Куда поедем? (схемы)
Публичные слушания по проекту городской улично-дорожной сети начались с небольшого скандала: горожане недоумевали, зачем у всех пришедших так подробно переписали данные паспорта и взяли подписку о разрешении на обработку персональных данных. И закончились небольшим скандалом: люди проголосовали против проекта. Хотя решение слушаний носит рекомендательный характер, так что мнение томичей ничего не изменит. Положено по закону — провели.
Итак, по порядку. Как рассказали представители власти и как давно заметили сами томичи, основные улицы города работают сверх нормативных нагрузок. Цель проекта — зарезервировать «коридоры» под новые магистрали раньше, чем их застроят. Примеров в городе много. Среди тех, которые расстраивали еще питерских проектировщиков при создании Генплана, — застроенная улица Жуковского: она должна была стать дублером Комсомольского проспекта.
Горожанам пообещали переход от сложившейся радиально-полукольцевой системы к радиально-кольцевой — с помощью левобережной дороги и малого транспортного кольца. За рамками обсуждения осталось большое транспортное кольцо: мельком прозвучало, что оно пройдет по территории Томского района и выйдет на городскую землю только в районе поселка Светлого.
После реализации проекта, подсчитали специалисты ТГАСУ, интенсивность движения снизится на улице Красноармейской на 10 %, проспекте Комсомольском — на 12%, проспекте Фрунзе — на 40 %, на Иркутском тракте — на 25 %, на проспекте Мира — на 20 % и на улице Смирнова — на 40 %.
— Цифры носят приближенный характер, и данная работа не означает решения всех наших транспортных проблем. В дальнейшем, конечно, надо развивать общественный транспорт и рассматривать возможность оптимизации дорожного движения. В частности, устройство параллельных улиц с односторонним движением, регулировку светофоров, уширения на перекрестках и многое другое, — отметил представитель «Томгипротранса» Андрей Могилевчиков. — Я, конечно, не знаю, когда появятся деньги на строительство, никто не может ответить на этот вопрос. Но количество автомобилей растет: чтобы не допустить транспортного коллапса, необходимо уже сейчас принимать нужные решения.
Основой планировки стало малое транспортное кольцо: шестиполосная магистраль непрерывного движения, которая пройдет от развязки в районе поворота к Аникино, пересечет железную дорогу, Богашевский тракт, пройдет мимо Степановки к Академгородку, пересечет улицу Энтузиастов, пройдет по проектируемой улице Беринга и через Смирновский переезд выйдет на проспект Ленина и в перспективе — на третий мост через Томь. Все пересечения будут выполнены в разных уровнях, на трассе «нарисовали» порядка 15 развязок. Звучит фантастично, но маленький кусочек трассы, а именно проезд Кольцевой в Академгородке, уже построен. Кроме того, силами «Мостоотряда-101» идет проектирование нового моста, а омские специалисты несколько лет назад презентовали в мэрии красивый проект продленной улицы Беринга: тогда город говорил о договоренностях на дальнейшее проектирование.
Северная часть малого транспорта кольца.
Южная часть транспортного кольца.
Важную роль мэрия отводит проспекту Новаторов: это будет дублер Иркутского тракта и проспекта Фрунзе. Трасса начинается от улицы Красноармейской, проходит через жилую застройку переулка Мариинского, пересекает проспект Комсомольский, переходит двумя мостами Ушайку — река в этом месте делает изгиб; пересекает железную дорогу в районе улицы Клюева и выходит на проектируемую улицу Беринга и дальше на улицу Ивановского. Это также будет магистраль с шестью полосами движения. Один из выступавших отметил, что шесть полос непрерывного движения приедут и упрутся в исторический центр города. На что чиновники ответили, что, наоборот, по этой магистрали машины будут уезжать из центра.
Будущий проспект Новаторов и пересекающая его будущая улица Ковалева - продленная Беринга, часть малого транспортного кольца.
Серьезные изменения ждут улицу Льва Толстого: теперь она вместо застроенной улицы Жуковского станет дублером Комсомольского проспекта. На юг ее продлят вдоль территории ГРЭС-2 до Степановки — раньше в мэрии озвучивали, что есть коридор вдоль высоковольтной ЛЭП. А на север она пересечет Ушайку, проспект Новаторов и выйдет на улицу Пушкина.
Улица Льва Толстого будет тянуться от Степановки до улицы Пушкина.
Помимо этого, в проекте предусмотрены много новых улиц и реконструкция старых. Так, появится сквозная дорога между улицами Мокрушина и Шевченко. Изменятся улицы Ломоносова, Степановская, Тояновская, Космическая, Энтузиастов, Ивановского, Беринга, Говорова, Старо-Деповская, Большая Подгорная и многие другие. Предусмотрены десятки развязок. При этом, заверяют проектировщики, была максимально учтена существующая сеть дорог, ландшафт местности и объекты недвижимости.
Агломерация получается с трудом
Кроме отсутствия денег на реализацию, проект столкнулся с рядом других трудностей. Во-первых, агломерация. Дороги не уходят в «никуда», они должны продолжаться, но соседи, а это восемь сельских поселений, «подтянули» свои планировочные документы только в конце 2013 года. «Из-за того, что не было регулирующих документов в поселениях, ряд моментов в транспортной схеме города пришлось корректировать в процессе выполнения, — обтекаемо сказал представитель комитета по архитектуре и градостроительству облдепартамента архитектуры и градостроительства Юрий Недоговоров. — Это связано с отводом земельных участков, переводом сельскохозяйственных земель в другие цели и так далее». «Корректировка» произойдет, например, в Зональном: еще не построенная трасса уткнулась в уже возведенные дома. Как будет развиваться ситуация, пока не ясно.
Историческое просят не трогать
Серьезный вопрос — исторический центр города. Улицу Красноармейскую, чья деревянная застройка решительно «не вписывается» в желаемые городскими властями красные линии, будут рассматривать в рамках отдельного проекта, и ей будут посвящены отдельные слушания. Но защитникам деревянной архитектуры не нравятся и красные линии на других улицах.
— При утверждении запроектированных красных линий в перспективе подлежат сносу более 50 объектов ценной исторической среды и объектов культурного наследия, — заявила координатор общественного движения «Томск исторический» Мария Бокова. — Местами, и таких мест много, линии проходят через постройки и охраняемую территорию. Все эти объекты окажутся вне закона. Считаем необходимым в исторической застройке сохранить сложившиеся границы усадеб и красные линии улиц.
— Если деревянное зодчество и сохранилось, то благодаря утвержденным красным линиям, — парировал и. о. начальника городского департамента архитектуры Яков Грель.
Академгородок против
Самое бурное обсуждение развернулось вокруг проекта будущей трассы в Академгородке. Жители решительно не хотят видеть у себя под окнами малое транспортное кольцо. Выступлений было много: люди апеллировали к тому, что дороги непрерывного движения должны быть вынесены за пределы населенного пункта, что трасса отрежет жителей от школы и больницы, что дорога не позволит построить дома для ученых, а обводненный грунт не выдержит нагрузки.
Трасса малого транспортного кольца через Академгородок.
— Малое транспортное кольцо — не автомобильная дорога. Это городская улица, — отрезал зампредседателя областного комитета по архитектуре и градостроительству Константин Воронин. — Дорога проходит между населенными пунктами, улица — по застроенной территории. Не надо путать. Мы здесь утверждаем улицы, хотя в какой-то части она может превратиться в дорогу. Это такая же равноправная улица, как Ленина или Красноармейская.
— В 2007 году трасса проходила по проспекту Академическому и действительно разрезала микрорайон. К этой схеме вы предлагаете вернуться? Вы предлагаете разрезать живую ткань Академгородка? Разделить производственную и жилую зону? Были очень страстные выступления, пожелания были учтены, схема была переработана, — отметил экс-главный архитектор города Владимир Коренев. В ответ некоторые присутствующие посоветовали чиновникам подумать над трассой через Заварзино.
Жители Академгородка в основном и обеспечили «протестное» голосование: остальные томичи вообще проигнорировали слушания. В районные администрации пришло порядка 130 человек и столько же — на итоговое обсуждение в мэрию.
Эту часть проекта не заметил почти никто: будущие дороги проходят вдоль Томи позади Лагерного сада и через зону отдыха вдоль Ушайки.