Дорогами памяти в -50 (фото, видео)
Интернациональная команда велосипедистов, преодолев 3 800 километров в экстремальных условиях, завершила экспедицию «Дорогами памяти». Ребята отправились по местам северных ссылок репрессированных еще в феврале. Домой участники экспедиции вернулись в конце апреля — живыми и невредимыми, несмотря на все перенесенные трудности. И хотя порой парням приходилось непросто, махнуть на все рукой и вернуться домой никто из них не пожелал.
— Не было мыслей все бросить, ведь мы знали, на что идем, и изначально готовились к самому худшему. В самом начале пути был очень сложный этап, когда из-за морозов у нас чуть не развалились велосипеды. Но и тогда мы понимали: если велосипеды не пойдут, пойдем мы. Если понадобится — пешком, — говорит участник велопохода Егор Ковальчук.
А трудностей и препятствий в пути было немало. Прежде всего, это экстремальные температуры, которые, как известно, ломают не только людей, но и технику. Парни выстояли, а вот велосипеды не очень. Из 76 дней экспедиции 48 участники провели на двух колесах. И по большей части на сильном морозе. Порой температура воздуха вокруг опускалась до -60 градусов Цельсия — представить такое даже нам, сибирякам, сложно.
— Самым сложным этапом стала дорога до Якутска протяженностью около 800 километров. Это был самый поучительный отрезок пути. Подготовка, которой мы занимались дома, очень пригодилась в эти дни. Мы узнали, как работает «железо» на морозе, как ведет себя фототехника, как долго можно находиться на улице без защиты. У нас был очень жесткий график, поэтому нам приходилось выезжать очень рано, около пяти утра, в самый мороз, — вспоминает Егор Ковальчук.
Иногда, проехав всего пять километров, лопались, не выдерживая холода, камеры шин. Тогда путешественникам приходилось останавливать на трассе машины, чтобы буквально за пять минут успеть все починить. Если же попуток не было, разводили костры. Спасал запас запчастей, которые везли с собой, и решимость, говорит руководитель экспедиции Иоанн Чечнев.
— У нас была одна цель — дойти любыми путями. Мы знали, что, если сломаются велосипеды, пойдем пешком; если растает лед, соорудим плот. Другого пути просто не было.
Наука, а не экстрим
Может показаться, что главной целью путешественников было преодолеть себя, проверить организм на прочность. Но сами ребята считают себя учеными, а не любителями экстрима.
Маршрут экспедиции пролегал по печально известной «Магаданской трассе» — по сути, это одно из самых протяженных кладбищ мира. На каждые 10-12 километров там располагались лагерные участки, где погибло огромное количество людей. Большая часть «архипелага ГУЛАГа» не дожила до наших дней, но свидетельств о том, в каких нечеловеческих условиях выживали люди, осталось предостаточно.
Участники экспедиции с сожалением отмечают, что люди, которые сейчас живут в Якутии, постепенно забывают о печальных страницах истории.
— Мы провели много встреч с местной молодежью, школьниками. Рассказывали о репрессиях в Якутии. Пытались донести до них тему памяти. Многие только после встречи с нами вспоминали, что у них в семье тоже были жертвы репрессий, — говорят путешественники.
Зимой — и на велосипедах?
Задача перед экспедицией стояла по-настоящему интересная. Но возникает логичный вопрос: почему именно на велосипедах? Зимой, в -60 градусов, по бездорожью?! Однако этому «героизму» есть достаточно логичное объяснение.
— Во-первых, данный маршрут можно пройти только по зимникам. В другие сезоны дороги просто закрываются. Во-вторых, пройти 3 800 километров в условиях зимы на лыжах просто невозможно. А ехать на машине — это не наш формат. Как бы нас воспринимали люди, если бы мы приезжали на дорогих авто и с пафосом рассказывали о подвиге репрессированных, — поясняет Иоанн Чечнев.
Поэтому в пути у участников велопохода было все: пробитые камеры, рваные цепи, ночевки под открытым небом, в избушках у рыбаков и в палатках у оленеводов. Были дни, когда из-за пурги ничего не было видно, а дышать приходилось через защитные маски.
— Было очень тяжело. Иногда мы просто катили велосипеды, иногда тащили их на себе. Ехать удавалось только на спусках. В самом начале мы проезжали около 60 километров в сутки, но потом адаптировались. Максимальный пробег был 200 километров в сутки, — вспоминает Ковальчук.
Помогало тщательно подобранное снаряжение, позволявшее вести практически автономное существование. Теплые спальники, сшитые на заказ, слоистая система одежды на основе оленьей шерсти. Как говорится, не тот якут, кто не мерзнет, а тот, кто тепло одевается. В таких условиях приходилось продумывать все до мелочей.
Главное — это люди
— Больше всего меня поразили люди. Их открытость, готовность помочь. Даже в -45 находились те, кто предлагал подвезти нас на своей машине. Люди на севере по-другому ко всему относятся, даже не запирают двери в домах. Видимо, когда ежедневно приходится проходить через такие сложности, мировоззрение расширяется, — говорит фотограф и видеооператор экспедиции Оксана Луговая.
В Якутии ко встрече с велосипедистами подготовились. Иоанн Чечнев заранее написал письмо в администрацию президента страны с просьбой помочь. В результате о прибытии маленькой группы знали везде. Даже в самых отдаленных районах жители охотно приходили на встречу с томичами, делились воспоминаниями, рассказывали о личных семейных трагедиях.
— Нас везде воспринимали хорошо. Мы не встречали никакого негатива. Знаете, какой бы человек ни был, какой бы религии ни придерживался, с каким флагом по жизни ни шел, он адекватно нас воспринимал, проникался темой нашей экспедиции. Тем и хорош наш метод — через экстрим можно привлечь внимание к главному, — убежден Иоанн Чечнев.
Куда дальше?
Сейчас путешественники начинают работу над книгой, документальным фильмом и фотовыставкой по итогам путешествия. Материала много — около 500 гигабайт фотографий, масса видео, исторические документы и впечатления самих путешественников.
— В июне мы в десяти городах России проведем фотовыставку и устроим презентацию итогов проекта. Планируем для начала охватить ближайшие города: Новосибирск, Барнаул, Кемерово, Красноярск. А затем уже выдвинуться на запад — в Челябинск, Екатеринбург, Москву, Санкт-Петербург, — рассказывает Чечнев.
Фильм «Во власти холода» должен выйти в середине лета, а книгу планируют к осени. Параллельно ребята начинают работу над новым проектом — «Вокруг сердца за 80 дней». Пока что они не хотят раскрывать всех подробностей. Известно лишь, что задумано масштабное путешествие, в котором будут участвовать люди с ограниченными возможностями.