Деньги на САХранение
За последние полтора месяца «Спецавтохозяйство» неоднократно выступало в роли поставщика скандальных новостей. Сначала много шума наделала история с открытым письмом работников предприятия к властям города и области: под обращением, в котором содержалось требование уволить недавно назначенного директором Бориса Сухушина, подписались более ста человек — это примерно 15 процентов от общей численности коллектива. А на этой неделе в СМИ прошли публикации о загадочном вредительстве: в бензобаки шести автомобилей САХ вместо топлива была залита смесь антифриза и тосола. В общем, было понятно, что и вокруг предприятия, и внутри него что-то происходит…
И вот очередная новость: на общем собрании гордумы депутаты приняли решение поддержать САХ субсидией в 200 миллионов рублей — навскидку и не вспомнишь, какое муниципальное предприятие за последнюю пятилетку удостаивалось таких сопоставимых по уровню внеплановых траншей. Объясняется такая «благотворительность» просто: альтернативой выделению денег с большой долей вероятности стало бы введение на предприятии процедуры банкротства. По словам директора САХа Бориса Сухушина, вверенное ему предприятие в предбанкротном состоянии находится уже три года: по итогам 2011-го долги составили 60 миллионов рублей, по итогам 2012-го —120 миллионов, по итогам 2013-го — 240 миллионов рублей.
— 120 миллионов — это задолженности перед госструктурами: экологами, налоговиками и Пенсионным фондом, — уточнил Сухушин. — Еще около 20 миллионов — это долги перед банками, все остальное — долги по договорам с субподрядчиками, поставщиками запчастей, материалов, ГСМ и так далее.
По словам мэра Ивана Кляйна — он лично приехал на предприятие рассказать коллективу о причинах финансовых вливаний из бюджета — помочь «Спецавтохозяйству» мэрию вынудила информация о том, что кто-то скупает его долги.
— Понятно, зачем это делается: тот, кто становится основным кредитором, получает мощнейший инструмент влияния на организацию и право наиболее весомого голоса при проведении процедуры банкротства. Фактически он мог бы уничтожить само предприятие и прибрать к рукам его имущество — в частности, площадку в центре города. Но теперь все эти угрозы в прошлом, — сказал градоначальник.
В своем выступлении перед сотрудниками САХа глава города отметил, что, помимо 200 миллионов от мэрии, еще 100 миллионов предприятию добавит областной бюджет. Из этих средств 180 миллионов пойдут на погашение долгов, еще 120 — на закупку новой техники. Кроме того, «Спецавтохозяйство» получит преференцию в 22 миллиона на строительство новой карты на мусорном полигоне в Сурово-Сухоречье.
— Чтобы оплатить долги САХа и спасти его от банкротства, нам пришлось пересмотреть бюджет, и теперь из-за этих трат он будет дефицитным, — сказал в своем выступлении Кляйн. — Одним из тезисов моей предвыборной программы было жить по средствам, я вынужден был фактически нарушить это обещание. В то же время полагаю, что наши вливания будут должным образом поддержаны коллективом предприятия, и оно исможет возродить былую славу. Мы даем удочку, а рыбачить уже вам.
С коллективом предприятия Кляйн общался около часа. Вопросы в основном касались различных производственных нюансов. Сразу несколько сотрудников высказали озабоченность, что «Спецавтохозяйство» выдавливают с рынка вывоза мусора. «Отказы идут один за одним, все написаны под копирку на одинаковых бланках, я вчера со своего маршрута убрал около 30 контейнеров, возить скоро будет нечего!» — не стал скрывать досады один из водителей.
Мэр в ответ пообещал посодействовать тому, чтобы мусороперевозки частично вернулись в САХ, а также посоветовал пересмотреть логистику. «Если где-то мы потеряли рынок и очевидно, что точки к нам не вернуться, значит нужно пересматривать маршруты, сокращать издержки», — сказал градоначальник.
Директор предприятия Борис Сухушин уточнил, что из-за жесткой конкуренции на рынке мусороперевозок предприятие по итогам первого полугодия недосчиталось прибыли примерно в 20 миллионов рублей. Тем не менее, общие финансовые показатели выглядят более успешными, чем в три предыдущих года. «По итогам полугодия мы сработали с прибылью, — подчеркнул Сухушин. — Да, сумма копеечная — всего 219 тысяч. Но то, что у нас нет убытков, уже хорошо».
Общаясь с работниками САХа, Иван Кляйн поделился результатами аудита предприятия. Среди причин, по которым оно оказалось в предбанкротном состоянии, он назвал недофинансирование со стороны муниципалитета и неэффективное управление. В частности, странные закупки. Например, в прошлом году муниципальное предприятие покупало песок по 380 рублей за тонну, тогда как сейчас этот же объем поставляют за 230 рублей. «Где разница в 150 рублей осела?» — задал риторический вопрос градоначальник.
Еще один пример — закупка топлива. «В прошлом году САХ умудрялся оптом закупать солярку по 35 рублей, хотя она на заправках стоит 34 рубля, — продолжил мэр. — Я пригласил ваших бывших руководителей на беседу, поинтересовался, как так. Они ссылаются на конкурс. Но, извините, что это за конкурс такой, если на заправке в розницу солярка 34 рубля, а вам поставляют за 35? Сегодня, оказывается, за 31 рубль можно купить. Как это называется? Если мы так будем работать, то предприятие никогда не получится поднять с колен.
Мэр также заявил, что эти факты необходимо передать в правоохранительные органы. «Думаю, руководство САХ должно направить эти материалы в ОБЭП и прокуратуру, пусть силовики разбираются, что это было», — сказал градоначальник.
Говорили и о кадровом вопросе. На начало года на предприятии работали 845 человек, теперь — около 680. «Часть наших сотрудников переманили все те же «мусорные конкуренты», — пожаловались мэру из зала. «Не знаю, достаточно вам сейчас сотрудников или нет, это вопрос вашего руководства, — ответил Кляйн. — Единственное, что вам обязательно нужно создать, — это совет трудового коллектива, определяющий систему мотивации сотрудников, а также технический совет, который бы участвовал в выработке решений по тем же закупкам техники».
Когда выяснилось, что ни того, ни другого на предприятии пока нет, градоначальник, « не отходя от кассы», поручил директору САХа провести общую конференцию сотрудников и выбрать представителей в эти структуры. «По своему опыту управления крупным предприятиям могу сказать, что это очень помогает», — заверил Кляйн.
В собрании участвовали около 150 сотрудников предприятии. Расходились они с разным настроением. Кто-то не скрывал энтузиазма, а кто-то — скепсиса. Борис Сухушин, тем не менее, заверил, что конфликт с подчиненными у него исчерпан, все необходимые выводы сделаны. А на вопрос о приоритетных задачах он несколько раз, словно читая мантру, повторил «сделать предприятие прибыльным». Причем уже в этом году.