Плавали, знаем...
Вода и горы — что может быть лучше? Спорт на открытом воздухе всегда чудо. В этом глубоко убежден Алексей Широков, главный тренер рафт-команды, которая завоевала золото на чемпионате мира в Новой Зеландии. Он рассказал порталу о том, как сельские мальчишки из клуба «Одиссей» поднялись на мировой пьедестал и об олимпийских амбициях его подопечных.
Борьба сил и нервов
— Новая Зеландия расположена южнее Австралии — мы летели туда долгие 24 часа. По традиции Международной федерации рафтинга чемпионаты мира проводятся в разных экзотических странах. И многие команды своей целью ставят не только участие в соревнованиях, но и знакомство с культурой и бытом принимающей страны. Поэтому после стартов наша команда вдоволь попутешествовала.
Новая Зеландия — безумно дорогая, но и сказочно красивая страна. Там великолепные пляжи, идеальные условия для серфинга — мы с удовольствием «ловили волну». Новая Зеландия — страна вулканическая, там прекрасные горы, а у их подножия — чудесные зеленые долины. В этих природных «декорациях» происходили съемки фильма «Властелин колец». Мы с восторгом побывали в деревне хоббитов. А еще сыграли в рэгби — Новая Зеландия считается родиной этой игры. Так что две недели отдыха пролетели незаметно.
Это был не первый наш чемпионат мира: два года назад взяв в Коста-Рике бронзу, мы решили добиться золота. На стартах в Новой Зеландии было много сильных соперников из разных стран. Интересно, что спортсмены, которые не надеялись на победу, просто не приехали. Собрались только те команды, которые рассчитывали на медали. Поэтому борьба была жесткая, интригующая, непредсказуемая. Атмосфера на берегу была накалена до предела. Мы чувствовали, что русских уважают и боятся, не хотят отдавать им победу.
В целом соревнования прошли достаточно справедливо, хотя были свои подводные камни и огорчения. Нашими соперниками были парни довольно крепкого телосложения. Тягаться с ними в спринте — силовой дисциплине — было нелегко. Поэтому первые два старта мы не были в лидерах. Проанализировав ошибки, решили рисковать — вести «свою игру» в дисциплине «слалом». Мы знали, что в ней нам нет равных: в этом сезоне на чемпионате России мы выиграли все старты у самых крутых команд.
Слалом — это техническое преодоление порога, условных ворот, висящих над рекой. Команда должна не на скорость пройти определенный участок, а уметь «крутиться», балансировать на водоворотах и водопадах. Тут важна слаженность всех членов команды — как в синхронном плавании, когда все спортсмены одинаково выполняют все элементы. Эта дисциплина для многих рафтеров является самой сложной, нелюбимой. А для нас слалом — это самое желанное и интересное испытание, это наш конек.
Есть выражение: «Кто побеждает на берегу, тот побеждает на воде». Это значит, что перед стартом нужно сосредоточиться, настроиться на успех. Наши ребята победили, потому что оставались хладнокровными и целеустремленными. А вот превосходная команды из Турции слишком рано стала праздновать победу и скинула нас со счетов. Что сделала зря. Новозеландцы тоже явно рассчитывали на золото в слаломе и рано расслабились. Это их и подвело. А наши парни были напряжены, как пружины, они смогли рвануться в нужный момент, и стали первыми.
Каждый тренер недоволен своими воспитанниками, как бы хорошо они не выступали. Потому что только он знает их слабые стороны. На серьезных соревнованиях, когда идет борьба не только сил, но и нервов, важна роль второго тренера, который может успокоить, внушить уверенность. С этой ролью отлично справляется моя супруга. Она всегда чутко и тактично корректирует мою работу с командой. И все же во время гонки, когда уже ничем не могу помочь своим ребятам, я всегда очень волнуюсь.
Рвутся к бурной воде
Нет, звездную болезнь ребята не подхватили. У нас в клубе это не принято. Рафтинг — экстремальный вид спорта. Взаимовыручка и отсутствие тщеславия — это главный закон спортсменов, гоняющихся на воде. Например, чемпион, мчащийся на финиш, увидев какую-то нестандартную ситуацию на воде, забудет обо всех наградах, остановится и поможет. Вообще, гребцы в своих великих проявлениях становятся более внимательными к новичкам. Они уже знают, насколько стихия бывает опасна и коварна, и всегда готовы помочь советом или прийти на выручку.
Как получилось, что в нашей равнинной местности, где нет бурных рек, выросли чемпионы по рафтингу? С одной стороны, это парадокс, а с другой — закономерность. Потому что людей, живущих вдали от гор, тянет в горы, как магнитом. Не надо забывать и о том, что история водного туризма в Томске очень богатая. Томские сплавщики всегда славились в стране. У них мы унаследовали и желание быть лучшими на горной реке, и кое-какие секреты мастерства…
Нехватка бурной воды нас не смущает. Мы научились готовить спортсменов на гладкой воде, в бассейнах. К тому же мы много путешествуем — чаще всего выезжаем в Горный Алтай, там мы освоили все реки. Активно тренируемся не только летом, но и зимой. Гребля требует всесторонней физической подготовки. Поэтому лыжные пробежки для нас — любимое дело. Они развивают определенную группу мышц, выносливость, характер. Ребята увлекаются также рукопашными видами спорта, играют с мячом, занимаются паркуром, плаванием.
Но наступает момент, когда спорт становится тяжелым физическим трудом. Спортсмен тренируется уже не для себя, а для Родины. У него не остается времени на личную жизнь, развлечения, заработки. В этот момент острым делается вопрос мотивации спортсмена-международника. Мы должны найти ему какие-то новые вершины, поставить перед ним новые цели, чтобы он развивался дальше. Очень важна и финансовая поддержка…
До сих пор нашим хорошим помощником был Максим Хайкис, который недавно погиб от рук бандитов. Он был воспитанником нашего клуба. Когда его бизнес стал развиваться, он пришел к нам: «Ребята, привет! Чем могу помочь?» Мы сказали: «У нас лодок не хватает». «Давайте купим!» — был его ответ. Так началось наше сотрудничество. Летом мы много времени проводим на природе, нам нужен приличный запас еды. Узнав об этом, Максим улыбнулся: «Кормить — это моя работа. Выбирайте все самое лучшее в моих магазинах. Вам это ничего не будет стоить».
Максим во многих случаях был нашей палочкой-выручалочкой. Свою победу мы посвятили его памяти. Парни выступали и выходили на награждение с черными повязками. Думаю, он был бы рад нашему триумфу. Он всегда говорил, что каждый бизнесмен в силу своих возможностей должен помогать. «Воспитание детей — это как бизнес, — рассуждал он. — Если ты в них вкладываешь, они вырастут хорошими людьми и придут к тебе работать. В противном случае придется нанимать китайцев, потому что русские будут пить».
Нужен «домашний» канал
Знаете, было время, когда над спортом смеялись, когда у молодежи были ложные ценности — алкоголь, сигареты, бандитизм. В 90-е годы в Копылово был клуб гиревого спорта, в нем занимались не совсем пропащие ребята. Когда мы проводили тренировки на свежем воздухе, нам приходилось преодолевать смущение: в нас тыкали пальцем, бросали бутылки, хохотали. Мы чуть ли не с боем завоевывали уважение местной шпаны. Сегодня картина другая — спорт в моде. И я рад, что приложил к этому руку…
Мой отец после службы в морфлоте в 80-е годы создал в Копылово клуб «Одиссей». Мы много занимались сплавами по рекам, как туристы. Но в один прекрасный день я увидел соревнования по спортивной гребле и загорелся стать тренером. Начал учиться: читал книги, общался с опытными тренерами, изучал физиологию спортсменов, технику, тактику, снаряжение, применяемые в рафтинге. Испытывал все на себе, а потом переносил на воспитанников. Нащупывал свою тропинку. В итоге мы прошли путь от сельского двора к мировому пьедесталу.
Особых секретов подготовки чемпионов у меня нет. Просто в спортсменов нужно вкладывать свою душу, энергию. Конечно, страдает семья: воспитывая чужих детей, забываешь о своих. Но эта самоотдача и есть залог успеха. У меня сейчас три группы мальчишек по восемь человек в каждой. А всего в нашем клубе 150 воспитанников. Многие из них мечтают быть похожими на тех парней, которые стали чемпионами мира. Моя задача как тренера подобрать к каждому свой ключик, раскрыть его таланты.
У нас есть свой великолепный спортзал, много современных тренажеров. Но нам не хватает «домашнего» гребного канала. Его можно построить на Ушайке, это вполне доступно, не многомиллионно. Тогда количество гребцов в Томске увеличится в геометрической прогрессии. Канал будет битком набит людьми, скучающими по бурной воде. Водный туризм всегда был в Томске популярен, томские водники совершали умопомрачительные путешествия. Пример тому — Джек Ковалевский, который покорил гималайские неукротимые реки и могучий Тихий океан.
Я верю и надеюсь: если у нас будет гребной канал, мы сумеем вырастить олимпийских чемпионов в гребном слаломе. Это будет наша следующая вершина, к которой мы будем стремиться. Кому-то может показаться, что это сказка. Но как показывает практика, мечты, даже самые амбициозные, сбываются. Нужно просто верить в себя и работать, не жалея сил. Тогда вырастут юноши и девушки, которые принесут России славу на Олимпийских играх.