Александр Деев: «Продажа хоть одной рюмки своего алкоголя — это уже нарушение»
Председатель областного комитета по лицензированию о контрафактном алкоголе, смерти от метилового спирта и агрегаторах такси
Законопослушность — не та черта, которую ценят россияне. Напротив, тем, что находят лазейки в законах, многие гордятся. Да и сами законы, к сожалению, нередко далеки от совершенства. Однако есть сферы, в которых нарушение закона может повлечь ущерб здоровью. Среди них — производство и продажа нелегальной алкогольной продукции и нелегальные перевозки в такси. О том, как обстоит ситуация в этих направлениях в Томской области, мы поговорили с председателем комитета по лицензированию Томской области Александром Деевым.
Зеленый змий
— Александр Николаевич, не все знают, чем занимается возглавляемый вами комитет. Расскажите про это.
— Мы являемся органом государственной власти Томской области. Наши основные направления деятельности — это лицензирование медицины, фармации, легального оборота наркотиков, выдача разрешений на такси, и, конечно, огромный раздел деятельности связан с контролем за алкоголем. До 2018 года наши полномочия ограничивались выдачей лицензий на продажу алкогольной продукции на всей территории Томской области. С прошлого года к этому добавилась функция госконтроля за продажей алкоголя.
— Проблема продажи нелегального алкоголя, пожалуй, одна из самых острых. В чем главная опасность его употребления?
— Приведу пример из моей практики. Одно из моих образований — медицинское, и много лет назад, когда я был студентом, подрабатывал в реанимации. Помню одну страшную ночь, когда к нам санавиацией из Стрежевого стали привозить нефтяников. Они нашли в скважине запечатанную бочку и решили попробовать. Сначала проверили народными средствами (которые никуда не годны). Например, бросили в жидкость очищенный картофель. Считается, что в метиловом спирте он синеет, но это не так. Выпили, и все. Ужасная ситуация.
При отравлении метиловым спиртом у человека в первую очередь страдает дыхательная система: происходит паралич дыхательного центра в головном мозге, и человек задыхается, а потом у него останавливается дыхание. Возможна временная помощь — интубация, искусственная вентиляция легких. Тогда было более 30 пострадавших, со всего города везли реанимационные аппараты, но это не помогло. Молодые здоровые мужики умирали. Бессилие.
И сегодня, к сожалению, когда происходит отравление суррогатным алкоголем, практически нет антидотов. Только за 10 месяцев 2018 года в Томской области от отравления нелегальным алкоголем погибло 115 человек.
Еще одна сторона медали — «пьяные преступления». В Томской области более 25 % всех преступлений совершается преступниками в состоянии алкогольного опьянения. При этом в России есть регионы, где в состоянии опьянения совершается более 40 % преступлений.
Проблема огромная.
— Как много внимания уделяется этой проблеме на государственном уровне?
— Помните страшную историю в Иркутске, когда в 2016 году там от отравления метиловым спиртом погибло 78 человек? После того случая государство приняло определенные меры, поменялись федеральные законы, и всем субъектам РФ дали полномочия по контролю за продажами алкогольной продукции.
В свое время был подписан указ президента о стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года. И там есть отдельный пункт, где сказано, что алкоголизм и его последствия являются в России угрозой национальной безопасности в сфере здравоохранения. Так что внимание этой теме уделяется самое большое. Кстати, рассуждения на тему, что россияне — самая пьющая нация, далеки от истины. Среди европейских стран Россия занимает по этому показателю четвертое место. В мире она еще дальше от лидеров.
— Время от времени озвучиваются радикальные предложения: существенно ограничить или совсем запретить продажу алкоголя, поставить его вне закона. Как вы к этому относитесь?
— По экспертным оценкам, от 30 % до 40 % объема потребленного в России алкоголя — это нелегальная продукция. Это и контрафакт (подделка), и самогон, и суррогаты. И бороться нужно, прежде всего, с этим.
Что касается производства легального алкоголя, оно тесно связано с экономикой. В Томской области два предприятия производят крепкий алкоголь, и десять — пиво и пивные напитки. При этом два предприятия входят в пятерку самых крупных предприятий в СФО. В прошлом году производители пива и крепкого алкоголя по акцизам принесли в региональный бюджет 3,8 миллиарда рублей. Что касается рабочих мест, в летний сезон самое крупное предприятие региона по производству пива обеспечивает рабочими местами около тысячи человек.
Как бы не относились томичи к местным производителям пива, они занимают около 63 % рынка продаж. И если их не будет, их место с удовольствием займут нелегалы и производители из других регионов России.
— Какие инструменты сегодня позволяют контролировать легальных производителей?
— Например, система ЕГАИС. Это единая государственная автоматизированная система, которая позволяет отследить весь путь алкоголя, от производства до продажи в магазине. На каждой бутылке должны быть наклеены специальные федеральная и акцизная марки. Когда кассир в магазине считывает код, информация сразу поступает в единую базу в Москве. Кстати, эти же марки позволяют определить подлинность алкоголя. Если кассир не может при вас пробить бутылку, это означает, что либо марка повреждена, либо это контрафакт.
— Можно ли благодаря системе ЕГАИС определить, сколько пьют в разных населенных пунктах?
— Конечно. Например, в Стрежевом, который расположился на первом месте в области — 7,6 литра водки на душу населения. Места со 2 по 4 занимают Александровский район, Северск и Томск. Меньше всего по данным системы пьют в Верхнекетском, Первомайском и Кожевниковском районах — в пределах 2 литров. Но это только легальный алкоголь. И из такой картины можно сделать определенные выводы. Стрежевой — это фактически замкнутый город, в который ведет единственная дорога из Нижневартовска. Контрафакт из Томска на самолете не повезешь. Из Нижневартовска завозят, но не в таких объемах: большую часть перехватывает полиция.
Если район удаленный, везти туда контрафакт невыгодно, и жители просто гонят самогон сами. Если, напротив, как в случае с Кожевниково, транспортная доступность хорошая, путей для доставки контрафакта тоже много. В этот район ведет и дорога из Томска, есть мало контролируемая дорога из Новосибирска. Мы там были и будем обращать на этот район особое внимание.
— Какими способами сегодня распространяется нелегальный алкоголь?
— Довольно активно производит самогон население. Официально это не запрещено. Если человек купил самогонный аппарат и гонит самогон, до того момента, пока он не стал его продавать, это не рассматривается как правонарушение. Но как только он хотя бы маленькую рюмочку продал — все, это уже нарушение, которое влечет за собой штраф в 50 тысяч рублей, изъятие продукции и самогонного аппарата. Такими продавцами занимается полиция.
После внедрения системы ЕГАИС продать нелегальный алкоголь в большинстве магазинов стало проблемно. Однако 290 населенных пунктов Томской области не имеют доступа в интернет. Соответственно, использовать там эту систему невозможно. Неудивительно, что из городов нелегальный алкоголь ушел в село. Например, нелегальный алкоголь перебазировался в придорожные кафешки и магазинчики. Я не скрою, это тоже будет предметом нашего контроля. Нам эти полномочия передали только в 2018 году. Мы тщательно отрабатывали методики, писали документы, согласовывали с прокуратурой. Поэтому серьезных акций в ушедшем году было немного.
Среди громких дел — проверка в одном известном развлекательном комплексе в Октябрьском районе Томска в декабре совместно с правоохранительными органами (подробнее — тут). Там мы обнаружили нелегальную алкогольную продукцию. Им грозит минимальный штраф в три миллиона рублей, плюс изъятие контрафактной продукции.
Не секрет, что в Томск идет завоз: канистрами, бочками, фурами. Это сфера ответственности ФСБ и правоохранительных органов. Информации за прошлый год у меня пока нет, но в 2017 году на территории области сотрудниками ФСБ и полиции было изъято более 266 тысяч литров нелегального алкоголя. Это только то, что нашли. При этом мало кто знает, но с 2018 года законодательно запрещена перевозка алкоголя объемом более 10 литров без документов. Нарушителям грозит крупный штраф с возможной конфискацией грузового или легкового авто.
— Если в магазине насторожит ситуация, когда кассир не может пробить бутылку, то как проверить алкоголь на легальность в точках общепита? Особенно если учесть, что наливают часто рюмками и бокалами?
— Москвичи разработали отличное мобильное приложение «АнтиКонтрафакт Алко». Находясь в кафе или ресторане, вы имеете полное право попросить принести бутылку, из которой вам наливают напиток, и с помощью программы ее проверить. Понятно, что это может быть дежурная бутылка, которую приносят клиентам. Во многом это на совести владельцев, официантов и других работников общепита. Здесь мы тоже работаем.
Кроме того, все точки общепита, в которых продается алкоголь, обязаны иметь государственную лицензию, она должна висеть на видном месте. Если ее нет, то уже кроме вопроса какой тут алкоголь продают, предпринимателям грозит статья УК РФ за занятие предпринимательской деятельностью без лицензии.
На основании жалоб граждан в январе этого года проверки прошли в двух объектах общепита, в которых продажа алкоголя велась без лицензии. Сейчас мы проводим административное расследование.
— Огромная проблема Томска — многочисленные закусочные, которые торгуют алкоголем ночью. Ведется ли работа с ними?
— Эта проблема характерна не только для нашего региона. Редкий многоквартирный жилой дом обходится без точки продажи алкоголя. До 40 % выручки у крошечных магазинов шаговой доступности — от продажи пива и крепкого алкоголя. Многие из них замаскированы под бары и закусочные и работают круглосуточно. У точек общепита сейчас уведомительный порядок начала работы. Предприниматели пишут уведомление в Роспотребнадзор — «мы бар». Это вводит в заблуждение и жителей, и полицию.
Но мы нашли соответствующую правовую базу. Продажа алкогольной продукции в ночное время разрешена только в объектах общественного питания. И большинство «закусочных» под его определение не подходят. Итак: предприятие общественного питания должно иметь минимум два входа (для посетителей и персонала), два туалета (а у закусочных их, как правило, нет), обязательно — отдельный зал обслуживания и кухня, а также наличие собственной продукции (вяленая рыбка и орешки не в счет). Наши специалисты договорились с полицией о взаимодействии, мы им разъясняем эти отличия, показываем.
В 2016 году в Томской области вступил в силу закон «о 16 стульях». Областные депутаты разумно решили, что продавать ночью алкоголь в учреждениях общепита, в которых менее четырех столов и, соответственно, 16 стульев — запрещено. Однако поправки в федеральное законодательство сняли все ограничения, и мы вынуждены были отменить этот закон. Вы будете смеяться, но сегодня открыть точку общепита можно даже в однокомнатной квартире. Чтобы убрать эту недоработку, ряд регионов внесли в Госдуму законопроект, который бы позволял субъектам РФ запрещать подобную практику. Вопрос рассматривается.
— Какие напитки чаще всего подделывают?
— Мы отслеживаем все информационные сообщения в сфере оборота алкоголя. Например, осуществляем информационное взаимодействие с Росалкогольрегулированием. По их данным, чаще всего подделывают коньяк (до 60 % всего коньяка, продаваемого в нашей стране). Умудряются даже на эти бутылки лепить реальные акцизные марки (правда, при считывании программа иногда показывает, что это виски и так далее). Чуть реже подделывают виски, водку. С дорогими напитками игра стоит свеч. Меньше всего подделывают слабоалкогольные напитки, шампанское.
Самый популярный напиток томичей при этом — это пиво и пивные напитки. Эту статистику утяжеляет молодежный Томск. Студенты в силу финансов и привычек предпочитают именно его. Далее по популярности — вина и винные напитки, водка, шампанское, коньяки и виски.
— Были ли случаи отзыва лицензий на продажу алкоголя у предпринимателей?
— За 2018 год мы аннулировали 14 лицензий. Если предприниматель часто нарушает правила, значит, незачем ему ее иметь. Мы через суд аннулируем лицензию. По этому показателю мы на первом месте в Сибири. Если выявлены случаи продажи алкоголя несовершеннолетним, мы пишем представление в Росалкогольрегулирование, и они во внесудебном порядке отзывают лицензию. Кстати, по этому направлению мы активно начали работать с конца 2018 года.
Многие продавцы даже не знают, какие документы они могут попросить для подтверждения возраста покупателя. Тем временем законодательством определен четкий перечень таких документов: паспорт гражданина РФ, заграничный паспорт, временное удостоверение личности гражданина, удостоверение личности моряка, дипломатический паспорт, служебный паспорт, удостоверение личности военнослужащего или военный билет, вид на жительство, разрешение на временное проживание, удостоверение беженца, свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ, водительское удостоверение и персонифицированная карта зрителя.
Обращаю ваше внимание, что с 2018 года в комитете по лицензированию работает горячая линия по контролю за продажами алкоголя и спиртосодержащей продукции. О случаях нелегальной реализации алкоголя вы можете сообщить по телефонам: 527-103, 528-121.
Такси, такси, вези, вези…
— Еще одна острая тема для нашего города — легализация рынка такси. Сегодня там правят агрегаторы. Насколько реально в таких условиях полностью вывести такси из тени?
— Прошло уже то время, когда люди стояли у обочины и махали руками. Сейчас сам таксист нас ищет. А как это сделать быстро? Через агрегаторов, мобильные приложения. Когда 7-8 лет назад принимался закон о такси, он не учитывал появление агрегаторов («Яндекс.Такси», «Максим» и других). А я ознакомился с опытом их работы. Например, у такси «Максим» диспетчерская находится в Кургане. Оттуда они работают на всю Россию, уже вышли на Китай, Болгарию, Иран и другие страны. И самое главное, агрегаторы не несут вообще никакой ответственности ни перед гражданами, ни перед водителями.
Они заключают с водителем договор, и за информационное обслуживание берут от 10 % до 30 % с каждого заказа. На этом все. При этом агрегаторы часто дают заказы людям, которые не имеют даже разрешения на работу таксистом. Для крупных игроков главное — прибыль, поэтому они работают с этой огромной теневой массой.
— Были в Томске случаи, когда пассажиры пострадали, вызвав нелегальное такси?
— Был случай, когда девушка вызвала такси через приложение. Таксист довез ее до улицы Розы Люксембург и забился в припадке — эпилептик. Вопрос: как он права получил? И второй вопрос: как ему агрегатор дал этот заказ, если у него не было нашего разрешения? Потому что мы их тоже просто так не выдаем.
— В чем преимущество легальных такси?
— Это ежедневный медицинский осмотр водителей перед рейсами. Это техосмотр машины каждое утро. Когда к вам подъезжает легальное такси с шашечкой и наклейкой, подразумевается, что созданы все условия, чтобы пассажир был уверен, что его довезут до места назначения.
Само разрешение стоит недорого: тысячу рублей на одного водителя. Срок его действия — пять лет. Они выдаются с 2011 года. За это время на территории Томской области выдано 15 100 разрешений. В настоящее время действующих разрешений — 3 615 (кто-то аннулировал, кто-то не продлил). И я думаю, что не меньше, если не больше таксистов у нас нелегальных.
— Каков объем рынка такси в Томске?
— В Томске и Томском районе, по предварительным расчетам (понятно, что учесть все сложно), совершается порядка 16 миллионов поездок в год и перевозится около 28 миллионов пассажиров. Обычная арифметика: в обычный будний день совершается 40-45 тысяч поездок, в выходные и праздничные дни это количество увеличивается на 30 %. Оборот рынка только в нашем регионе — около 2,5-3 миллиардов рублей. Это огромная сумма. И половина из нее, если не больше, находится в теневом обороте.
— Как можно проверить легальность?
— Мы третий регион в России, где это можно сделать. Создан специальный сайт: проверкатакси70.рф. В специальном окошке нужно ввести номер машины, и вы тут же узнаете, есть ли у водителя разрешение. К этому сайту есть мобильное приложение, так что проверить такси можно даже с гаджета. Понятно, что только вы решаете, ехать на нем или нет.
— Как ведется борьба с нелегалами?
— Это, прежде всего, задача ГИБДД и ОБЭП, потому что если человек едет без специального разрешения, это наказуемо. Однако в районах области контроля за такси практически нет. Наши сотрудники не могут выйти на дорогу самостоятельно и остановить машину для проверки, нет полномочий. Мы выходим в совместные рейды с ГИБДД.
— Есть ли у вас рычаги влияния на ценообразование перевозок такси?
— К сожалению или к радости, ценообразование на рынке таксоперевозок государство не контролирует.
— Зачастую проблемы с поездками на такси возникают у пассажиров с маленькими детьми (детские кресла часто отсутствуют) и маломобильных граждан. Реально исправить эту ситуацию?
— Отсутствие детских кресел — это нарушение правил безопасности. Тут я бы обратился к самим таксистам. Эти поездки очень востребованы, так почему бы не дать рекламу о том, что в таком-то такси можно ехать с малышами безопасно? Отличный ход по привлечению клиентов.
Что касается инвалидов, мало кто знает, но 1,5 года назад приняты поправки в законодательство о такси. Теперь таксист обязан выйти из салона, помочь маломобильному гражданину сесть в машину, бесплатно загрузить и провести складную инвалидную коляску, обязан бесплатно (если откажет, ему грозит крупный штраф) провезти собаку-поводыря для слепых. Также после завершения поездки таксист должен довести пассажира-инвалида до первого устройства, которое позволяет зайти в дом — поднять до пандуса, до лифта и так далее. В прошлом году мы собирали по этому поводу таксистов, и встретили у них понимание.
— В чем, по-вашему, причина, по которой нелегальные таксисты пока не торопятся выходить из тени?
— К сожалению, с экономической точки зрения сегодня выгодно быть нелегалом. Если ГИБДД поймает «бомбилу», его ждет куда меньший штраф, чем легального таксиста, едущего с нарушениями. Так не должно быть. Кроме того, что свою «пенку» снимают агрегаторы, на таксистов и организации ложится большая налоговая нагрузка. Физическое лицо получить разрешение на работу такси не может. Это может сделать либо организация (таксопарк), либо ИП. Но ИП тоже платит налоги, сдает отчетность. Поэтому большие надежды я связываю с экспериментом по налогу для самозанятых.
В таком случае таксист сможет зарегистрироваться, получить у нас разрешение и платить 4 % со всего оборота. Это приемлемо. Но пока этот эксперимент проходит только в нескольких регионах. Это, на мой взгляд, реальный путь к легализации рынка такси. Понятно, почему таксист боится нас, боится инспекторов ГИБДД. Если это будет финансово выгодно, он сам будет стремиться работать легально.