20 сентября, пятница
+16°$ 92,70
Прочтений: 6997

Искать нельзя потерять

Искать нельзя потерять
Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Страшная трагедия с Викой Вылегжаниной, которая в августе потрясла наш город, до сих пор всплывает отголосками. Правда, теперь уже в новом свете. Именно после этой чудовищной истории в Томске зародилось волонтерское движение, которое со временем только набирает силу.

Все чаще в городских СМИ и социальных сетях появляются объявление о том, что набираются волонтеры для участия в тех или иных поисках, ведь, как ни печально, люди в Томске пропадали и продолжают пропадать. Только если раньше разыскной работой занимались только сотрудники правоохранительных органов, сегодня на подмогу к ним пришли ребята-активисты: сейчас в городе работают два отряда — томское отделение поискового отряда «Лиза Алерт» и отряд «Viktoria».

«Viktoria» значит «победа»

Елена Холодова — координатор и организатор, Илья Сардаров — активист, Денис Славский — программист: отряд «Viktoria» на встречу со мной явился полным руководящим составом:

— Впервые я принимала участие в поисках пропавших людей, когда потерялся Мирослав Землянов, затем Анна Апатченко, и уже только потом произошла чудовищная история с Викой, — рассказывает Елена Холодова. — Мотив был простой — не оставаться в стороне и сделать все возможное. Уже на поисках Вики мы познакомились с Ильей, Денисом и другими ребятами, с которыми вместе прочесывали город. Конечно, каждая находка, связанная с детьми, вызывала большой переполох. Помню, мы натолкнулись на шалаш с детскими рисунками и питанием, который не имел отношения к Вике, но мы этого не знали. Сразу возникла суматоха. Потом кто-то сообщил, что видел тело ребенка в пакете — очередной переполох. Всю поступающую информацию нужно проверить, а это время, нервы и стресс. Все мы совершали неверные и лишние шаги, но это было именно из-за того, что к поискам примкнуло множество людей, не вполне понимающих всю серьезность. Тем не менее, мы очень благодарны всем, кто пришел на помощь. Эта история вызвала большой резонанс, потому что пропал беззащитный ребенок. Но ведь нельзя относиться к пропаже взрослых людей более лояльно, потому что они якобы могут загулять, уехать — со всеми может случиться беда. И поэтому чуть позже, придя в себя после этой выматывающей истории, мы решили: наше дело нужно продолжать.

Название отряда, конечно, появилось в память о погибшей Вике, но древнейшее значение слова Viktoria — победа — ребята тоже не забывают. Потому что их девиз — искать до победного конца, что бы ни случилось, даже если руки не опустят единицы из них.

Сегодня «костяк» штаба — 10-11 человек. Для поисков к ним присоединяются порядка 30-40 постоянных волонтеров.

«Лиза Алерт» на томском уровне

Об устройстве и работе томского регионального отделения поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» нам рассказал Ринат Мифтахов, член отряда и по совместительству его пресс-аташе:

— Конечно, создание нашего отряда напрямую связано с той трагической историей, — вспоминает Ринат Мифтахов. — Я сам принимал участие в поисках Вики: она пропала в четверг вечером, а в пятницу утром я узнал об этом, позвонил, приехал и остался на четверо суток с перерывами на ночной сон. Когда все закончилось, узнал, что мои друзья создают отряд. Даже вопроса не стояло: быть или не быть. Просто сказал: ребят, я с вами. А потом Юля Мучник позвала меня гостем в «Час пик суббота». Там я заявил о создании отряда, о том, что командир Игорь Шолькин, что будем учиться и в случае необходимости искать. А потом сразу пропал дедушка на Поперечке... Так что раздумывать некогда было. У нас, как у филиала, есть определенные правила, которые мы должны соблюдать: они касаются технологии организации поисков, вопросов безопасности при поисково-спасательных работах. При необходимости отряды выезжают друг другу на помощь. И еще. Все бойцы «Лизы Алерт» работают бесплатно. Отряд денег не берет. Но может (и сейчас нуждается в этом) взять помощь натурой (рации, навигаторы, спецприборы, ГСМ и т.п.)

Сегодня «костяк отряда» — два десятка человек: именно они сейчас проходят обучение по специальной программе. Помещение для обучения выделила томская оперативно-дежурная служба — ее руководителю, Николаю Савотину, бойцы отдельно благодарны.

— Нужно сказать, что представители госструктур вообще крайне охотно идут нам навстречу, — говорит Ринат Мифтахов. - Например, нам нужны были психологи для проведения обучения и общения с родственниками пропавших людей. Мы обратились в СибГМУ, на факультет поведенческой медицины и менеджмента, и его декан Александр Корнетов подключил к нашей деятельности преподавателя Николая Головаху и студентов для содействия. Они проведут для нас семинары и серию лекций по укреплению психики, а молодежь даже влилась в наш отряд.

Кто он — волонтер?

Несмотря на то, что подразделения разные, схема работы у них примерно одинаковая. Информация о пропаже человека в отряды поступает от родственников и друзей пропавшего, следом информация уточняется, ребята выезжают на местность, составляют картину произошедшего, набирают волонтеров — в основном через соцсети и СМИ и начинают поиски.

Поиски Вики, когда СМИ и соцсети пестрели подробностями поисково-спасательных работ, научили ребят многому: прежде всего тому, что не следует выносить сор из избы и раскрывать карты.

— У нас есть инструктажи для волонтеров, которые они проходят при поступлении в отряд, — рассказывает Ринат Мифтахов, — а также непосредственно на местности. В ходе этих инструктажей мы четко проговариваем, что никакая информация о ходе поисков не может разглашаться. Даже все обсуждения идут в закрытой группе. Конечно, мы не застрахованы на сто процентов, но в случае, если с нами работают неадекватные люди, мы можем устранить их на любом этапе поисков.

В поисково-спасательные отряды не принимаются люди младше 18 лет, а также существует ряд требований к тем, кто желает в них войти.

— Мы будем проводить обучение наших волонтеров основам первой медицинской помощи на базе АНО «Защита», — рассказывает Елена Холодова.— Также перед поисками мы инструктируем их о том, в какой одежде нужно приходить, что с собой брать. Человек должен быть одет во влагоотталкивающий костюм или теплую одежду и не промокающую теплую обувь. С собой нужно брать запас воды и еды, перчатки и фонарики. Те, кто не соблюдают эти правила, к поискам не допускается.

Но главное, что ценится в каждом волонтере, — это желание помогать, и понимание, что поиски пропавших — не приключение, а большая ответственность. Набор и поиск волонтеров ведется постоянно, и отряды готовы принимать и обучать новых людей.

Не секрет, что вся проводимая работа поисково-спасательных отрядов вызывает большой резонанс у многочисленных комментаторов новостных ресурсов, а также форумов:

— Мы всегда открыты для конструктивной критики, — говорит Ринат, — и сегодня совершенно очевидно, что, к сожалению, история с Викой стала тем самым «первым комом» для нас, и наша работа местами была не совсем слаженной. Но я хочу сказать, чтобы диванные критики держали свое мнение при себе. Гораздо больше мы ценим и ждем людей, которые встают с дивана и спешат на помощь.

Вопреки «теркам» активных форумчан, которые волей-неволей склоняются на сторону то одного, то другого отряда, и «Viktoria», и «Лиза Алерт» на провокации не ведутся, не стремясь занять позицию лидера: отряды ведут активное информационное сотрудничество, потому что в конечном итоге их объединяет общая цель.

— Наше мнение — больше отрядов, хороших и разных! — заявляет Ринат Мифтахов. — Мы все делаем нужное дело, ведь ресурсы у полиции и спасателей ограничены, и часто людей катастрофически не хватает. Поэтому пара выносливых ног и умелых рук не может быть лишней. А уж умные, хорошо проинструктированные «головы» ценятся вдвойне!

Общие истории

С августа оба отряда уже успели «попрактиковаться» в поисках: Анастасия Бурматова, Игорь Видилин, Антон Евсевич, Сергей Петров, Юрий Самаров, Татьяна Меркулова — вот имена тех людей и историй, в которые свой вклад внесли томские волонтеры. Кого-то, к сожалению, не удалось найти живыми. Но это не значит, что труд был напрасный. Ведь за каждым потерянным человеком стоят полные слез и надежды глаза его близких и родных, для которых важно добраться до истины, какой бы она ни была. А поэтому — искать, нельзя потерять.

— Вы знаете, самое главное, ради чего мы работаем, — это счастливые глаза близких людей, которые нашли потерявшегося человека, — говорит Илья Сардаров. — Это ощущение не сравнить ни с чем — оно бесценно. И только ради этого хочется и следует искать и находить…

http://viktoriatomsk.ru, 8-909-546-49-18

http://vk.com/la_tomsk 8-800-700-54-52

Смотрите также

Комментарии