Прощай, роща?
Редкая томичка согласится прогуляться с незнакомцем по Михайловской роще. Особенно, если постарше. Десятилетия запустения, тройное убийство девушек в 2000 году, раскрытое во многом случайно лишь спустя десять лет, создали этой городской достопримечательности дурную славу.
Так уж получилось, что бывшая усадьба знаменитого томского купца Михайлова оказалась в квадрате между заросшей Ушайкой, тылами некогда подшипникового завода и сильно скоростным участком Комсомольского проспекта. Бродят по роще редкие человеческие и нередкие собачьи экземпляры, и, когда сзади раздается шорох, нелишне оглянуться. Один пешеходный мостик через Ушайку поверх каких-то труб пешеходу без первичных альпинистских навыков не покорить. Вобщем, непроходное это место.
Но несомненный успех торгово-развлекательного центра «Изумрудный город» аккурат через дорогу от рощи заставил снова оживиться девелоперов. А река Ушайка из незамерзающей речки-вонючки теперь имеет шанс стать главной водно-торговой артерией города. Станет ли?
Московская компания «Торговый квартал девелопмент» представила губернатору Сергею Жвачкину проект создания в Михайловской роще рекреационной зоны со строительством спортивных и торгово-развлекательных объектов: гипермаркет, кинотеатр, фитнес-центр. Проектировщики уверяют, что учли многоуровневый характер рощи, уступами спускающейся к Ушайке, и предусмотрели, помимо объектов извлечения прибыли площадью сто тысяч квадратных метров, спортивные и детские площадки, лыжную трассу и велодорожки, пикниковую зону. Губернатор сказал правильные слова про «жемчужину Томска» и про то, что сначала надо бы рощу привести в порядок, а потом уже начинать стройку.
Тут уже неувязочка выходит. Во-первых, томичи проектов превращения Михайловской рощи то в зоопарк, то в парк, то в стадион для всех видели уже несколько. Нижняя ценовая планка с двух миллиардов рублей поднялась уже до шести-восьми. И это не предел, по всей видимости.
Во-вторых, социокультурными объектами инвесторы вряд ли будут заниматься, тем более в первую очередь. «ЛАМА», вон, дважды переносила сроки открытия «Изумрудного города» и все равно открылась с отчасти пустующими торговыми площадями, потому что дальше терпеть коммерческие убытки просто не могла.
Из рекреационных объектов на территории ТРЦ только скульптурная группа из металла в виде Элли, Льва, Страшилы, Тотошки и Железного Дровосека, которые направляются в «Изумрудный город», где их ждет большое разочарование: великий и ужасный Гудвин-Левчугов на самом деле просто человек. Но он чудом завлек на территорию ТРЦ двух якорных и невиданных в Томске арендаторов: KFC и H&M. Благодаря этому пустынный в этой части Комсомольский проспект превратился в народную тропу.
Вопрос. Кого надо завести на ту сторону проспекта, чтобы народ пошел в Михайловскую рощу? Из крупных интернациональных брендов, не представленных в Томске, остались «Ашан», IКЕА, МсDonalds, ну и например «Леруа-Мерлен». Трудно себе представить, что в нынешней политической и экономической ситуации, осложненной Украиной, в далекий сибирский полумиллионный город опустятся ретэйлеры, которых до этого звали и не дозвались в жирные нулевые.
В любом случае, даже если это произойдет, то будет сильно не быстро и точно уходит за горизонт даже второго срока Сергея Жвачкина. А без политической поддержки в России нечего думать об экономике — это первой поняла IКЕА на примере своего самого первого ТЦ в Химках и всем в мире популярно объяснила. «Мега» и «Ашан» поняли.
Далеко и за томскими примерами ходить не надо. 50-метровый бассейн или левобережную дорогу начинали строить при одном губернаторе, достраиваем при нынешнем. Денег (федеральных!) вложено столько, что как в анекдоте с чемоданом без ручки: и бросить жалко, и тащить тяжело за счет областного бюджета.
Вобщем, если окажется, что это не маниловщина чистой воды, я первый приду и брошу монетку в возрожденный фонтан «Кедр». Надеюсь, единственная уцелевшая достопримечательность рощи не будет срыта бульдозерами?