Владимир Коренев: «В ТГАСУ о создании университетского кампуса в Томске говорили 40 лет назад»
Почему томским вузам нужна единая студенческая среда, какой она должна быть и как в текущих реалиях должен меняться Томск как город-университет
Актуальных тем в градостроительстве Томска много. Связаны они и с жилищным строительством, и сохранением исторического архитектурного наследия, и с дизайн-кодом города. В последнее время активно обсуждается создание многофункционального студенческого кампуса. Требуется новый взгляд на обустройство жилья и городской среды, связанный с эпидемиологическими ограничениями, цифровизацией деловых процессов, переходом на удаленный формат работы. О том, в каких изменениях нуждается Томск как студенческий город, что для этого делается, каким будет многофункциональный студенческий кампус, мы поговорили с деканом архитектурного факультета Томского государственного архитектурно-строительного университета, бывшим главным архитектором Томска Владимиром Кореневым.
***
— Владимир Иннокентьевич, сейчас в Томске очень активно обсуждается создание большого студенческого кампуса. Как давно у архитекторов ТГАСУ возникла подобная идея? Предлагает ли вуз для города проекты, главной мыслью которых является создание в городе единой студенческой среды, досугового центра и так далее?
— Идея создания в Томске единой кампусной среды возникла у томских архитекторов достаточно давно. Еще в конце 70-х — начале 80-х годов начали говорить об этом и предлагать соответствующие градостроительные решения. В то время был разработан проект планировки территории вдоль Московского тракта, где предусматривалось строительство новых вузовских зданий. ТГАСУ, в то время Томский инженерно-строительный институт, никогда не оставался в стороне и также предлагал проектные решения по развитию Томска как студенческого города. Этой темой занимались как ученые, так и студенты вуза. Был разработан большой проект по размещению корпусов ТИСИ на Кузнечном взвозе, выполнялись экспериментальные проекты учебных корпусов, общежитий, разрабатывались проектные предложения по благоустройству университетских и городских территорий. В этот период, например, повсеместно в городе силами стройотрядов по проектам студентов-архитекторов создавались детские деревянные городки — в Академгородке, на Каштаке, на Черемошниках и на других городских территориях. Также вспоминается и мой дипломный проект, который я защитил в 1981 году. Он был ориентирован на создание межвузовского комплекса общежитий на сложном рельефе в районе Учебной и Московского тракта.
В середине 80-х годов в ТИСИ было создано межвузовское студенческое проектное бюро (МСПБ). Несмотря на то что оно называлось «студенческое», бюро стало профессиональной проектной организацией, нацеленной на выполнение проектов для томских вузов. По проектам МСПБ были построены досуговый центр общежитий на ул. Пушкина, осуществлена реконструкция ряда учебных корпусов, выполнен интерьер Российско-немецкого центра ТПИ и ряд других проектов для томских вузов.
Большое значение в позиционировании Томска в качестве университетского города имела работа 2007 года по созданию городской целевой программы «Томск как центр образования, науки и инноваций мирового уровня». Руководил ее разработкой ректор ТПИ Юрий Похолков, наш институт курировал раздел, связанный с архитектурой и строительством в университетском городе. Многие моменты, которые тогда были обозначены, стали в будущем основой для стратегического видения роли томского научно-образовательного комплекса в развитии города, повлияли на разработку нового Генерального плана Томска и других нормативно-правовых документов.
— Как в настоящее время ТГАСУ участвует в разработке комплексной студенческой среды в городе? Какова роль вуза, архитекторов вуза в проекте «Большой университет»?
— Начну с того, что консорциум томских научно-образовательных и научных организаций, где детально обсуждается концепция создания Томского большого университета, определил ряд приоритетов и направлений, по которым должно развиваться университетское сообщество. ТГАСУ отвечает за направления «Город-университет» и «Томск — студенческая столица». Ключевая задача — обеспечить сотрудничество и взаимодействие томских университетов с муниципалитетом, создать в Томске комфортную городскую среду для развития образования, науки и высокотехнологичного бизнеса. При этом рассматриваются не только вопросы, связанные с архитектурой и дизайном, но и вопросы, связанные с экологией, социокультурной сферой. Еще одна из задач нашего университета — это помощь томскому научно-образовательному комплексу в реализации собственных проектов по повышению качества архитектурной среды и модернизации своей инфраструктуры.
Сегодня в университете достаточно много делается в этом направлении. Это и поиск стратегических градостроительных решений, и решений, связанных с проектированием новых университетских объектов, обследованием и реконструкцией существующих зданий, разработкой проектов по благоустройству территорий вузов. Несколько лет назад в ТГАСУ был разработан большой проект по планировке территории береговой части реки Томи от Коммунального моста до набережной реки Ушайки, где было зафиксировано размещение новой дамбы и возможность создания на пойменных территориях объектов студенческого комплекса. Недавно в рамках архитектурного конкурса были сделаны дизайн-проекты на благоустройство территории и знак-символ СибГМУ. В прошлом году мы разработали для ТПУ концепцию градостроительного развития стадиона «Политехник».
То есть сегодня мы как вуз являемся активными участниками создания и проектирования объектов научно-образовательного комплекса.
Но если говорить в целом о городе, то мы также реализуем немалое количество проектов, важных для Томска. Это, например, рекультивация полигона ТБО в Новомихайловке, проекты, связанные с реставрацией объектов культурного наследия — театра «Скоморох», здания краеведческого музея и прочие. Важную роль в этой работе играет наш Региональный проектный институт — преемник МСПБ.
— Вы затронули тему важных городских проектов. А как вуз участвует в реализации национальных проектов, например, «Жилье и городская среда»?
— Этот нацпроект включает в себя четыре федеральных: «Жилье», «Формирование комфортной городской среды», «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда», «Ипотека». Наиболее активно ТГАСУ занимается реализацией первых двух проектов. Новое время требует новых форм организации жилой застройки как с точки зрения планировки, так и исходя из принципа «умный дом — умный квартал — умный город». Мы пытаемся найти решения, связанные с созданием новых типов жилья. Акцент делается не на микрорайонный формат застройки из отдельно стоящих высотных домов, а на квартальный из пяти-шестиэтажных домов, где бы формировалась новая для человека среда проживания. При этом разговор идет о создании классических улиц, когда главные входы в дом осуществляются из общественного пространства улицы, а внутреннее пространство является приватным и используется только жителями этого здания. Также разрабатываются проекты по реновации существующих застроенных территорий, образующихся после сноса аварийного жилья. Очень интересная тема, связанная с проектированием малоэтажной застройки на основе созданной в ТГАСУ технологии деревянного домостроения.
В программе «Формирование комфортной городской среды» мы участвуем с самого начала ее реализации. И это не только дизайн-проекты. Это и разработка проектно-сметной документации, и строительный надзор за их выполнением. В качестве примера можно назвать такие общественные пространства Томска, как сквер на улице Кутузова, сквер, посвященный Суворову, у здания автодорожного техникума, площадь Дворца творчества детей и молодежи и другие. Большое количество проектов реализуется в поселениях Томской области.
Еще одна из задач, которая тесно переплетается с нацпроектами, это переход к цифровой экономике. Для нас с этой точки зрения очень важно внедрение BIM-технологий в проектирование и строительство зданий.
По всем этим направлениям мы активно работаем. Участвуют в проектировании и студенты.
— Насколько, по вашему мнению, важен студенческий взгляд на город, городскую среду? Есть ли достойные студенческие проекты?
— Студенческий взгляд сам по себе очень интересен. Ребята видят мир другими глазами, находятся в другой системе взглядов на ту среду, в которой они проживают, и их интерпретации очень любопытны. Вопрос — как представить свою идею и размышления в виде модели, эскиза, графически исполненной концепции? Особенность архитектурного образования в том, что студенты уже с первого курса учатся проектному мышлению, умению превращать высказанные идеи в конкретные архитектурные образы и инженерные решения. Понятно, что на первых порах это может выглядеть несколько утопично, но в последующем появляется много здравых предложений, которые вполне могут стать реализуемыми проектами. Надо сказать, что без преподавателя-наставника такого добиться невозможно. Но еще раз подчеркну: первичные зарисовки (у нас они называются клаузура) всегда делают студенты, а затем вместе с педагогом доводят до полноценного проектного уровня.
Студенты на самом деле разрабатывают множество интересных проектов, и мы показываем наши наработки области и городу, чтобы они понимали и представляли, как можно развивать город, в том числе и для целей университетов. Здесь хотелось бы выделить включение студентов-архитекторов в так называемое соучаствующее проектирование. Созданная на базе ТГАСУ межвузовская «Живая лаборатория» позволила не только подключить студентов к проектированию, но и реализовать ряд проектов по благоустройству улиц и территорий университетского кампуса. Данный проект получил известность на федеральном уровне и стал ярким примером участия молодежи в общероссийской инициативе «Городские практики».
Кстати говоря, многие студенческие работы имеют не только российскую известность, но и получают международное признание. Год назад наши ребята получили спецприз в Милане, защитив свой проект мультикомфортного жилого дома, в прошлом году в число победителей вошел проект реконструкции моста в Копенгагене. И таких примеров много.
— Понятие «город-университет» уже довольно продолжительное время на слуху. Что оно в себя включает и почему относится именно к Томску?
— Понятие это очень непростое. Существуют разные типы городов, как, например, город-курорт, промышленный город, город-спутник. В последнее время в обиход вошло понятие «город-университет». Далеко не каждый город может нести такое звание. Существует множество городов, в которых есть большое число университетов. В Сибири, например, это Новосибирск, Иркутск, Тюмень. Тем не менее именно Томск сегодня имеет статус студенческой столицы и по праву считается университетским городом. Причин тут несколько. Во-первых, университеты совместно с научными учреждениями являются важнейшими организациями, влияющими на экономику Томска и его социальный портрет. Поэтому Томск — единственный в стране город, в котором научно-образовательному комплексу отводится градообразующая роль. Отмечу, что консолидированный бюджет всех томских вузов выше, чем весь бюджет Томска — это о многом говорит.
Во-вторых, это уникальная градостроительная ситуация, особенности территориально-пространственной структуры научно-образовательного комплекса. Все наши крупные вузы находятся в центральной части Томска, в пешеходной доступности друг от друга, а такое есть далеко не в каждом городе. Не менее важно и то, что корпуса университетов, их студенческие городки, Академгородок, ТВЗ, рекреационные зоны также достаточно близко расположены друг от друга, находятся в хорошей транспортной доступности и формируют своего рода планировочную дугу города.
Наконец, у города-университета должна быть историко-культурная составляющая, когда историческое развитие университетов становится непосредственным и важнейшим фактором в формировании образа города, его архитектурного наследия. У Томска именно так и происходило.
Поэтому в целом город-университет — это тот город, в котором университеты играют особую историко-культурную, социально-экономическую и пространственную роль, оказывают влияние на городское сообщество, экономику и образ города.
— А на фоне пандемии изменился ли взгляд на Томск как на город-университет? Чего не хватает городу в текущих реалиях, с вашей точки зрения?
— В условиях пандемии высветилось достаточно много проблем в повседневной городской жизни. Большое количество студентов выехали из города, перейдя на дистанционное обучение. Уменьшилось число внутригородских миграций. В определенный период останавливалась работа учреждений спорта, культуры, бытового обслуживания. Для города-университета переход к дистанционной подготовке студентов является наиболее ощутимым явлением. С одной стороны, это, безусловно, большой шаг по цифровизации образования. Значительно ускорилась подготовка электронных учебных курсов, видеолекций, что дало студенту возможность учиться, не выходя из дома. Но с другой стороны, а это особенно важно для городов, в которых количество иногородних студентов занимает значительное место в численности населения, выезд таких студентов из города очень сильно ударил по экономике Томска. Поэтому возвращение к очному обучению для города-университета — очень важное событие как с точки зрения образовательного процесса, так и с точки зрения повседневной городской жизни.
Если говорить о том, как может измениться архитектурная среда города в условиях эпидемиологической опасности, то, на мой взгляд, больших изменений в ближайшее время мы не увидим, но могут появиться определенные тренды. Во-первых, усилится процесс автономизации жилища и появление в жилых образованиях новых общественных функций, возникновение новых сервисов, уменьшающих необходимость перемещения по городу. У нас сегодня жилое образование — это детский сад, школа, и на этом все заканчивается. На мой взгляд, внутри таких микрорайонов, жилых кварталов должны появиться центры общественной активности, небольшие центры с коворкингами, пункты МФЦ, медико-профилактические пункты с местами для участковых врачей, комнаты для активного отдыха и занятий спортом. Их создание позволит обеспечить полноценную среду жизнедеятельности и сократить нагрузку на общественный транспорт, что в условиях эпидемий имеет особое значение.
Важным фактором, предотвращающим эпидемиологическую опасность, может стать переход к жилой застройке со средней этажностью, уменьшающей количество жителей в жилой секции и соответственно степень распространения вируса внутри дома в местах общего пользования. Также возникает необходимость в создании благоустроенных общественных пространств внутриквартального типа, включающих в себя спортивные, детские площадки с разнообразными формами и хорошим дизайном. Это могло бы позволить уменьшить число внутригородских миграций с детьми.
Есть еще один аспект, с которым мы уже столкнулись сегодня. Распространение дистанционной формы деятельности приводит к переосмыслению принципов обустройства и планировки офисных и жилых пространств. Рабочие процессы перемещаются в жилище. Рабочие места или рабочие кабинеты могут стать такой же обыденной частью квартиры, как кухня и жилые комнаты. Также актуальным будет создание общего пространства внутри дома для деловых встреч, например на первых этажах по типу холлов в гостиницах. Все это позволяет предположить, что могут возникнуть новые планировки квартир и жилых домов в целом.
— Текущие реалии затронули, конечно, и студентов. В этой части как изменился взгляд на потребности студенческого сообщества? И если вернуться к теме, которую мы затрагивали ранее, — создание в Томске студенческого кампуса, большого многофункционального городка, каким должен быть кампус?
— Сегодня существуют различные варианты по размещению и формированию нового университетского кампуса в Томске. Существует версия по расширению студенческого городка в районе улицы Вершинина за счет выноса учреждения УФСИН. Также озвучена идея размещения будущего кампуса на левом берегу. Каждый из этих вариантов имеет свои плюсы и минусы. После принятия окончательного решения, я надеюсь, университет примет участие в проектировании.
Отмечу, что о том, как должен быть устроен современный студенческий кампус, мы задумались много лет назад и в 2010 году совместно с администрацией города провели архитектурный студенческий конкурс «Университет XXI века». Была сделана попытка оценить возможность размещения нового кампуса на левом берегу Томи, напротив транспортной развязки. Были предложены различные подходы к планировке и образу кампуса.
Один из них основывался на экологических принципах: множестве зеленых пространств, масштабной архитектуре учебных и жилых корпусов, зданий бизнес-инкубаторов, спортивных и досуговых зданий. Был проект, когда учебные корпуса как главные единицы стоят высотными объектами, которые постепенно каскадом перетекают в лабораторные блоки и далее рассыпаются в среднеэтажное студенческое жилье и индивидуальную застройку для профессорско-преподавательского состава. Или, например, была идея с широкой внутренней улицей, вдоль которой устраивается остекленная галерея, объединяющая учебные, общественные и жилые корпуса. И так далее.
— И все-таки какой он — идеальный студенческий кампус? Что должно в него входить?
— В первую очередь должна быть решена задача самодостаточности этой территории, то есть это должны быть не просто спальные районы для студентов и преподавателей. Это должна быть полноценная среда с необходимой инфраструктурой отдыха, спорта, бытового и медицинского обслуживания. Кроме того, должна быть предусмотрена возможность для занятости студентов как внутри кампуса, так и для их дистанционной учебы и работы. В то же время университетский кампус не должен быть полностью автономным. Он должен быть тесно связан с исторически сложившимися университетскими территориями, иметь удобную транспортную и пешеходную доступность.
В любом случае, чтобы решить эту нелегкую пространственную задачу, требуется тщательная комплексная проработка градостроительных, транспортных, архитектурных и инженерных решений, учет существующих реалий и тенденций, связанных с появлением новых технологий и цифровизацией нашей жизни.
На правах рекламы