Герман Симуткин: «Новогодние праздники для многих — пора депрессии»
Новый год, несомненно, является любимым праздником для многих людей. Это время, когда можно отдохнуть, расслабиться или повеселиться в кругу своей семьи и друзей. Его ждут с нетерпением, мысленно считая дни и ожидая чего-то нового, невероятного и счастливого. Однако почти половина людей таких радостных ощущений не испытывают, напротив, их с головой накрывает усталость, изнеможение, хандра, ностальгия и полное отсутствие праздничного настроения. У них развивается так называемая сезонная депрессия.
О том, что это за явление, чем оно опасно и как его избежать, порталу vtomske.ru рассказал Герман Симуткин, доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник НИИ психического здоровья.
***
— Герман Геннадьевич, почему все больше людей подходят к новогодним праздникам уставшими, не имея ни эмоциональных, ни физических сил, ни настроения их отмечать…
— Думаю, в этой ситуации решающим фактором является не сам праздник, а климат — Новый год у нас сопряжен с зимой, холодом и нехваткой солнца. В эти периоды можно отмечать так называемые зимние депрессии, которые имеют отличную от обычной депрессии симптоматику, когда наряду со сниженным настроением вместо бессонницы наблюдается сонливость, повышение аппетита. Люди в этот период употребляют в пищу больше углеводной пищи — сладкое, мучное, что ведет к увеличению веса. Также у многих снижается ощущение своей профессиональной компетентности и потребность в общении с другими людьми, появляется вялость и апатичность.
Так сложилось, что предновогодний период традиционно сопряжен с необходимостью подведения итогов года, завершения проектов, подтягивания «хвостов». И мы наблюдаем парадокс: биологические возможности человека в этот период, мягко говоря, являются не самыми высокими, а его требования к самому себе и требования, связанные с профессиональной деятельностью, наоборот, возрастают. В итоге многие люди проживают этот период времени на пределе возможностей, превозмогая себя.
— Чем лечится сезонная депрессия?
— В НИИ психического здоровья для лечения сезонных депрессий применяют разные терапевтические подходы. Помимо современных фармакологических препаратов, здесь активно используются такие виды лечения, как психотерапия, аэроионотерапия, депривация (прерывание) сна, а также светотерапия — использование яркого света дневного спектра, воспроизводимого с помощью люминесцентных ламп. При этом светотерапия одновременно выполняет функции терапии и выступает как средство профилактики.
Человек, который знает, что у него, например, с начала ноября появляются симптомы сезонной депрессии, может, не дожидаясь ухудшения состояния, начинать светопрофилактику с помощью компактных световых приборов, которыми можно пользоваться дома (при интенсивности света 10 тысяч люкс достаточно 15-30 минут в день). Таким образом, для него увеличивается световой день, а подавленность и раздражительность проходят. Яркий свет особенно важен в утренние часы, так как именно утром происходит ежедневная подстройка наших биологических часов. Многие люди привыкли просыпаться утром и собираться на работу впотьмах, на самом деле нужно делать все наоборот. Засыпать тоже нужно правильно.
— Как?
— Точно не со смартфоном или планшетом в кровати. В спектре излучения этих устройств высок удельный вес синей части спектра, которая самым сильным образом влияет на выработку мелатонина и обманывает мозг, убеждая, что время сейчас дневное. Он заставляет нас беспокоиться, несмотря на то, что, находясь в постели, мы должны чувствовать покой и сонливость. Со временем это нарушение уровня мелатонина может стать опасным и привести к нарушению циркадного ритма, с которым связан целый ряд неприятных последствий, в том числе плохой сон, плохая работоспособность, ухудшение настроения.
Предпочтительно примерно за два часа до сна стараться избегать использования электронных гаджетов. А лучше используйте электронную книгу, принцип работы которой основан на технологии «электронных чернил» и которая не имеет в своем спектре такого излучения, или почитайте на ночь обычную бумажную книжку.
— Отмечается ли в период сезонных депрессий всплеск семейных конфликтов, разводов?
— Действительно, в этот период люди становятся более раздражительными, чувствительными к критике, менее терпимыми, они могут принимать ошибочные решения. Поэтому в такие моменты мы не советуем своим пациентам принимать решения о разводе, смене работы или переезде в другой город или страну. Также в период депрессии мы отмечаем рост суицидальных случаев.
— Значит ли это, что новогодние праздники способствуют росту суицида?
— Скорее не сами праздники, а целый ряд обстоятельств, в том числе учащение случаев сезонной депрессии в осенне-зимний период, нарушение привычного ритма жизни, а также сопутствующие активные возлияния. Алкоголь, как известно, облегчает принятие таких решений.
— Чаще это мужчины или женщины?
— Мужчины совершают больше суицидов, а женщины — суицидальных попыток. Опыт показывает, что суицидальные попытки в 95 % случаев связаны с психическими нарушениями, кратковременными или долговременными. Мужчины редко заявляют о своих проблемах и обращаются за помощью к специалистам; когда они решаются на суицид, то чаще выбирают способы, не оставляющие шансов на выживание, — например, огнестрельное оружие или прыжки с высоты. Женщины чаще заявляют о своих проблемах и обращаются за помощью, но если и осуществляют попытки суицида, то чаще выбирают способы, оставляющие возможность спасения.
— Какой возраст и уровень образования чаще встречается среди ваших пациентов?
— Среди наших пациентов преобладает средний и пожилой возраст, хотя в последние годы достаточно часто за помощью обращаются и молодые люди . Образование, как правило, среднее, средне-специальное и высшее. У таких людей есть определенная культура понимания своих проблем и того, куда с ними обращаться. Поэтому, если нарисовать условно обобщенный портрет нашего пациента, то это будет образованная женщина средних лет.
— Насколько распространен диагноз «депрессия»?
— По статистике от 5 % до 6 % людей рано или поздно встречаются с депрессией именно как расстройством, а не просто с печалью или негативной реакцией на внешние события. До 25% населения страдают тревожными расстройствами, которые проявляются в том, что человек может перманентно находиться в ожидании какого-то несчастья, излишне беспокоиться о задержавшемся родственнике или может испытывать панические атаки, когда человек приступообразно испытывает целый комплекс вегетативных нарушений (сердцебиение, одышка, и т.д.), сопровождающийся интенсивным нарастанием тревоги, нередко при этом думая, что в эту секунду он умирает…
— Вам не кажется, что многие люди бросаются словом «депрессия» и неуместно его употребляют?
— Соглашусь, слово стало в определенном смысле затертым в силу частого и неуместного употребления. Депрессия — это не просто плохое настроение, это серьезное психическое расстройство, опасное высоким риском суицидов среди страдающих им людей. Причинами депрессии могут быть разные факторы. На сегодняшний день существует такой термин, как «биопсихосоциальные причины», который обозначает, что своим происхождением депрессия зачастую обязана совокупности различных факторов, среди которых стрессы и неприятные ситуации, особые биологические нарушения, связанные с обменом нейромедиаторов, обеспечивающих взаимодействие нервных клеток друг с другом и так далее.
— По каким признакам можно наверняка понять, что человек находится на грани расстройства и ему нужна помощь? Как не упустить момент?
— Действительно, окружающие понимают, что близкому человеку нужна была помощь и находят признаки депрессии, как правило, задним числом, когда суицид уже произошел. Если говорить о депрессии как о расстройстве с точки зрения медицины, есть совершенно четкие критерии, единые для всех стран мира. Среди них сниженное настроение, утомляемость, потеря удовольствия от той деятельности, которая была приятна раньше, снижение или повышение аппетита, веса тела, нарушение сна, пессимистическая оценка себя, суицидальные переживания и еще некоторые признаки. Чтобы поставить диагноз «депрессия», необходимо наличие определенного набора указанных признаков, длящихся в течение двух недель и более, чтобы, например, не спутать ее с печалью по поводу каких-то реальных трудностей в жизни.
— Совершенно не позитивное интервью у нас получается…
— Почему же? Позитив можно найти в том, что хоть проблема есть, но есть и инструменты для ее решения — медикаменты, немедикаментозные методы терапии, в том числе психотерапия. Вспомните про сахарный диабет или гипертоническую болезнь. Если раньше люди с такими диагнозами уже достаточно рано сталкивались с серьезными проблемами, то сейчас при правильном лечении живут десятки лет с достаточно высоким качеством жизни.
— Напоследок порекомендуйте нашим читателям, как провести праздники с пользой для здоровья. В том числе психического.
— Я бы посоветовал больше дышать воздухом, общаться с близкими и меньше употреблять алкоголь. Если есть возможность, можно отправиться в путешествие. Или сделать то, до чего раньше не доходили руки. В головном мозге есть собственная система вознаграждения, которая срабатывает вне зависимости от того, насколько значимое дело было реализовано. Благодаря этому человек получит равновеликое удовольствие от того, что он, например, сделает уборку у себя на столе или построил дом. Используйте эту хитрость и получайте удовольствие от жизни.