«Невидимая» выставка
— Оставляйте здесь сумки, телефоны, там они вам не понадобятся, — говорит Айгун Сулейманова, организатор второй площадки невизуального восприятия «Blackvist». Участников восемь, считая меня. Мы надеваем маски, которые полностью закрывают обзор, и нас, «ослепших», ведут в темные комнаты.
Поначалу смешно: я выставляю руки вперед, натыкаюсь на кого-то, ничего не понимаю. Попытка выглянуть из-под маски не дает ничего: вокруг темнота. Чей-то голос объявляет: «Слева от вас есть полки. На них стоят два горшочка. В одном из них ключ от двери. Найдете его — пойдете дальше».
Вожу руками по воздуху, пытаясь найти это «слева». Наконец натыкаюсь рукой на полки. Они пусты. Впереди кто-то выкрикивает: горшок! На пол начинает сыпаться крупа, когда люди пытаются найти в горшочке ключ.
— Дайте мне, я тоже хочу, — говорю я и начинаю рыться рукой в содержимом сосуда — судя по запаху, это гречка.
— Нашла! — кричит девочка где-то впереди меня.
— Дверь здесь, — отвечают ей справа.
Слышу, как засовывают ключ в замочную скважину, долго ковыряются там, а потом все-таки открывают. Пытаюсь понять, куда идти, во мне просыпается страх отстать и потеряться в темноте. Врезаюсь в дверь, не могу найти проем, наконец чья-то рука вталкивает меня в новую комнату. Иду на ощупь, все время кажется, что вот сейчас я воткнусь в ступеньку, и мне придется лезть наверх. Останавливаемся. Нам предлагают снять маски, что не дает эффекта, — я не вижу вообще ничего. Вожу рукой у себя перед глазами, умом понимая, что она совсем близко от лица, но не различаю ее в темноте.
В это время впереди стоящим на руки дают цифры — такие обычно клеят на входную дверь в качестве номера. Нужно понять, что это за число. Кто-то, потрогав, говорит, что это 3, кто-то — 4, версии есть разные, но наконец дают правильный ответ: 51. Экскурсовод спрашивает, с чем связано это число в литературе. Все молчат. Экскурсовод дает подсказку: оно из Булгакова. Кто-то догадывается, что это номер «нехорошей квартиры».
— Правильно, — отвечает экскурсовод и приглашает нас в путешествие по этой самой квартире.
Заходим в следующую комнату. Другой голос откуда-то снизу рассказывает нам загадку. Суть ее сводится к тому, что нам нужно найти на столе четыре ингредиента, которые «пахнут за версту», и пятый, «живой». Но сначала нужно найти сам стол. Перемещаясь по комнате, я понимаю, что столов несколько. На одном из них мы с какой-то девушкой собираем матрешки, наощупь соединяя их по размеру. В это время в другом конце комнаты в тазике смешивают найденные где-то специи. Голос снизу напоминает, что нам нужно еще отыскать «живое».
— Тут сушки! — говорит кто-то.
— А они когда-нибудь были живыми? — спрашиваю я.
На полках отыскиваются куриные лапки.
— По-моему, им уже много времени... — замечает нашедший.
— Погодите, а там четыре специи-то? — раздается вопрос в тот момент, когда люди начинают смешивать ингредиенты.
— Да какая разница, темно же! Сыпь давай! — отвечает кто-то. Все смеются.
— Быстро, все в дверь! — кричит кто-то, когда со специями покончено.
— А где дверь-то?! — я начинаю паниковать, но в конце концов цепляюсь за кого-то и иду по коридору вперед. Мы оказываемся в другой комнате, и я с удивлением понимаю, что вижу что-то кроме темноты. И это меня нисколько не радует, потому что в нашу сторону движутся две звериные лапы, светящиеся слабым зеленым светом. Умом понимаю, что это человек, но все равно становится жутковато.
Задание в этой комнате ставит меня в тупик: в большом ящике нужно найти мягкую игрушку-панду и отдать ее девочке. Коллективно пытаемся выведать у ведущего, какого размера игрушка, потому что никто не понимает, какова будет панда на ощупь. В итоге мы все же справляемся с заданием и выходим «на свет». Я сразу начинаю щуриться, все кажется очень ярким. Посмотрев на часы, удивляюсь: оказывается, прошло 40 минут, а казалось, что около 20.
Что такое «Blackvist»?
«Blackvist» — это уникальный проект студентов педагогического университета, который должен помочь преодолеть барьер между зрячими и незрячими людьми. Невидимая выставка позволяет посетителям совершить путешествие в темноту, чтобы с помощью четырех органов чувств найти дорогу и понять, что их окружает. Экскурсоводами являются незрячие или слабовидящие люди, которые сопровождают посетителей на протяжении всего путешествия.
Айгун Сулейманова рассказывает, что идея родилась еще в 2012 году. Однажды она наткнулась в Интернете на статью «Один день из жизни незрячего человека», про то, как он живет, готовит, считает деньги на остановке... Айгун решила сделать что-то подобное, но интерактивное. Выяснилось, что в Германии есть похожие проекты, но она решила воплотить свою идею в жизнь в несколько другом формате.
Зачем это нужно?
Айгун Сулейманова утверждает: чтобы создавать удобную среду для инвалидов, нужно не понаслышке знать о проблемах людей с ограниченными возможностями. Соответственно, проект может быть полезен архитекторам и дизайнерам, которые хотят заниматься разработкой таких проектов.
По ее словам, суть проекта как раз в естественности — повязки на глаза нужны только во время входа в лабиринт. Остальное проводится в полной темноте, где ничего не видят ни экскурсоводы, ни участники. При этом последним не мешает на глазах повязка, а значит, внимание полностью сосредотачивается на происходящем.
— С одной стороны, — говорит Айгун, — это площадка для преодоления барьеров, с другой — вид досуговой деятельности. Это место, куда можно пойти и с пользой провести время. В темноте у людей чувства обостряются, развивается эмпатия, увеличивается ответственность. Включается инстинкт самосохранения. Также начинаешь обращать внимание на то, как ты говоришь. Мы предполагаем еще проводить тренинги в темноте. В принципе, к этому все готово. Тренинги будут проводить психологи, конечно.
— За границей есть подобные проекты. Но наш сильно отличается от них содержанием, — продолжает она. — В России такого больше нигде нет. В Москве есть тренинги «Диалоги в темноте», но они проводятся, потому что это коммерчески выгодно. У нас же это преследует скорее социальную цель. Мы попытались смоделировать городскую среду, какой она является для незрячих людей.
Пока проект открывается раз в год, в зависимости от нахождения помещения, говорит Айгун. «В этом году ТГПУ предоставил нам помещение библиотеки. Здесь были трудности, связанные с затемнением больших окон. Даже подвальные помещения нужно затемнять, потому что любой, даже самый маленький, источник света рушит все впечатление», — поясняет она.
Группы набираются небольшие, всего по шесть-восемь человек, так что записываться надо заранее. Это делается, чтобы обеспечить максимальное погружение в среду. Самое интересное, что человек, попадая в ситуацию, где он становится почти беззащитным, начинает испытывать гораздо большую потребность в людях, нежели в обычных ситуациях. В нашей группе буквально за первые минуты установилась дружеская обстановка, мы общались и шутили так, будто давно знакомы. Выйдя же, все стали вести себя как обычно, перейдя за черту вежливой отчужденности.
В команде «Blackvist» работают в основном незрячие и слабовидящие люди. Несмотря на то, что некоторые считают, что это эксплуатация инвалидов, организатор выставки уверена: такая работа полезна в обе стороны. Участники имеют возможность почувствовать себя в чужой шкуре, что может помочь им лучше понять, что чувствуют люди с ограниченными возможностями, с какими трудностями сталкиваются, а сами незрячие получают простое человеческое общение.
Проект «Blackvist — путешествие в темноте» будет работать в корпусе ТГПУ на проспекте Комсомольском, 75, до 8 июля. Все желающие могут побывать там, предварительно записавшись по телефону 8-952-889-80-94. Вход — 250 рублей, студентам — 200.