Миллион на мечту (фото)
Томич Александр Лунев с помощью горожан собирает деньги на реставрацию своей башни. Своей собственной, купленной у мэрии на личные полтора миллиона. У некоторых это вызывает возмущение.
— В основном у людей точка зрения, которую я бы назвал злорадствующим прагматизмом. «Купил, не подумал, где была твоя голова, надо было самому представлять масштабы и чем это все закончится. А мы теперь должны в твою башню вкладывать деньги?!» — рассказывает владелец достопримечательности. — Башня — памятник регионального значения и своим внешним обликом принадлежит городу: я подумал, может стоит попросить кого-то вложиться в реставрацию памятника архитектуры...
Томску не везет с инвесторами на исторические здания. Продали дом из усадьбы Желябо — теперь там новодел. Городская и областная администрации судятся — а какой теперь смысл, дом не вернешь. Продали дом в районе Буфф-сада по Герцена, 24, — снесен. Продали дом на Набережной Ушайки, 12, — снесен. Причем дом был памятником истории: туда в царское время подпольно завозили газету «Искра». Комитет по охране памятников тогда, кстати, говорил: мол, все в порядке, дом будет построен заново. Да, инвестор построил новое здание. Правда, несколько другого облика.
Даже вроде бы удачные примеры восстановления — не совсем удачные. Дом по Кирова, 26, — новодел. В доме по переулку Батенькова, 7, инвестор хотел добавить подвал, а чиновники — сохранить историческую высоту. В итоге изменились пропорции. И опять же это новодел. На Дзержинского, 21, — ну, наверное, владелец старался, но дом не очень напоминает исчезнувший.
И вот теперь Лунев со своей башней: она стоит на Южной, по улице 19-й Гвардейской Дивизии, 36а. Мне кажется, из всех вышеперечисленных владельцев исторических зданий этот — самый правильный. Он пытается сохранить настоящий памятник: не построить новодел, а воссоздать историю.
Да, в финансовом плане это хилый инвестор. Ну уж какой есть. Пока не нашелся идеалист-романтик, башня вообще стояла никому не нужной и разрушалась. Восстановить ее стоит больших по меркам рядовых горожан денег. Когда появилась информация, что обычный томич покупает для восстановления башню, первой мыслью были строки из классика: «Безумству храбрых поем мы славу».
С момента покупки прошло полтора года, в башню вложено четыре миллиона рублей и огромное количество собственного ежедневного труда — Александр Лунев практически живет на своей стройке. Проделано огромное количество работы. Теперь кто хочет, может помочь. Кто не хочет — проходите мимо.
Деньги Лунев собирает на реставрацию именно внешнего облика башни.
— Когда мэрия мне ее продала, было наложено обременение под названием охранное обязательство. Владелец памятника обязан содержать его в таком состоянии, чтобы тот всегда радовал глаз. Мне вменяется в обязанности восстановить исторический облик и затем проводить мероприятия по его поддержанию. Все детали были согласованы государственной экспертной комиссией и приняты областным департаментом по культуре. Крыша уже готова. Сейчас нужно привести в порядок 300 квадратных метров кирпичной кладки, 200 квадратных метров фасада деревянной части, сделать окна, восстановить декор и периметр крыши — там были красивые резные дощечки. И еще кучу всего сделать, на что, по самым приблизительным оценкам, уйдет еще около миллиона рублей, — перечисляет томич. Внутри работы не меньше, но эту часть Александр надеется завершить самостоятельно.
Лунев попробовал собрать средства на платформе Boomstarter.
— Поступило около ста тысяч рублей — уже очевидно, что проект не сработает, потому что указана нужная сумма — 1,2 миллиона. Эти деньги явно не соберутся, а в этом случае, по правилам платформы, средства возвращаются инвесторам. Таким образом, проблема по-прежнему не решена. Я теперь думаю, как поступить с банками, кредитами и частными долгами, которые у меня есть, где выкроить еще денег, чтобы все-таки заняться реставрацией внешнего облика. Помимо Boomstarter какие-то добрые люди собрались и накидали мне напрямую на карточку около 70 тысяч рублей. И еще — появился отдельный сайт-магазин, посвященный башне: tomsktower.ru.
— Может быть, найдутся люди, какие-то коммерческие организации, которые сделают себе имя на том, что они вложили деньги в реставрацию памятника, — продолжает Александр. — Авантюристам вроде меня я предложил специальный бонус: если вы вложите в реставрацию 1,5 тысячи рублей, вам достанется свой собственный именной кирпич: металическая табличка с вашим именем будет прибита к одному из кирпичей внутри башни. Внуки ваших внуков будет с гордостью говорить: когда-то наш прапрадед тоже поучаствовал в реставрации, — говорит Александр.
Помимо именных кирпичей, начинается изготовление календариков и магнитов с изображением памятника архитектуры. «Сейчас закажу первый тираж и сложу в башне, потому что люди приходят и хотят помочь или купить сувенирчик. А как только будет закончена новая, безопасная лестница, буду водить экскурсии».
Стоимость для желающих — 500 рублей. Экскурсии будут еженедельно продолжаться и после восстановления: «Положение обязывает, все-таки памятник», — отмечает Лунев. Сам он собирается жить в своей недвижимости: пока он снимает для жилья помещение на Каштаке, а все средства, которые мог бы потратить на покупку квартиры, вложены в стройку.
Правовой вакуум
— Государству памятник особо не был нужен, он числился на балансе, но на него не выделяли ни копейки денег. Башня еще была в приличном состоянии, но начала проваливаться крыша, местами заливало перекрытия, они покрылись плесенью. Не знаю, через сколько лет крыша провалилась бы вниз, или кто-то из бухающих внутри башни люмпенов просто поджег бы ее — внутри было много всего деревянного, — уверен Лунев.
На вопрос: «Почему башня, Лукьяненко начитались?» — Александр улыбается.
— Да, действительно, сначала я прочел «Черновик» Лукьяненко (герой книги селится в старой водонапорной башне — прим. автора), потом уже встретился с этой башней. Лукьяненко лично меня поздравил, сказал, что у него тоже была такая мечта. Я считаю, это очень распространенная мечта — многим хочется иметь нестандартное жилье. Сейчас очень популяряны всякие лофты, проживание в заброшенных фабриках, производственных помещениях, которые можно переделать под жилые. У меня будет что-то в этом духе. Согласитесь, это будет самый необычный жилой дом в Томске. Если мне, конечно, удастся довести проект до завершения. Примерно с полгода назад я обнаружил, что в фейсбуке и инстаграмме при определении положения из этой точки уже выдается возможное положение «башня Лунева», — говорит собеседник.
Однако, помимо нехватки денег, у инвестора много проблем, главная из которых — безразличие чиновников.
У башни при покупке была пристройка из подручных материалов — досок, ДСП и картона, сделанная какое-то время назад арендовавшими здание продавцами чебуреков. Это строение Лунев снес, планирует возвести на его месте что-то более гармонирующее с историческим зданием. «Во всем мире конверсия башен происходит с помощью современных пристроек, потому что сама башня с внутренней площадью сечения 19 квадратных метров и без единого окна до отметки 12 метров не очень удобна. Окна есть только на двух уровнях, пятом и шестом. Но мне для жизни абсолютно достаточно», — заверяет Лунев.
Этим планам препятствует много «но».
— Башня отошла мне с участком земли, но мэрия подложила свинью при продаже: участок отведен ровно по стенам здания — башни и пристройки. Отмостки нет, и, строго говоря, я уже не могу ее сделать, потому что выйду за пределы своего участка, а с одной стороны вообще на дорогу. Через пристройку проходит «красная линия», башня, получается, стоит на дороге. Половина этого здания находится в рекреационной зоне Р2, где большие проблемы со строительством. Под землей проходит не находящаяся на балансе, но все же существующая канализация, поверх которой не может быть никаких зданий.
Очень много свиней здесь было подложено. Я пошел в мэрию и сказал: мне продали здание с такими ошибками, что его никогда нельзя будет легализовать, давайте наведем порядок. Один раз мне прислали просто отписку: в будущем мы пересмотрим Генплан города и учтем ваши замечания. Комиссия по застройке и землепользованию отказалась рассматривать мой вопрос, потому что башня является памятником, а мэрия не занимается памятниками, «идите в областной департамент по культуре». В департаменте по культуре говорят: башня — да, памятник, у вас отличный проект по реставрации, занимайтесь, но никакой пристройки мы знать не знаем.
Я попал в правовую лакуну. Конечно, мне бы хотелось сделать здесь какое-то здание, которое дало бы мне надежду не окупить проект — это уже невозможно с такими расходами, — но, по крайней мере, снизить мои потери. Может быть, сделать в пристройке офис для программистов или какой-нибудь компании, которой неважно местоположение, — надеется томич.
Дом с историей
— Это здание с большой историей. Когда у меня появятся свободные деньги, я бы хотел заказать исследовательскую работу, — говорит Лунев. — В книге «Томские достпримечательности» я видел фотографию с подписью, что башня построена ориентировочно в 1895 году. Более или менее на эту информацию можно положиться: эксперты, которые разрабатывали проект реставрации, сказали: судя по тому, как сложены балки на чердаке, это действительно самый конец 19 века.
Башню построили как водонапорную для железной дороги. За ней был разворотный круг: сюда подъезжали паровозы. Все деревянную часть внутри занимал огромный бак. Через окошко паровозы заправляли водой, а по чугунным трубам, которые я обнаружил в подвале, снабжался водой вокзал Томск-1. Если спуститься вниз к реке, можно увидеть маленькую башенку, которая упала, но осталась при этом целой — скорее всего, там стояла насосная станция для этой башни. Мне позвонил человек и рассказал, что еще в 50-е годы башня работала как водонапорная. Местные жители ходили к ней за водой. Бак заполняли, вероятно, из городского водопровода.
Чебуречная появилась в 1982 году: еще один человек рассказал, что это произошло чуть ли не по личному указанию Лигачева. Он с товарищами из рабочей артели вставлял в башне окна и делал косметический ремонт. Собственно, этот косметический ремонт в 1982 году был последним ремонтом башни, когда она была государственной. Чебуречники потом только пристройки мастрячили, — рассказывает Александр Лунев.
Обстоятельство, что здание с историей, делает ремонт интересным. Новые открытия владелец делает в самых неожиданных местах. «Мне продали здание с подвалом около двух метров, а когда я начал его раскапывать, обнаружил, что это пятиметровое подземелье, в котором проложены 120-летние чугунные трубы, и по одной из этих труб мне подают воду. Даже сам «Томскводоканал» об этом не знал. Из подвала уходят маленькие туннельчики, дальше еще не раскопано».
Уже проделано огромное количество работы.
— Удалось за это время сделать новую крышу: смонтировать новую обрешетку и покрыть металлом. На чердаке навели порядок, я скинул вниз несколько тонн земли, которая работала как утеплитель. Сейчас там лежит минеральная вата. С большим трудом выгнал голубей из здания, теперь они ютятся на чердаке. В эту зиму я занимался установкой балок на всех уровнях башни и заливкой перекрытий. Сейчас мы с помощниками заканчиваем шлифовать внутренние стены от известки, и я доделываю лестницу», — перечисляет Александр.
Ну да, Александр — неисправимый оптимист. Но, в конце концов, вспоминая опять же классика: «Безумство храбрых — вот мудрость жизни!». В общем, если кто-то хочет помочь в восстановлении старинного здания, и не только деньгами, но и руками — ему будут рады.