22 ноября, пятница
-6°$ 100,68

В школу — наравне с другими

В школу — наравне с другими
Фото: Дмитрий Кандинский / vtomske.ru

Сегодня в Томске проживает около 30 тысяч инвалидов, 1 405 из них — дети. Еще 10-15 лет назад единственно возможным способом образования «особенных» детей было обучение на дому. Однако в последние годы благодаря усилиям власти по развитию инклюзивного образования у родителей и детей появилась альтернатива.

Сегодня все больше родителей отправляют своих «особенных» ребятишек в специализированные или общеобразовательные учебные заведения. Разобраться в вопросах выбора школы и образовательной программы им помогают специалисты муниципального бюджетного учреждения «Психолого-медико-педагогическая комиссия». Об особенностях этой работы нам рассказала его руководитель Наталья Артюшенко.

Квоты — это миф

Места для детей-инвалидов к 1 сентября в томских школах начали готовить еще в январе. По подсчетам психолого-медико-педагогической комиссии, в День знаний место за партой специализированных и общеобразовательных школ займут 84 «особенных» первоклашки. Причем большая часть из них будут учиться именно в общеобразовательных школах.

Наталья Петровна отмечает, что ограничений по количеству мест для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья нет. Родителям просто нужно прийти в школу и подать необходимый пакет документов. «Никаких квот по поступлению в школы нет — это миф. Школы просто обязаны принять этого ребенка и создать ему комфортные условия», — отмечает Артюшенко.

Бояться не нужно

Бывает так, что родители, опасаясь за ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не отдают его в школу и приглашают учителей на дом, но в таком случае ребенок теряет возможность социальной адаптации. Наталья Артюшенко уверена, что бояться родителям не нужно.

— Мы эту проблему решаем. Например, уже многие родители прошли обучение в специальных «школах», которые организуют благотворительный фонд «Обыкновенное чудо». В них участвуют представители сферы образования, здравоохранения, главные специалисты соцзащиты, юристы. Из этих «школ» выходят очень подкованные родители, которые знают законы, знают, что ждет ребенка. Также каждый год сотрудники нашего центра проводят городское родительское собрание, где рассказываем об образовательной системе Томска, о том, какие есть специальные школы, какие есть классы и услуги, на что родители и их дети имеют право.

Тесты не обязательны, но желательны

Многие ошибочно думают, что ребенку-инвалиду перед поступлением в школу нужно сдать какие-либо тесты на готовность начать образовательный процесс. Но это не так. Тесты для малышей, поступающих в первый класс, разумеется, есть, но они вовсе не обязательны и не решают, будет принят ребенок в школу или нет. Эти тесты, скорее, помогают родителям и учителям понять, как построить программу для ребенка, чтобы он мог максимально эффективно реализовать свои способности.

— Родителю нужно знать: этот тест определяет не только умственные способности, но и, например, наличие нарушений в работоспособности. Сейчас таких ребятишек много: с ребенком все в порядке, но своей любознательностью и активностью он может воспользоваться только15 минут из урока, и учителю нужно знать — через 15 минут у ребенка должен быть перерыв, — привела пример Наталья Петровна.

Нужен сопровождающий — обеспечат

Вопросами обеспечения сопровождающих для детей-инвалидов тоже занимается психолого-медико-педагогическая комиссия. Если ребенок действительно нуждается в такой услуге, то комиссия направляет рекомендацию в образовательное учреждение. «Они знают, что к ним придет такой ребенок, и администрация школы обязана подыскать для него человека, который будет помогать ему в процессе обучения», — сказала Артюшенко.

Однако в любом случае окончательное решение о необходимости сопровождающего принимают родители ребенка-инвалида. «У нас есть в сопровождении дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата, с ранним детским аутизмом, дети слепые — это три категории ребятишек, которым необходимо сопровождение на первом этапе обучения», — объяснила Наталья Петровна.

До 1 сентября 2013 года оплата услуги сопровождающего проходила через две программы: через городскую «Социальная интеграция» и через областную программу «Право быть равным». С 1 сентября в силу вступил новый закон об образовании, в котором уже прописана новая штатная единица — помощник учителя, ассистент, который несет ответственность за детей-инвалидов, закрепленных за ним.

В 2013 году в школах Томска обучалось 63 ребенка с таким сопровождением. В сентябре станет известно количество обучающихся с сопровождением на 2014 год.

Подготовка кадров

— Существует многоступенчатая система подготовки и повышения квалификации учителей. Помимо повышения квалификации через стандартные курсы, семинары и мастер-классы, мы для каждой школы подготовили координатора по работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ, — рассказала Артюшенко.

Координатором является работник данного учебного заведения, чаще всего это психолог, логопед или завуч. «Мы их учим очень серьезно, с приглашением специалистов из ведущих центров и вузов Санкт-Петербурга, Москвы и Новосибирска. Вкладывается в это обучение городской департамент образования, сами учреждения и благотворительные организации», — пояснила Наталья Петровна.

Кроме того, в психолого-медико-педагогической комиссии дейсвует система под названием «Супервизия». Предназначена она для случаев, когда «особенный» ребенок попадает в образовательную среду, которая не готова для организации его учебного процесса. «В этом случае к нам обращается либо учитель, либо родитель, и мы направляем своего специалиста в школу. Он наблюдает за ребенком и его педагогом на уроках и после оказывает учителю методическую помощь: консультирует, пишет планы и составляет программы», — отметила Артюшенко.

Статистика радует

По наблюдениям Натальи Петровны, все больше родителей детей-инвалидов отказываются от образования на дому. Школьная среда для «особенных» детей в Томске становится доступной. В образовательных учреждениях активно развивают программы инклюзивного образования, предоставляют услуги квалифицированных кадров, обеспечивают сопровождение, строят пандусы. Все это делает процесс обучения максимально комфортным для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

В рамках городской программы «Социальная интеграция» проводится ряд мероприятий, которые делают городскую среду максимально комфортной для инвалидов и людей с ОВЗ. В муниципальных учреждениях культуры и школах устанавливают пандусы (они имеются в 15-ти томских школах и двух домах творчества, далее все муниципальные образовательные учреждения, выходящие из капремонта, также будут оборудованы пандусами).

Проводятся тренинги, психологические онлайн-консультации, в центры дополнительного образования закупается реабилитационное оборудование: в 2014 году в рамках программы из городской казны на эти цели было выделено более 460 тысяч рублей. В целом на социокультурную, спортивно-оздоровительную и социальную реабилитацию детей-инвалидов в 2014 году администрацией Томска направлено 11,5 миллиона рублей.

Смотрите также