22 ноября, пятница
-11°$ 100,68
Прочтений: 8834

Участь участковых (фото)

Участь участковых (фото)
Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Знаете ли вы в лицо своего участкового? Если вам не приходилось обращаться к нему за помощью, то вряд ли. Хотя именно эти люди день и ночь стоят на страже нашего порядка, охраняя нас и наше имущество. В ходе реформы правоохранительных органов, благодаря которой милиция превратилась в полицию, сократилось и число участковых. В свете очередного конкурса «Народный участковый» мы решили подробнее узнать об их работе. К тому же сегодня, 17 ноября, участковые отмечают профессиональный праздник.

В пресс-службе областного УМВД нашу просьбу познакомить с «ветераном» участковой службы выполнили с удовольствием, дав без долгих раздумий контакты Максима Артуровича Ошецкого. Вскоре мы нагрянули к нему «в гости» — на рабочее место.

Его подведомственный участок — а следовательно, и участковый пункт полиции, находится на площади Южной, в здании общежития на Лыткина, 8. На вахте к участковому нас пропускают без малейших возражений — и вот уже Максим Артурович гостеприимно распахивает двери своего рабочего кабинета. Обстановка весьма скромная: несколько столов, компьютеров, шкафов, в которых аккуратно расставлены папки с бумагами, нехитрые обои и слегка потертый линолеум на полу.

— У нас как раз ремонт сейчас начинают делать, — поясняет Максим Артурович.

Именно здесь проходит каждый рабочий день простого участкового: в девять утра он отправляется в отдел полиции № 1 УМВД России по Томску на оперативное совещание, далее получает табельное оружие, которое он в шутку называет «боевые пистолеты», и направляется на свое рабочее место, где его ждут дела.

— Первым делом — профилактический обход участка, — говорит Максим Артурович, — но, по большому счету, конечно, мы обходим не все дома. У нас каждый день есть на исполнении заявления граждан, которые мы должны проверить. Есть на участке граждане, которых нужно каждый день проверять: условно осужденные, страдающие алкоголизмом и наркоманией. Мы делаем обход указанных лиц, заодно осматриваем дома, подъезды, встречаемся с председателями — как говорится, совмещаем «приятное» с полезным. Бывает, что обход некоторых граждан нужно делать после 11 вечера — совершаем и такие.

Максим Артурович рассказал, что в участковые пришел сразу после армии. Сначала хотел податься в уголовный розыск, но жизнь сложилась иначе, и вот уже девять лет он трудится на благо общественного порядка.

Подведомственный участок Максима Ошецкого — это студгородок на Южной, прилегающий к нему частный сектор, стадион «Буревестник», близлежащие гаражные кооперативы — в общей сложности семь тысяч человек. Кроме того, к его «владениям» относится территория вдоль Богашевского тракта до поселка Апрель — населенные пункты Геологи, Просторный, Басандайка. Там плотность населения ниже — около 3,5 тысячи человек.

Как правило, подведомственную территорию курируют двое участковых. Выезжать на обращения, особенно в село, проще и безопаснее вдвоем. Как и расследовать преступления: пока один опрашивает потерпевших, второй исследует место происшествия.

«А кому-то нужно просто поговорить…»

Завершение рабочего дня — с 18:00 до 20:00, в это время у участковых идет прием граждан.

— Людей с заявлениями обращается много, контингент самый разный, — говорит Максим Артурович. — Часто пришедшие не знают, что некоторые вопросы не в нашей компетенции. Например, шум от ремонтных работ им мешает, или территорию между собой поделить не могут — идут к участковому. Мы принимаем заявления в любом случае и отправляем в подведомственную инстанцию, даем людям разъяснения, то есть координируем процесс. Или приходят люди, которым просто не хватает внимания — в основном, пожилые, которым нужно выговориться. И мы разговариваем с людьми, слушаем их. В некотором роде участковый — это еще и психолог.

Нередко встречаются семьи, в которых супруги друг друга «колошматят»: в основном, конечно, жены жалуются на нерадивых мужей, но бывает и наоборот.

— Случается, и мужья пишут заявления на жен за побои, — рассказывает Максим Артурович. — Вот приходил ко мне мужчина — маленький такой, щупленький, жалуется, что его жена бьет, как в анекдотах, сковородкой. Я посмотрел на его жену — она весом все 150 килограмм, ну куда от такой денешься. В подобных случаях, конечно, советую разводиться. А бывает, что наши беседы помогают пресечь домашнее насилие, и не приходится применять чрезвычайных мер.

Года три назад с заявлением о побоях в участок пришла женщина — живет с мужем в новом элитном доме в районе Южной. Муж слегка перебрал, пришел домой, началась склока, слово за слово — и отвесил жене подзатыльник. Та сразу помчалась в полицию:

— Я вижу, сидят оба понурые, вполне приличные люди, — вспоминает Максим Артурович. — И я говорю мужчине: вам нужно, чтобы вас осудили и поставили на учет как семейного дебошира? А жену спрашиваю: а вам нужен муж, привлеченный к уголовной ответственности? Ясно же, что ссора единичная. Они подумали, женщина с заявлением обращаться не стала, у них пошли дела на лад. Но это, конечно, нужно индивидуально смотреть, потому что есть семьи, где побои и постоянные обращения в порядке вещей.

За год в участковые пункты полиции города с заявлениями обратилось большое количество граждан, а сколько еще оставили свои комментарии и жалобы на сайте УМВД и в дежурной части. Со всеми обращениями приходится разбираться участковым на местах.

— Принимаем мы участие и в раскрытии преступлений, — говорит Максим Ошецкий, — причем как самостоятельно, так и помогаем уголовному розыску, подразделениям по делам несовершеннолетних. Был вот забавный случай. Пришел к нам начальник службы безопасности «Стройпарка», говорит, у них один мужик украл термостат стоимостью пять тысяч рублей. Вроде пустяк, но камеры жулика зафиксировали, можно поискать. Мы идем в «Стройпарк», начинаем смотреть видео, искать мужчину по номеру машины — и тут раз! Приводит нам незадачливого воришку служба безопасности. Оказывается, он вновь пришел в торговый центр — на сей раз за вентилятором. И попался. Таких курьезов много, конечно.

Вместе с курьезами прицепом к работе идет ненормированный рабочий день — позвонить участковому со срочным сообщением могут и среди ночи. Рабочая неделя шестидневная, а когда требуется встать на охрану общественного порядка, например, на масштабных городских мероприятиях, приходится работать и без выходных.

— Я вам скажу, не самая это плохая работа, — видя ужас в моих глазах, улыбается Максим Ошецкий. — Да, тяжелая, не буду скрывать, порой хочется все бросить, особенно когда не остается времени на семью. Но любовь к работе помогает остаться в строю. Ведь зачем нужны участковые? Чтобы людям помогать. Неважно даже, сколько преступлений раскрыто и протоколов составлено. Бывает, идешь, тебя узнают и спасибо говорят — вот это хорошо.

Вести «с полей»

Вместе с коллегой Денисом Анатольевичем Желтковским Максим Артурович везет нас «в поля» — совершить положенный обход и наглядно познакомить нас с прелестями работы участкового.

Мчим по Богашевской трассе на автомобиле напарника Максима Артуровича. Доезжаем до поселка Геологи и поворачиваем с трассы. Начинаются ухабы с буераками, которые наш водитель ловко объезжает. Останавливаемся на пригорке, с которого вид простирается далеко вдаль:

— Вот видите, — показывает Максим Артурович, — какое тут соседство. Весьма захудалые домики «геологов» и сразу рядом с ними — шикарные постройки Просторного. Наглядный пример соседства скромности и богатства, так сказать. Вроде люди разные, а проблемы у них одинаковые. То забор сосед на чужой участок поставит. То стройматериалы используют не по назначению. А то и вовсе поссорятся на ровном месте и давай скандалы придумывать. Приходим, общаемся, стараемся помочь найти общий язык и утихомирить.

Садимся в авто и едем дальше. Держим путь в Лоскутово — здесь участковым нужно проведать одного дебошира. Максим Ошецкий рассказывает предысторию: мол, сидел этот бедокур с соседкой, пил себе горькую и от нечего делать предложил собутыльнице переломать руки. Та, видимо, думала, что ее товарищ шутит, но, судя по всему, с юмором у него было не ахти. Теперь находится под контролем участкового.

Подъезжаем к дому дебошира, звоним в дверь. Открывает вполне себе приличного вида старичок — приглашает пройти на кухню. На плите у дедули варится суп. Состояние квартиры средненькое, но сам по себе мужчина не производит плохого впечатления.

— А вы думаете, преступники выглядят как-то по-особенному? — уже на улице смеется Максим Артурович. — Все они на вид самые обычные люди, часто вполне милые. Например, в Лоскутово есть один паренек, ему 19 лет. Божий одуванчик. А ежели копнуть — на его счету множество угонов, краж и даже изнасилование. Недавно на свободу вышел — скоро снова котомку собирать. Вот так.

По пути в город заезжаем еще к одному поднадзорному. Его дома не оказалось, он в этот день исправно трудился на работе — дверь открыла его мать. Разговор с участковыми у женщины складывался весьма миролюбиво, временами она даже шутила.

— Нам положено вашего сына после 23:00 проверять, как он комендантский час соблюдает, — говорит Максим Ошецкий. — Поэтому ждите нас вечерком — сейчас мы просто мимо проезжали.

— Поздно явитесь — двери не открою! — смеется женщина.

Дорога в город проходит под рассказы участковых о своих рабочий буднях. Как раскрывали дело о хищении ноутбука в студенческом общежитии, как ловили группу студентов-вымогателей, которые забирали с товарищей по университету деньги. И много-много других.

Уже около участкового пункта полиции на мое замечание о предстоящих выходных Максим Артурович посмеялся, что раньще субботнего вечера о своих планах на уик-энд и не узнает. И вновь, видя сочувствие в моих глазах, ободряюще сказал:

— Ну конечно, работа нервная. Но когда меня спрашивают, как же вы справляетесь и выдерживаете такой ритм жизни, всегда отвечаю одинаково: ну а кто, если не мы?

Смотрите также

Комментарии