22 ноября, пятница
-10°$ 100,68

Блог: Новособорная для людей или для памятников?

Блог: Новособорная для людей или для памятников?
Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Недавно на собрании городской думы было принято решение о запрете размещения на площади Новособорной нестационарных коммерческих объектов и оказания услуг проката верхового и гужевого транспорта.

Такая инициатива, по словам заммэра Оксаны Кравченко, вызвана тем, что на самой площади расположены «исторические памятники: стела в честь подвига томичей в Великой Отечественной войне, памятник солдату, женщине и подростку, ковавшим Победу в тылу». В целях уважительного отношения к подвигу власти и предложили ввести запрет на ведение коммерческой деятельности на данной территории. Депутаты эту инициативу поддержали.

Казалось бы, все логично, и попытки оспорить это решение могут привести к обвинениям — ты пытаешься оскорбить память наших предков! Но я все же попробую.

Общественное пространство

Изначально все свободные площадки в городах были ничем иным, как ярмарками и рынками. Было четкое разделение: дома — для жилья, дороги — для перемещения, площадь — место для коммерции.

Даже Красная площадь была обычным рынком:

Во времена советской власти все изменилось. После возведения Мавзолея и появления практики захоронения вождей в Кремлевской стене главная площадь страны превратилась в сакральное место, где даже фотографироваться было запрещено, а говорить нужно было исключительно шепотом.

И, к сожалению, подобный тренд пошел «в народ» и приобрел совершенно квадратно-гнездовую форму: если парк — только тропинки и лавочки, если площадь — только памятник.

И сейчас мы наблюдаем продолжение этой практики в решениях наших властей, хотя принципы формирования общественного пространства и его смысл в целом претерпели серьезные изменения.

В современном городе общественное пространство — это не место преклонения, а место отдыха и досуга граждан. Одно другому не мешает, а даже помогает.

Взять к примеру наш Лагерный сад. Это действительно сакральное место, там нет ни одной коммерческой точки притяжения граждан. Да, ничего не отвлекает пришедших от уважения к подвигу предков, но как часто у вас появляется желание просто съездить к мемориалу?

Лагерный сад, по сути, кроме торжеств на 9 мая, стал местом для фотосессий на свадьбы и смотровой площадкой на Томь.

Или открытая недавно стелла возле речвокзала в честь героев Отечественной войны 1812 года. Превратилось ли она в место паломничества граждан?

А все потому что у горожан нет достаточной мотивации для посещения этих мест. Выразить уважение памятникам можно за пять минут, так стоит ли это затраченного времени на сборы и поездку туда-обратно? И каков будет стимул для повторного посещения памятного места?

Размещение коммерческих объектов — торговых павильонов сувенирной продукции, легких кафе, объектов досуга (прокат верхового транспорта, детские площадки, карусели), расположение дополнительных малых архитектурных форм позволяет сильно повысить притягательность городского парка или площади. Туда граждане будут стремиться в свободное время.

Конечно, во всем должен быть соблюден баланс, и объекты коммерческой деятельности нужно «вплести» в архитектурный стиль пространства.

Опыт других городов

В европейских городах давно уже поняли важность правильной организации общественного пространства, и там не бросаются в крайности запретов.

Вот как выглядит Староместская площадь в Праге:

Тут можно заметить, что ни памятник Яну Гусу, ни Храм Девы Марии, ни Церковь Святого Николая не мешают расположиться на площади уютным кафе. А экскурсии на гужевом транспорте там — обычная практика.

Не гнушаются разбить ярмарку французы возле самих стен Собора Парижской Богоматери:

Да что говорить, даже Москва все чаще и чаще отдает самое сакральное место России — Красную площадь — под различные ярмарки:

И это правильно. Так рьяно оберегая память предков наши законодатели рискуют вообще оставить эти памятники без посетителей.

Не стоит забывать: как только парки и площади покидают добропорядочные граждане — им просто нечего там делать, их место занимают антисоциальные элементы.

Так, например, произошло с знаменитым Централ-парком в Нью-Йорке. Помните сцену из фильма «Один дома 2», где главный герой попадал в окрестности этого парка? Было прекрасно показано, кто в то время составлял основной процент посетителей. Это случилось в 70-х годах XX века, когда парком особо не занимались.

С тех пор концепция парка сильно изменилась, были созданы десятки точек притяжения граждан — кафе, лодочная станция, мини-зоопарк, детские площадки, малые архитектурные формы.

И теперь это излюбленное место отдыха нью-йоркцев.

И там ездят лошади:

Можно, конечно, поддерживать порядок административными мерами, но все же выгоднее и проще просто сделать место привлекательным для нормальных граждан — и нелицеприятные элементы сами уйдут в более «спокойное» место.

Что же делать?

Во-первых, совет нашим законодателям — перестаньте быть поборниками нравственности и выполнять функцию общественной совести. Уважение к подвигам предков воспитывается немного другими методами, к коим запрет на досуг рядом с памятниками не имеет отношения. Тем, у кого это уважение есть, не помешают кафе и детские площадки, а тем, у кого этого уважения нет, такие меры не помогут.

Нужно уйти от порочной практики запретов. Запрет — самый простой и самый неэффективный способ решения проблемы.

Нет нужды делать из площади Новособорной еще один Лагерный сад. Она может и должна стать местом притяжения граждан, в том числе и за счет коммерческой деятельности. Просто нужно уйти от кустарщины, обговорить с бизнесом стиль, размещение и содержание коммерческих объектов, разработать нормальный дизайн павильонов.

Необходимо создать четкие и понятные правила, по которым будет осуществляться коммерческая деятельность. Есть отличный пример в нашей стране — парк Горького в Москве. После реконструкции это самое любимое место отдыха москвичей — и в выходные дни, и в будни там буквально не протолкнуться. Это само собой привлекает бизнесменов.

Но администрация парка не спешит раздавать все свободные места под шашлычные и бутербродные, как было здесь до реконструкции. В соответствии с выработанной для парка концепцией и бренд-буком определяется формат и ценовая категория заведений. Затем формируется своего рода техзадание, которое затем обретает форму открытого конкурса, проводимого среди предпринимателей.

Например, администрация решила, что в летний период в парке необходимы пять пунктов продажи мороженого. Определили для них места, внешний вид павильонов и стоимость продаваемого там продукта. Кроме того, сразу заложила стоимость аренды. Провела конкурс, и победитель получает право в течении сезона продавать посетителям мороженое. В результате гости парка даже не подозревают, что мороженое им продает предприниматель, они уверены, что этим занимается парк, ведь павильон забрендирован соответственно.

На Новособорной в последние годы сформировалось несколько видов активностей. Это продажа воздушных шаров, лазерный тир, катание на лошадях, игрушечных машинках, уличные художники Вместо того, чтобы бороться с этими активностями, нужно их организовать и направлять в нужное русло.

Не стоит забывать об организации на площади Новособорной общегородских и российских праздников, ярмарок, фестивалей, сооружение ледового городка на Новый год (или это тоже недостойно памяти предков)?

Подобные меры выгодны всем — и бизнесу, и администрации, и гражданам Томска, которые смогут получить в свое пользование отличное общественное пространство, куда не зазорно будет съездить на выходных с детьми. А это уже внутригородской туризм, который нужно развивать не меньше, чем областной.

А вы как думаете, нужно ли из Новособорной делать настоящее общественное пространство, или нужно убрать всю коммерцию, оставив только памятники? Оставляйте мнения в комментариях и участвуйте в опросе на портале.

Смотрите также

Комментарии