29 сентября, воскресенье
+5°$ 92,71
Прочтений: 6845

Октябрьские рекорды

Октябрьские рекорды
Фото: Иван Мельников, vk.com

Всегда обидно за октябрь тем, кто в нем родился. В Сибири он ощущается как последний месяц перед ежегодным концом света: такой «охты!ябрь», как шутят комедианты. Новостей мало и те нехорошие, по которым специализируются в основном погода и следственный комитет.

Вот и нынешний октябрь начался с новостей о задержании в Крыму экс-мэра Томска Николая Николайчука и этапировании его в родные края с дальнейшим домашним арестом. Тут все плохо для имиджа инновационной, молодежной, динамичной студенческой столицы Сибири. Бомба, и та в одну воронку два раза не попадает, а тут второго мэра подряд к ответу пытаются привлечь.

Тенденция однако! Причем, если в случае с Александром Макаровым даже сомнений у присяжных не было — виновен, и все тут, то Николайчук, скорее всего, не укараулил то, что не мог украсть. Интересно то, что, когда весть о задержании экс-мэра в Крыму достигла Сибири, прокомментировать это публично смогли считанные на пальцах одной руки люди. «Справедливая» Галина Немцева, давний оппонент Николайчука Александр Деев и чуть попозже — ныне действующий мэр Иван Кляйн. Остальные отказались.

Подозреваю, что Кляйн мог бы хорошенько «оттоптаться» на предшественнике, но вместо этого он, уже посидевший год в кресле мэра, сказал только: мы, мэры, иногда вынуждены принимать нестандартные решения. И за этими словами прям чувствуется: сам Кляйн уже принял и не раз.

Задержали опять же Николайчука не в пятой точке мира, а в Крыму. Такое сибиряками не прощается, и Интернет не замедлил отреагировать. Ладно бы на Индигирке где-нибудь, где медведи ходят по улицам...

Впрочем, и в наших краях началось нашествие косолапых, которое закончилось трагедией в Стрежевом. Медведей видят возле дальних лесных поселков и вблизи немаленьких городов, на дачах. Косолапые, сами того не зная, рушат хиленький образ территории интеллекта и цементируют имидж медвежьего угла. Впрочем, этой истории с медведями и их пагубной роли в брэндировании территории уже больше полувека: только тогда первый секретарь томского обкома КПСС Егор Лигачев смертельно обиделся на собкора «Известий» Левицкого за крохотную заметку про медведя-бродягу в лесном поселке:

— Мы семимильными шагами осваиваем томский Север! А у нас, оказывается, медведи по улицам ходят!

Полвека прошло, медведи все бродят и бродят, а избы, в том числе памятники федерального значения, горят и горят. Заммэра Евгений Паршуто впервые на моей памяти в октябре не исключил злого умысла в повторяющихся поджогах накануне принятия бюджетов всех уровней и соответствующих программ по сохранению деревянного зодчества.

Областной бюджет, кстати, действительно внесли в облдуму на последней неделе октября, и при всей его внешней беспроблемности даже глава облдепартамента финансов Александр Феденев признался: главный финансовый документ области не в полной мере учитывает потребности на капремонт домов, инновации, безопасность дорожного движения… «Самый болезненный вопрос — капремонт бюджетных учреждений. Минимум нужно три миллиарда рублей, которых у нас нет», — констатировал Феденев.

Увеличение долговой нагрузки (дефицит в четыре миллиарда ведь надо чем-то покрывать!), по мнению главного финансиста области, — основная проблема финансовой устойчивости региона. На русском языке это означает, что долги наши, и проценты по ним гасятся, но дается это все труднее и труднее.

Ситуация зеркальная и на рынке кредитования физических лиц, где томичи набрали денег под проценты на почти 90 миллиардов рублей. Ипотечные кредиты, как самые продуманные, еще как-то гасятся, а вот потребительские стремятся к невозвращению все больше и больше. Плохие (невозвращенные и невозвратные) долги томичей уже составили четыре миллиарда 620 миллионов!

Банки в ответ ужесточают условия выдачи кредитов, повышают проценты по ним в расчете покрыть невозвраты, а в результате пышно расцвели пункты экспресс-выдачи денег под два процента в день, 730 % годовых! И народная тропа к ним не зарастает. Об этом в частности и о деньгах вообще в прошедшем октябре говорили много в рамках областной декады финансовой грамотности «Финансовый BOOM». Сберегать и защищать частные деньги становится делом государственной важности, если учитывать, что обманутые вкладчики, дольщики вместе с наглухо закредитованным населением — сторонники самых радикальных сценариев в политике.

Отчасти они напоминают томского депутата Степана Руденко, который будучи в питейном заведении в октябре нарвался на международный скандал. Первоисточники расходятся в том, что на самом деле произошло, но Руденко не отрицает, что поил самураев водкой и говорил японцам про «Крым и Курилы наши». Говорит, что может даже извиниться, как только Россия и Япония заключат мирный договор. Иногда просто диву даешься, как тесно переплетены судьбы геополитики в конце проспекта Фрунзе в городе, откуда «хоть три года скачи, все равно никуда не доскачешь».

В Северске самое высокое жилое здание в октябре стало предметом разборок. С одной стороны, фасад высотки — часть городского пейзажа и не подлежит самовольному раскрашиванию. С другой, граффити-портреты Гагарина, Курчатова и Эйнштейна на глухих стенах многоквартирного дома уже три года как стали достопримечательностью закрытого города, да и само ТСЖ «Высотка» — примером оптимизации ЖКХ-расходов своих участников.

За техобслуживание квадратного метра в доме жильцы платят меньше рубля. Остальное ТСЖ добирает за счет арендаторов и рекламодателей. На крыше здания стоят передатчики местной телекомпании, операторов связи, на стенах дома висят рекламные баннеры, но портретов, оказывается, там быть не должно. Платить штраф в 200 тысяч рублей ТСЖ «Высотка» в октябре отказалось.

Еще в октябре уточнили проект «ИноТомск-2020» (на 200 миллиардов рублей), встречали главу «Роснефти» Игоря Сечина, озвучивали другие масштабные и перспективные планы, но все-таки главной новостью октября стал небывало ранний гололед, который застал поголовно всех, включая машину губернатора, врасплох. 300 аварий, 400 тысяч просмотров в YouTube за сутки одного ролика про автомобиль, который безуспешно пытается заехать на летней резине на Октябрьский (!) взвоз — вот настоящие томские рекорды октября. Просто раньше лошади не могли залезть на Воскресенскую гору, а теперь «Фольксвагены».

Напоследок. В октябре томичи получили первые платежки из регионального фонда капремонта жилья. Суммы вроде небольшие, но для пенсионеров существенные, тем более что в приложенном к платежкам договоре ничего не сказано о конкретных сроках конкретного капремонта конкретного жилья. Фонд в каком-то будущем времени обязуется только известить жильцов, когда ремонт начнется. Но одна дотошная председательница ТСЖ уже подсчитала: на ремонт крыши своей «хрущевки» жильцы с такими взносами будут собирать 30 лет. Ну, то есть как раз пенсионерам нет смысла платить, а молодые столько в «хрущевке» жить и не собираются. Посмотрим, сколько фонд капремонта сможет собрать уже в ноябре.

И совсем уж напоследок. В октябре признано банкротом «Агентство развития Томска» с его проектом «Томск 3.0». Имущества ноль, директор в Крыму, вот совпадение.

В общем, храни Господи этот город на краю самого большого в мире болота, которому в октябре исполнилось 410 лет.

Смотрите также

Комментарии