29 сентября, воскресенье
+5°$ 92,71
Прочтений: 3499

Дороги в облака

Дороги в облака
Фото: Дмитрий Кандинский

«Это все, что останется после меня», — поет Юра Шевчук. Это довольно обычное резюме для мужчины после 30-ти, если только он не асоциальный тип или, прости господи, не облако в штанах. Женщины, как правило, не склонны к подведению грустных или веселых итогов своей жизни, поскольку женское «это все» видно невооруженным глазом: оно агукает, приносит «двойки» из школы, давит прыщи в ванной, сидит в чате или уклоняется от службы в рядах вооруженных сил. Мужчины же, отягощенные кризисом среднего возраста, начинают считать квартиры в Кисловодске, доли в акциях «Газпрома» или сотки в Барабинке, на которых уже лет десять ставят забор.

Еще острее стремление остаться в веках проявляется у политиков. Они воздвигают памятники, строят храмы и садят именные аллеи ради мемориальных табличек: установлен по велению…, построен на средства…, посажено собственноручно… Но народная память малограмотна и оставляет в себе только то, что по-настоящему полезно, задевает ее каждый день, каждый час.

Пересекая трамвайные линии в Томске, я всегда буду вспоминать бывшего мэра Николая Николайчука. Водители же помнят, как мы через них переползали еще несколько лет назад?

Еду ли я по вечно «новому» (пока не построят еще один) мосту через Томь, покупаю ли огурцы, иду ли по главному корпусу университета, обхожу щербины в тротуарной плитке — я всегда вспоминаю тех, кто это сделал, но своего клейма не оставил. Народ тебя увековечит. Или хороший писатель сделает это за него. «… замостил базарную площадь и засадил березками улицу, ведущую к присутственным местам; вновь ходатайствовал о заведении в Глупове академии, но, получив отказ, построил съезжий дом».

150 лет назад написано Салтыковым-Щедриным, а что меняется в «Истории города Глупова»? Вот и наш Владимир Костин в лучшем романе о Томске «Колокол и Болото», и сам уже классик, и вторит классику: «Обнаружились замки-заимки в лесной глуши, и даже заветная недвижимость в Краснодарском крае, Крыму, Греции, Испании, Черногории, Болгарии и ряде других стран — все приносилось на алтарь губернского счастья, и говорили плачущие собаки-чинозы Ивану Тарасовичу: «Берите, берите! Мы еще заработаем!» И явились среди них и новые, и старые, находящиеся на покое, акулы энергетики, ЖКХ и дорожного строительства, опекуны великих труб и прочие и говорили то же».

Ну и довольно преамбул. Пора задать главный вопрос, ради чего все и пишется. Что останется после нынешнего губернатора Томской области Сергея Жвачкина?
По прошествии двух почти лет у руля области в памяти народной занозились две вещи: возрождение промышленного рыбоводства и проект «Томские набережные». О рыбе умолчим, поскольку река — дело темное, а наша Томь еще и соответствует своему названию.

С проектом «Томские набережные» ясности не больше, хотя в необходимости хоть как-то обустроить участок от старого коммунального моста до «белого» дома мало кто сомневается. Тут Сергей Жвачкин попал в точку. Томск со стороны реки вот уже 410 лет (юбилей!) представляется невнятным перечнем лодочных сараев, зарослей бомжеватого кустарника и гравийных куч без всяких высотных доминант и запоминающихся силуэтов, если не считать таковыми «элеватор» театра драмы и телевышку. Немного в лучшую сторону изменил картину ТГУ с его общежитием-парусом, но если оно одно обошлось в почти миллиард рублей, даже сложно представить, во сколько обойдется хотя бы проектирование набережных на этом трехкилометровом участке.

Впрочем, проектирование могло бы осуществляться отчасти за счет перекрестного финансирования. Например, в прошлом году Томск потратил 43 миллиона рублей на перспективную модель теплоснабжения города. Однако в данной схеме нет ни словечка, ни диаграммы про то, как будет осуществляться теплоснабжение района Московского тракта, если там начнут реализовывать «проект опережающего развития» со студенческим кампусом, доходными домами и прочим теплопотребляющим контентом. Уж кто-кто, а мэр Иван Кляйн, которому немалых трудов стоило наладить бесперебойное газо- и теплоснабжение родного предприятия, знает, каков реальный энергодефицит на этом участке городского берега.

Мэрия с помощью политехников составила перспективную модель теплоснабжения Томска, благополучно миновав при этом замечания экспертного совета замгубернатора по промышленности и ТЭК. Однако в конце декабря прошлого года схему-модель завернули на доработку в министерстве энергетики.

Правда, там судьбой томских набережных озабочены меньше всего. Там главный вопрос — деньги. Москвичи справедливо спросили томичей: если вы пишите, что на приведение теплоснабжения Томска в порядок требуется 86 миллиардов рублей, напишите еще, где вы их возьмете. Заммэра по капитальному строительству Павел Подгорный в ответ на это сказал дословно:

«Мы рассчитываем получить подтверждение от «ТГК-11» о намерении инвестировать в замену оборудования, которое необходимо для увеличения генерирующих мощностей и присоединения новой нагрузки. В противном случае будем вынуждены предусмотреть в схеме теплоснабжения строительство новых источников, альтернативных тем, которые мы имеем в лице «ТГК-11».

Для справки. Судя по открытым источникам, инвестпрограмма «ТГК-11» в последние годы очень сильно не дотягивает до полумиллиарда рублей в год. То есть даже при оптимистичном раскладе собственник приведет в порядок систему теплоснабжения через 172 года. И никакие набережные в планы «ТГК-11» не входят.

Какие другие «альтернативные» источники теплоснабжения имеет в виду заместитель мэра, сложно сказать. С газом в том районе вечные проблемы, ставить угольную котельную никто не позволит, да и, в конце концов, где деньги на новое строительство? В муниципальном бюджете дыра, областной бюджет сам с ощутимым трудом справляется с текущими обязательствами, начались сигналы с мест о задержках зарплаты. Заложить расходы на новое строительство в и без того немаленький тариф? Взять деньги с будущих потребителей, университетов, чтобы они взяли со своих студентов в виде платы за общежитие? Еще более утопичный вариант — АЭС, тут даже дипломатичный «Росатом» уже сказал, что не видит никакой экономической целесообразности в ее строительстве. Получается, проект замечательный, но безосновательный.

А в этом году Томск возьмется за создание такой же «живой, перспективной» схемы водоснабжения и водоотведения уже за 245 миллионов рублей. Интересно, а проект «Томские набережные» в эти схемы опять не войдет?

Получается, что в начале славных дел наличие проекта (модели, схемы, экспертизы), о необходимости которых говорил еще прошлый губернатор Виктор Кресс, совсем не гарантирует практическую ценность проекта и его реализуемость. И кто тут виноват, поди разберись: то ли Правительство РФ, которое тупо обязывает муниципалитеты эти проекты-схемы составлять, то ли заказчик-мэрия, которой важно выполнить распоряжение, а там трава не расти, то ли проектант, которому важно быстрее освоить деньги?

Самое интересное, что про живой, пока не заросший травой пример закапывания денег в никому не нужные проекты, нам на этой неделе снова напомнили. Левобережную дорогу, не смотря на проект и экспертизы, то клали не там, то посыпали не тем, а потом и вовсе заморозили. Теперь надо как-то заканчивать, иначе придется возвращать в федеральный бюджет немаленькие деньги.

Вот и получается в Томске, что ни проект, что ни схема, что ни набережные или дорога, то куда-то… в облака. Вот и кажется, что кто-то «въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки».

Смотрите также