Василий Баскаков: «Очень хочу сохранить команду»
Главный тренер ФК «Томь» о команде, трудных футбольных реалиях и внутреннем росте
В нынешнем сезоне «Томь» в сильно обновленном составе была «темной лошадкой». Никогда не ждал от нее особых успехов, но вот позади больше половины сезона, а томская команда уверенно ведет борьбу за лидерство в Олимп-ФНЛ. Тренирует ее Василий Баскаков.
Мы решили узнать, что помогает «Томи» образца 2018 года побеждать, собирается ли все-таки команда в Премьер-лигу и вообще поближе познакомиться с главным тренером. Он в тренерском штабе клуба уже 14 лет, а знаем мы о наставнике «Томи» не так уж и много.
***
— Василий Владимирович, в конце прошлого сезона «Томь» была на грани вылета из ФНЛ. Оставалось три игры. В тот момент вы возглавили команду. Что помогло спастись, набрать в трех матчах необходимые семь очков?
— Я попросил сыграть ребят за себя, за свою команду, за клуб, сдержать эмоции. Они хотели выбраться из ямы, но не хватало нервов. Я выбрал самых крепких, стрессоустойчивых футболистов с сибирским характером. Рисковал, выпускал молодых. Все «на тоненького» было… Хотя в Краснодаре так игра складывалась, что подумал, все, вторая «Уфа» нахлынула… Но во втором тайме мы выправили ситуацию, и матч спасли. Удалось решить задачу.
— В начале нынешнего сезона у вас был контракт с клубом всего на месяц. «Томь» молчала о задачах на сезон, но неожиданно начала побеждать, вышла в лидеры… Как вам удалось собрать команду в ситуации «туманного» будущего?
— Мы с первого тура говорили, что идем игра за игрой, готовимся к следующему матчу. Как еще было действовать в такой ситуации? Выстраивать стратегию на полгода было бы странно. Каждая игра была как последняя. У тебя есть месяц, ты играешь месяц, потом следующий… Так и настраивал ребят от игры к игре. Потом, когда со мной продлили контракт, не поменял схему работы. Шутили, вдруг иначе пропадет результат. Впрочем, особой разницы, на сколько у меня контракт, не было. Можно подписать его на три года, но если результата не будет, тебя отправят в отставку. Я спокойно относился к неопределенности. Может, ребятам было сложновато, но они работали в полную силу, у меня к ним не было вопросов на тренировках.
Я еще до начала сезона с ними общался, говорил, что у нас не все гладко с финансированием, спрашивал, готовы ли они справляться в такой ситуации. Кого-то отправляли, нам были важны человеческие качества, чтобы при задержках зарплат в команде не было «восстаний», и ребята думали про игру, а не про свое недовольство, не выдвигали ультиматумов.
— Как это заранее понять?
— Когда человек на сборах, под большой нагрузкой, видишь, как он себя ведет, и есть ли у него характер. Мы риск свели к минимуму. Правда, в конце года ребята устроили акцию, привлекли внимание к тому, что им задерживают зарплату, но на результат это не повлияло. Они продолжали играть, в отпуск мы ушли с настроением, что соберемся вместе.
— Кто в нынешней команде внутренний лидер, кто задает атмосферу?
— В «Томи» сейчас все настолько дружны, что нет никакого деления. Правда, мы шутим, что есть дальневосточная «группировка» — Фомин и Тихий, есть химкинская — Казаев, Шумских, Кузьмичев, Лисенков… Но вообще все в ровных отношениях и друг за друга бьются. В этом их сила — молодые, дружные… Те, кто повзрослее, настраивают молодежь на правильную мотивацию. Есть группа, определяющая атмосферу — это Шумских, Зуйков, Кухарчук, Казаев, Шалаев, Кузьмичев. Все они позитивные парни.
— Как оцениваете прошедший отрезок чемпионата?
— Мы уверенно и хорошо выглядели, не проваливались. Нас почти нигде не переиграли, если не считать матч с «Тамбовом», где мы ушли в эмоции и разборки с судьей. Турнирная таблица показывает — мы на правильном пути. Есть отдельные обидные игры, конечно, это и наша недоработка, и ребята где-то не доигрывают. Нам есть над чем работать. Очень хотелось бы сохранить эту команду. По одиночке наши футболисты смогут гораздо меньше. Сейчас у них удачное сочетание игровых качеств, характера, трудолюбия… У нас уже однажды была очень похожая команда — в 2010 году, одним из ее лидеров был Артем Дзюба. Тогда тоже задерживали зарплаты, но ребята были очень дружны, на поле отдавались максимально и в итоге заняли восьмое место, это один из лучших результатов в истории нашего клуба. Надо сказать, что те, кто без денег играть не может, и с деньгами не научится.
— Вы постоянно уклончиво отвечали на пресс-конференциях на вопросы о Премьер-лиге и задачах «Томи». Думаете ли вы всерьез про РПЛ? Те, кто сегодня в «Томи», смогли бы там играть?
— Трех-четырех игроков взять для усиления, и получилась бы хорошая команда. Чем «Крылья Советов» лучше нас, или тульский «Арсенал», или «Оренбург»? По игровым качествам, по составу мы бы не уступили, так что все реально. Мы не говорим о Премьер-лиге, но все же амбициозны — и тренеры, и игроки. Зачем вообще играть в футбол, если ты ничего не хочешь добиться? Если мы выйдем в РПЛ, думаю, трагедии не будет, удастся найти средства там играть. Тем более, перелеты станут дешевле. База у нас есть, поля есть. Летом мы дома к сезону готовились. Конечно, ребята все хотят выступать в Премьер-лиге. По одному их туда вряд ли возьмут, а вместе мы можем выйти… Хотя, это я сегодня так говорю, может, в декабре все разойдутся и будет совсем иная история. Пока со сборами у нас ничего толком не решено.
— В прошлый раз вы возглавляли «Томь» в 2013-2014 годах. Чем сегодняшний тренер Баскаков отличается от того?
— Я стал спокойнее относиться к поражениям, неприятным ситуациям. Тогда я пережил чувствительный проигрыш («Томь» уступила в стыковых матчах «Уфе», проиграв на выезде 1:5), долго от него отходил. Научился быстрее переключаться с негатива на позитив. Может, поэтому так спокойно воспринимаю задержки зарплат. Тем более, что знаю, здесь никогда никого не бросали. Думаю не о финансах, а о футболе. В 2013-2014 году уже казалось, что спасли очень сложный сезон. Но я слишком доверился тем, кто был рядом со мной, мы не доработали… Случилось то, что случилось. Зато сегодня мне после той «школы» легче. Все, что происходит — закономерно, тренер должен любые ситуации переваривать и справляться.
— Какой футбол, на ваш взгляд, показывает нынешняя «Томь»?
— Никто не может сказать, какой у нас футбол. Мы играем от соперника, учитываем его сильные стороны. Может, меньше владеем мячом — к примеру, с Валерием Непомнящим соотношение было 60 на 40 в нашу пользу, а сейчас 50 на 50, иногда 38 на 62, но зато матчи при этом выигрываем. Недавно я подтверждал свою тренерскую лицензию, и мы с коллегами обсуждали тенденции современного футбола. И сейчас главное не владение мячом, а контроль мяча, количество атак, умение выходить из обороны в атаку.
Команды, которые пробились в финальную часть Чемпионата мира, побеждали за счет быстрых атак, а не благодаря владению мячом. Французы, бельгийцы, мексиканцы действовали именно так. Мы не тренируем владение мячом, а работаем над быстрыми атаками, позиционными атаками. Без мяча мы играем хладнокровно — не паникуем, спокойно обороняемся и быстро выходим в атаку.
— Василий Владимирович, известно, что вы родом из Парабели. Что там сегодня происходит с футболом, могут ли вырасти игроки уровня команды мастеров?
— Таких шансов нет. Раньше были качественные уроки физкультуры — баскетбол, волейбол, лыжи, хоккей, гимнастика, акробатика... Все давали на уровне. Сегодня нет всестороннего развития. Я когда приехал в Томск учиться в ТИСИ (сейчас ТГАСУ), то и в хоккей здорово играл, и в футбол. Выбрать было сложно, просто ребята из ТИСИ играли в «Торпедо» у Арифа Абасова. Шел 1979 год, меня позвали в команду, она была хороша. Я сыграл за молодежный состав на первенстве области, и мне сказали: «Завтра приходи, за взрослых выступишь». Думал, меня на замену выпустят, а меня в «основу» поставили. Сейчас бы стали говорить, как можно, он же только вчера играл, не восстановился еще… А тогда ничего страшного, поставили в стартовый состав, сказали «надо»... И я не «рассыпался». Сначала играл за обе команды, потом только за взрослую.
Учился на втором курсе — меня захотел попробовать в команде мастеров Борис Моисеевич Фальковский. После сессии пришел на тренировку, тогда их было две в день. Помню, я после первой приходил к тете, у которой жил. Падал без сил, потом она меня будила: «Иди, у тебя вторая тренировка!» Неделю так повалялся, думал, не возьмут меня в команду. А потом начальник команды Петр Самышкин говорит: «Молодой, поздравляю, заявляем тебя!» Удивился. В первой игре меня выпустили на замену, я так плохо сыграл, что стыдно было. Думал, больше шанса не получу... Но мне дали еще больше игрового времени. В 1982 году поехал на сборы с командой, вскоре стал ведущим игроком.
— Вам тогда было 20 лет?
— Да, и никто не говорил, что я молодой. Это сейчас в 24 года игрок еще считается перспективным. Особенно если местный, но мы не по прописке же в команду берем. Мне дали в 22 года квартиру, я был одним из лидеров «Манометра», у меня ребенок уже родился. Мы с Виталием Соловцовым тогда вошли в 10 лучших спортсменов области, хотя тогда в Томске были сильные лыжники и другие спортсмены. А сегодня у нас в 24 года парни еще надежды подают, в 25 лет уже старые. Когда играют, непонятно. Жизнь-то одна! К сегодняшней системе подготовки много вопросов. Теперь многие идут в футбол потому, что игроки много получают. А раньше шли потому, что любили в него играть. Это главная проблема. Многие думают только о деньгах. Наша сегодняшняя команда — они хотят играть. Такое редко встречается.
— Что, кроме футбола, вас сегодня интересует?
— Семья. У меня дети маленькие. Сыну 14 лет, он в водное поло играет на хорошем уровне, они выезжают на первенство России. Я его в футбол отдавал, но он ленивый, невозможно было заставить его бегать. А поло — это не футбол, не поплывешь — утонешь. Приходится грести. Дочка в первый класс пошла, занимается подводным плаванием и лыжами. Жена в прошлом художественная гимнастка, так что у нас спортивная семья. Я дома в бильярд, в теннис играю. Старые друзья приезжают в гости — Жидков, Потехин, с кем мы за команду вместе играли. Вернулся после месяца игр на выезде — надо снег убирать. У меня дом со двором, надо до бани добраться и попариться с друзьями. Особенных хобби нет. Рыбалку с удочкой не понимаю. Мне нужно закинуть на пол-Оби сети, вытащить рыбу, а сидеть, ждать — это несерьезно.
— В Парабели бываете?
— Люблю туда ездить. К сожалению, родителей уже нет в живых. А сестра живет там, одноклассники. Особенно зимой мне нравится туда приезжать. У нас между Парабелью и Нарымом источник знаменитый, где круглый год горячая вода бьет. Это исключительное состояние, в любой ветер, мороз приезжаешь, купаешься, и тебе становится хорошо.
— Книги читаете?
— Мало. Больше специальную литературу, про футбол. Могу спонтанно фильм посмотреть, благо сейчас в интернете столько всего есть. Жанры разные интересны — исторические фильмы, классические, боевики. Зависит от настроения.
— Про футбол и в свободное время думаете?
— Конечно. Хочешь иногда посмотреть матч просто так, как болельщик, но невольно начинаешь анализировать. У меня сын хорошо разбирает игры. Мы с ним видим свободные зоны, начинаем смотреть, как они используются… Сын столько игроков знает, у него феноменальная память. Он играет в игру «ФИФА», там у него «Томь», в нее он покупает дорогих игроков. Я ему говорю, купил бы их нам в жизни, не только в компьютере...
— Времени на общение с родными хватает?
— С внуками редко встречаюсь, слишком у меня много разъездов. У младшей дочери из моей первой семьи уже три мальчика. Иногда на дачу приезжают к нам в футбол поиграть. У меня там ворота футбольные, газон. Но редко удается. Хотя общение с родными это такая отдушина, особенно после неудачных игр.
— У вас дом со двором, а животные есть?
— Да, собака, немецкая овчарка, красавица и умница. Недавно дети кошку завели, мейн-куна. Она умная, хитрая. Это такой релакс — придешь на нервах, а посмотришь на них и думаешь, что ты переживаешь, все же нормально, никто не заболел, никто не умер. Будь счастливым, наслаждайся жизнью! Да, есть проблемы, но не глобальные, речь не о жизни и смерти. Все решаемо. И настроение улучшается. А когда ты «на позитиве», то и ребятам передается твое состояние. Хотя все тяжелее и тяжелее отрешаться от проблем. Но мы среди лидеров, есть надежда, что это повлияет на решение задачи, на финансирование. Очень хотелось бы команду сохранить.
— Вы играли за томскую команду мастеров и уже 14 лет в ее тренерском штабе… Никогда не думали про переезд, про работу в другом клубе?
— Предложения возникают, они и сейчас звучали. Меня звали на протяжении футбольной карьеры в серьезные клубы — в Самару, в Ростов. Но я только в конце карьеры съездил в «Кузбасс». Тогда СССР разваливался, не очень удачный был опыт. Иногда возникают мысли о переезде. Потом думаешь, везде хорошо, где нас нет.
В Томске я работаю на родной клуб. Он мне все дал, зачем его бросать в непростой период? Я здесь такой опыт получил, никакой другой клуб мне такого не даст. И с топ-тренерами поработал — с Бышовцем, с Непомнящим, с Петраковым, с Давыдовым. У всех свои взгляды. И ситуации разные возникали. Может, благодаря опыту я так спокойно все воспринимаю.
***
P.S. в новом сезоне «Томь» вновь начала испытывать финансовые трудности. Футболисты не получают зарплату несколько месяцев. Первые деньги в размере одной зарплаты поступили в начале ноября. Остальную сумму задолженности игрокам команды обещали закрыть до начала отпуска, однако деньги выплачены не были. В частности, об этом на днях сообщил футболист Илья Кухарчук в своем Instagram.
«Даже когда нам было очень тяжело, мы всегда оставались сильными и не бросали лопаты! Но когда неоднократные обещания высшим руководством не выполняются вновь и вновь? 6 месяцев долга, бутсы с «Авито», на сборы за свой счет... Что дальше? Дорогие болельщики, пришло время просить вас о поддержке... Пожалуйста, посодействуйте как-нибудь. Будет очень грустно, если в Томске исчезнет футбол», — написал Кухарчук.