22 ноября, пятница
-12°$ 100,68
Прочтений: 32423

Ловля на «живца» (фото)

Ловля на «живца» (фото)
Фото: Олег Асратян

Новые правила пассажироперевозок, принятые в 2014 году, обязали таксистов получать специальную лицензию. Проигнорировавшие это требование пополняют список водителей-нелегалов. Борьба с «бордюрщиками» ведется у нас не первый год. Но прогресс не стоит на месте: помимо таксистов, курсирующих по городу в поисках пассажира, появились таксисты, нанимаемые фирмой удаленно, без договора и прочих обязательств. Обычные проверки ГИБДД особого эффекта не дают — проверять всех подряд на предмет таксования сложно, да и пассажиры зачастую соглашаются представиться знакомыми водителя во избежание проблем. В итоге борцы с нелегалами вышли на новый уровень — теперь они проводят рейды с подсадными пассажирами. Ловят, так сказать, на «живца».

Организует такие рейды некоммерческое партнерство «Томский автотранспортный союз». Его руководитель Владимир Романов убежден, что подобные акции — дело нужное и полезное. «Партнерство организовало рейды, чтобы отлавливать таксистов-нелегалов. Почему все должны работать по правилам, а остальные нет?» — рассуждает он.

Требования к таксистам, по словам Романова, более чем выполнимы. Во-первых, нужно получить лицензию. Она покупается один раз за 500 рублей на пять лет, также водители платят налог на доход. Самый крупный платеж — в пределах 1,6 тысячи рублей в месяц — идет в Пенсионный фонд. Кроме того, легальные водители должны ежедневно проходить контрольного медика и механика. Это еще около 50 рублей.

Также, по новым правилам, автомобиль такси должен отличаться от остальных. На нем должны быть установлены «шашки» и «пояса» по бортам, а внутри салона пассажиры должны узнать информацию о тарифах, ФИО водителя и телефоны контролирующих служб.

— Таксисты, работающие нелегально, боятся ставить «шашки», иначе придется заплатить штраф в пять тысяч рублей, —пояснил Романов. — А штраф за работу без разрешения составляет от тысячи до 2,5 тысячи рублей.

«Надо же на что-то жить!»

Очередной рейд по поимке нелегалов проходил перед самым Новым годом. В назначенное время представители некоммерческого партнерства вместе с полицейскими приехали на пост ГИБДД на коммунальном мосту. Чтобы вычислить в массе автомобилей нелегальных таксистов, организаторы разработали особую схему.

— У нас есть контрольные закупщики, проще говоря, подсадные пассажиры, — рассказывает Романов. — Сейчас они вызовут такси. После того, как приедет машина, по ее внешнему виду будет ясно, легальное это такси или нет.

Если таксист оказывается нелегалом, подсадные пассажиры передают номер машины, ее цвет и марку представителям некоммерческого партнерства, а сотрудники ГИБДД ждут ее с жезлом наготове. Таксисту дается адрес, путь к которому будет идти через место проведения рейда. В данном случае — через пост ГИБДД.

По словам Владимира Романова, в Томске есть три организации, где большинство сотрудников — нелегалы. Это «Максим», «Лидер» и «Сибирское такси».

— Первые две — сетевые компании, которые присутствуют более чем в 40 городах страны, а «Сибирское такси» — местное. Мы на собственном опыте убедились, что именно в них работают водители без лицензии, — говорит он.

Тем временем участники рейда получили информацию о первом нелегальном такси. Мимо поста должен проехать желтый Hyundai. Вскоре указанный в SMS автомобиль приближается к участникам рейда, сотрудник ГИБДД поднимает жезл, и машина останавливается. Окно открывает мужчина средних лет и протягивает документы. После проверки огнетушителя и аптечки, которых у водителя не оказалось, сотрудник задает вопрос:

— Таксуете? Куда едете?

— Нет, конечно, — отвечает водитель. — Вот, везу ребят в Кисловку. Они мои знакомые.

Подсадные пассажиры факт знакомства с водителем не подтверждают, называя фирму и номер, по которому они вызвали такси. На эти доводы водитель продолжал уверять сотрудников, что ребята подошли к нему на улице и попросили подвезти, но сам он в такси не работает.

Сотрудник ГИБДД достал из кармана три листа формата А4, на которых были отксерокопированы черно-белые купюры по сто рублей. Оригиналами пассажиры расплатились с таксистом. Сверив номера распечатанных купюр с теми, что были у водителя, мужчину попросили пройти для составления протокола. Разрешения на работу таксистом у него не оказалось.

Пока сотрудники оформляли протокол, водитель упорно продолжал отрицать свою причастность к сфере таксоперевозок. «Да не работаю я в такси! — возмущался он. — Ну жить-то как надо! Воровать, что ли, идти?!

— Работайте легально, приобретите лицензию и все, — отвечали сотрудники ГИБДД. — А у вас его нет, за что полагается штраф от тысячи до 2,5 тысячи рублей. Сколько именно придется заплатить, решит мировой суд.

— Ребята, вы поймите, скоро Новый год, а мне надо подарки внучкам покупать, да на хлеб зарабатывать! Мне уже за 50, на работу не берут, что прикажете делать? — водитель до последнего верил в новогоднее чудо.

После долгих расспросов оказалось, что мужчина все-таки подрабатывает в такси «Максим». По его словам, таксует он всего неделю. Обратился в эту фирму, чтобы подзаработать к праздникам. На вопрос, почему не пытался устроиться в легальное такси, водитель ответить не смог. «Жуликов лучше ловите», — хмуро заметил он.

— Объясняю: деятельностью, которой занимаетесь, вы обкрадываете своих товарищей, которые работают легально. Кроме того, они ежедневно проходят медика и механика. Хотите работать, делайте это по правилам, — попытался урезонить расстроенного водителя Владимир Романов.

«Попадос, ребята...»

Контрольные закупщики готовы ко «второму туру». На этот раз они вызывают такси к Лагерному саду и едут в сторону Тимирязево, как раз мимо поста ГИБДД на коммунальному мосту. Ребята вызвали «Сибирское такси». В салоне они украдкой передали данные о машине, которая через две минуты уже была остановлена сотрудниками ГИБДД. Перед тем, как затормозить, молодой водитель сказал ребятам: «Если что, вы друзья или знакомые».

После проверки документов сотрудник ГИБДД спросил пассажиров, куда они едут и знают ли водителя. Ребята отрицательно замотали головами, на что водитель сказал лишь: «Да, ребята, это попадос...».

Молодой водитель оказался спокойным парнем, рассказал сотруднику дорожной службы о том, где работает, и от уплаты штрафа отказываться не стал.

— Так ситуация финансовая сложилась, что пришлось идти в таксисты, — рассказал он. — Работаю в «Сибирском» с августа.

Теперь ему тоже грозит штраф и разбирательство в суде. Сотрудники ГИБДД утешили лишь одним: если таксист-нелегал попался впервые, штраф будет минимальным.

Смотрите также

Комментарии