29 сентября, воскресенье
+5°$ 92,71
Прочтений: 6001

Провожая 2013-й...

Провожая 2013-й...
Фото: Дмитрий Кандинский

«Грё…ный мэр!» Мы же часто так говорим, когда колесо попадает в дорожную яму или грейдеры с утра не успели раскидать месячную норму осадков? Мы снимали лет десять назад какой-то репортаж про теперь уже экс-мэра Александра Макарова, он был за рулем, въехал на своем авто куда-то в колдобину и прямо так искренне, с чувством эти два слова и сказал. Вслух, но про себя.

С юмором был у нас мэр. Жалко, что не выйдет он по амнистии, которая уже стала одним из заметных событий уходящего года, но никого из видных томичей домой не вернула: ни Макарова, ни экс-директора СХК Владимира Короткевича, ни главу «Контура» а ранее «Стека» Игоря Иткина… Ну хоть Ходорковского, знакомую томичам персону, выпустили — человек наконец-то родных обнимет, Новый год в кругу семьи встретит. Мне это кажется поважнее всех изрядно потускневших либеральных идеалов и даже поважнее утраченных активов «ЮКОСа».

Не вернется в Томск Макаров, ищет работу в Москве его сменщик на посту мэра Николай Николайчук, в глубоких раздумьях сейчас нынешний мэр Иван Кляйн, так что не сядут три мужика, не обсудят горькую мэрскую долю, не пожалеют коллегу, которому теперь отвечать за все городское хозяйство: тепло, дороги, ЖКХ, ремонты…

Кляйн не виноват в накопившихся у Томска проблемах. У него гигантский, хотя и не формализованный на выборах, кредит доверия от населения, но, как говорят гаишники: сел за руль — уже виноват. Тут еще хуже: стал мэром — вообще во всем виноват. И дай бог Кляйну как можно дольше не услышать ни вслух, ни про себя...

Новый мэр в Томске — главное событие уходящего года, как ни крути. Добровольно-принудительная отставка Николайчука стала финальным аккордом в процессе смены команды Кресса на команду нового губернатора Жвачкина. Отставок, перестановок, новых назначений в этом году было хоть отбавляй. Но все какие-то тихие. Даже уход «человека Кресса» Владимира Жидких на работу в Москву с поста замгубернатора по внутренней политике выглядит не повышением, а удалением от томских дел.

Уголовные дела на друга Виктора Кресса главу Первомайского района Михаила Приставку, где последнего обвиняют в нанесении ущерба родине на 30 миллионов рублей из-за превышения служебных полномочий, — это просто тявканье вслед уходящему. Теперь можно. Правда, и оппоненты нынешнего губернатора под конец года активизировались и начали информационные вбросы: область деградирует, в Москве недовольны…. Поживем, увидим.

Увольнение уполномоченного по правам человека Нелли Кречетовой, идеолога прошлой власти, тоже стало знаковым событием года. Вообще, все эти структуры уполномоченных выглядят такими европейскими ширмами над нашим азиатским бесправием. Нет в стране системы, основы для соблюдения прав человека, детей, предпринимателей, так чего же изобретать эти надстроечные органы наблюдения за наблюдающими? Может, поэтому пост предпринимательского омбудсмена в области до сих пор и пустует, что заняться ему будет нечем, будет сам себе работу изобретать. Вот летом этого года областная прокуратура организовала специальную приемную по жалобам предпринимателей. Два обращения получила. Отдельную приемную пришлось закрыть.

Предприниматели свои проблемы привыкли решать сами, без прокуратуры и омбудсмена. Так зачем он нужен, непонятно. А зарплата хорошая. Но депутаты решили — бизнес-омбудсмену быть.
В конце года события декабря кажутся крупными, как под лупой. Стараешься их не замечать. Но Белоусово не заметить было невозможно. Что реально случилось в этой деревне, теперь неважно.

Важно, что в этом году похоронен миф о межэтническом благолепии в Томской области. Правда, дрались русские и азербайджанцы, под чьим нажимом жали друг другу руки — какая разница? Важно, что в конфликт сразу многие поверили. Значит, межэтническое доверие в области отсутствует. И второй печальный вывод: есть желающие поиграть на межэтнических столкновениях. И то, и другое как спички на сеновале — осталось только чиркнуть.

Выборы новых ректоров в ТГУ и ТПУ могут в будущем году обскакать выборы мэра по значимости, если учитывать, что суммарный бюджет двух научно-исследовательских гигантов превышает городской. Но если в ТГУ выбрали «новый курс», то политехники предпочли не замечать инсайдерской критики и серьезных опасностей, которые таятся, например, в дистанционном образовании, и перевыбрали Петра Чубика. А он, мне кажется, уверен, что ведомый им вуз уже «схватил бога за бороду». Между тем знаменитый Массачусетский технологический уже предлагает получать свои дипломы дистантно и на первых порах почти бесплатно, а томский политехнический до сих пор думает, что выедет на платных иногородних абитуриентах. Запаса прочности политеху хватит на десяток лет, но надо ведь и дальше заглядывать, научным предвидением заниматься. А у нас что?

С диссертациями в этом году неудобно получилось. При проверке выяснилось, что ряд не последних в Томске людей их попросту списали. Не сами, конечно, не царское это дело, диссертации переписывать, но за строчку в визитке «кандидат … наук» теперь, видимо, придется платить дороже.

Год 2013-й начался с крупной коммунальной аварии в микрорайоне Радужный, а осень продолжилась трехдневным ремонтом водовода, из-за которого половина Томска сидела без воды. Оба этих события знаковые: коммунальное хозяйство требует капитальных вложений на десятки миллиардов рублей, но кое-что уже и так делается. Водоканал, например, демонстрирует образец вдумчивой работы с потребителями. Самое главное, никаким горе-активистам или новоявленной санитарной милиции не приходит в голову закричать: «Караул! У водоканала в этом году кончилась лицензия, а он отпускал воду томичам!» Потому что только прокукарекай такое, обезвоженные томичи от таких активистов мокрого места не оставят.

А тут у наружных рекламных конструкций в этом году закончились сроки разрешений, так особо активные граждане тут же потребовали снести их в областном центре, не дожидаясь установленного президентом РФ срока 1 января 2014 года. И даже инициировали прокурорские проверки и уголовные дела. И сразу стало видно, что других более важных дел у наших правоохранителей нет.

К слову сказать, те же активные граждане организовали в этом году беспрецедентную информационную атаку в духе «лихих 90-х» на главу областного департамента здравоохранения Ольгу Кобякову. То ли денег хотели, то ли своего человека посадить на ее место. Грязная кампания с расклеенными на фасадах газетными полосами тоже стала заметной только благодаря объемам и формам лжи, которые в ней использовались. Сама Кобякова от кампании только выиграла. Теперь все припоминают: «А, это такая красивая, знаем-знаем…»

А красивая в этом году поменяла главных врачей в таких знаковых крупнейших учреждениях, как ОКБ и областная психиатрическая больница. Судя по всему, назначенцы прижились. Михаил Лукашов, главный врач ОКБ, вообще идеальный пример того, что хирурги — хорошие управленцы. Решения умеют принимать правильные и быстро. Не в пример терапевтам, которые больше привыкли разговаривать и анализы собирать.

Опять же: все больницы теперь будут областные, как и школы. Такая централизация здравоохранения и образования, безусловно, хорошо отразится на исполнительской дисциплине в отраслях, но вряд ли быстро скажется на качестве лечения и обучения. Впрочем, поживем, увидим. Новый год по традиции готовит нам сюрпризы.

Тут тебе и капитальный ремонт домов за счет жильцов, который так и не решили, как делать. То ли каждый дом скидывается на себя, то ли все вместе в общую кучу, из которой берут на ремонт по очереди, начиная с завалюх, естественно. Кому повезет больше — жителям дворцов или хижин, неясно, поскольку первые платить за вторых явно не захотят, а вторым платить нечем. У меня лежат подсчеты по одному дому. Чтобы поменять текущую крышу, надо собирать взносы на капремонт 38 лет. У большинства жильцов есть шанс не дожить. Либо помрут, либо переедут, но платить за капремонт точно не будут.

Еще придумали в России районные дорожные фонды, из которых будут брать деньги на содержание дорог. Но уже ясно, что фонды эти будут такими маломощными, что дороги местного значения на бескрайних сибирских просторах при существующей плотности населения и количестве автотранспорта окажутся на грани исчезновения.

Исчез в этом году с экономической карты Томска «Сибэлектромотор». Переехал в Северск. Теперь на заводской территории тоже будут строить торговые и развлекательные центры, офисы и, возможно, жилые дома. Был и производственный плюс. На «нефтехиме» открыли крупнейшее в России производство БОПП-пленки мощностью 38 тысяч тонн в год. Пленка, вроде страшно востребована как упаковочный материал, и со сбытом, говорят, проблем не будет.

В этом году вдруг вспомнили о студенческих строительных отрядах и даже открыли им памятник. Но, думаю, это просто дань молодости губернатора и хороший ивент на выборах мэра. Нынешние стройотряды способны только на низкооплачиваемый малоквалифицированный труд, дают хорошую строчку в резюме, но вряд ли экономически жизнеспособны в прежнем формате: три летних месяца весь учебный год теперь не кормят.

Переформатировался рынок томских СМИ. Открыли первое доброе радио «Мир» и православное радио «Благовест». Зато закрыли светское информационное агентство РИА Новости. Говорят, в целях экономии. Томск в будущем году лишится серьезного козыря на федеральном информационном пространстве. Нас и так-то с Омском в столице путают, и только благодаря футбольному клубу «Томь» мы еще на слуху. Но команда наша, вернувшаяся в высший дивизион российского футбола, уже стала предметом шуточек столичных юмористов: скука, мол, это когда «Томь» с «Амкаром» играют.

Два резонансных уголовных преступления против бизнеса случились в этом году, но следствие пока стоит на бытовой версии убийства директора торговой сети «Радуга вкуса» Максима Хайкиса и двух руководителей коммерческой фирмы. В природе, конечно, случаются такие совпадения, но все-таки жалко и ужасно несправедливо, что два молодчика с битами и один пьяный пенсионер случайно (!) на почве мести могут поставить под удар большие, интересные проекты. Как-то нет в жизни защиты от дурака, что еще раз доказал томский путешественник Константин Журавлев.

Он поехал автостопом без визы в Сирию и там попал в плен к боевикам. Вроде взрослый человек, а повел себя как мальчишка. Зато другой томский мальчишка Роман Платов пять суток блуждал по тайге, ел шишки, спал на земле и не потерялся. То есть повел себя как взрослый человек. Вот для него и его родителей этот год точно запомнится на всю жизнь.

А нам, как-то не очень.

Смотрите также