сегодня даже по ситуации в компаниях, занимающихся реализацией последних, заметно следующее: количество чеков неизменно, а вот цена среднего чека снизилась прилично. Более того, продуктовые магазины меняют матрицу набора продуктов — спрос качнулся в сторону недорогих продуктов питания, может быть, даже с потерей их качества. Создается определенный риск для здоровья людей, а это, согласитесь, уже вопрос национальной безопасности. Так что, антикризисные меры нужны срочные.

— В городской Думе вы возглавляете комитет по экономике и развитию предпринимательства, неоднократно поднимали тему правовой защиты малого и среднего бизнеса, создания механизма его взаимодействия с властью. В 2007 году Дума приняла целевую программу «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Томске» на 2007-2010 годы. Работает ли она сейчас?

— Программа достаточно успешно отработала почти два года. На 2009 год запланировано увеличение бюджетных средств до 9 млн. рублей, которые необходимы для ее реализации. Есть договоренность с областной администрацией о софинансировании программы в таком же или даже чуть большем размере. Однако, принятый городом бюджет будущего года определил защищенные статьи. Они касаются расходов по социальной защите населения, с чем я абсолютно согласен, прочие же расходы были вынесены «за скобки». Депутаты будут корректировать бюджет каждый месяц с тем, чтобы город мог жить, так сказать, по доходам.

Существование и будущее программы поддержки малого и среднего бизнеса выглядит сегодня довольно туманно. Но это не говорит о том, что надо бросать предпринимателей, оставляя их на произвол судьбы. Если федеральный и областной бюджеты увеличивают суммы поддержки в реальный сектор экономики, город тоже не должен оставаться в стороне. Это полноценный социальный вопрос. Может быть кто-то еще не совсем осознает справедливость моих слов. Убедиться, возможно, придется сразу же после новогодних праздников, когда могут начаться массовые сокращения на предприятиях, длительные задержки заработной платы.

Сейчас на уровне Думы и администрации города идут достаточно жесткие дискуссии. Я настаиваю на том, что необходимо сохранить размеры финансирования программы в тех объемах, которые были запланированы, максимально привлечь областное финансирование, сформировать полноценные фонды. Они должны составлять гарантию для предприятий малого и среднего бизнеса, так как их работа основана на взаимной ответственности города и предпринимателей в соотношении 50 на 50.

— По такому пути, насколько известно, в свое время шли многие развитые страны Запада?

— Да, например, Италия. В 80-х годах эта страна с помощью фондов практически вытянула из пропасти малый и средний бизнес, и лет за 15-20 он стал таким, каким хотят видеть наш реальный сектор президент и правительство России к 2020 году. Значит, нужно закладывать фундамент будущего успеха сегодня. В противном случае, на успешное развитие национальной экономики рассчитывать, по большому счету, не придется.

Послесловие
Авторитетность мнения Дениса Молоткова сомнению не подлежит. Томским предпринимателям требуется незамедлительная поддержка со стороны бюджетов разных уровней. В администрации Томской области утверждают, что механизмов поддержки малого и среднего бизнеса на территории региона разработано достаточно и они действуют. Это информационная, финансовая и организационная формы поддержки: тематические справочники, интернет-портал «Малый и средний бизнес Томской области», семинары и «круглые столы», областной конкурс «Бизнес-старт», субсидирование процентов по кредитным договорам, договорам займов, лизинга, франчайзинга, технологического присоединения, консультационная поддержка.

Сегодня совместно с Минэкономразвития РФ областной департамент развития предпринимательства и реального сектора экономики планирует ввести ряд дополнительных форм поддержки: поддержка «стартующего» бизнеса и новых проектов в сфере производства и услуг (для безработных и ищущих работу), поддержка кредитования малого и среднего бизнеса через механизмы поручительств регионального гарантийного фонда; развитие программ микрокредитования через систему кредитных кооперативов; реализация дополнительных мер по поддержке сбыта томской продукции и снижению административного и фискального давления на предпринимателей.

В 2009 году в области будет запущен механизм поручительства через региональный гарантийный фонд, упрощающий процедуру получения кредита в банке в размере до 5 миллионов рублей представителям малого и среднего бизнеса. На осуществление данных целей из областного бюджета выделено 25 миллионов рублей, еще 25 регион получит из федерального бюджета.

Помимо этого, возобновится программа выдачи целевых займов для субъектов малого и среднего бизнеса через систему кредитных кооперативов. Предполагается, что уже в 2009-м году в области будет выстроена четкая система мер господдержки малого и среднего бизнеса на каждом этапе его развития. Одним из первых этапов новой программы дополнительных мер государственной поддержки предпринимателей станет очередной конкурс «Бизнес-старт», о начале которого уже официально объявлено. Насколько вышеперечисленные меры будут способствовать возрождению реального сектора экономики? К сожалению, сказать определенно об этом пока никто не рискует.

Смотрите также