23 ноября, суббота
-13°$ 102,58
Прочтений: 3355

Потереть подол Татьяны — к счастью!

Потереть подол Татьяны — к счастью!
Фото: vtomske.ru

В воскресенье каждый пятый, а по некоторым данным, каждый четвертый житель нашего города отметит свой праздник — день памяти святой Татьяны, покровительницы российского студенчества.

Праздник этот вернулся к нам на излете ХХ века. Вдруг вспомнили и матушку графа Шувалова, к именинам которой был открыт первый российский университет, и дореволюционные традиции празднования Татьяниного дня, когда студентам в любом трактире и кабаке подносили медовуху, а полицейские не смели забирать в каталажку слишком подгулявших студиозов.

Пять лет назад у Томска появилась своя Татьяна. До этого ни один российский город не имел памятника защитнице веселого студенческого братства. На исключительности настаивал автор бронзовой святой — заслуженный художник России Николай Гнедых. Возможно, и сегодня никто, кроме нас, не имеет.

Томск тогда готовился отметить свое 400-летие. И очень хотел выделиться чем-нибудь. Восстанавливать домовую церковь в университете, по примеру МГУ не стали. Резона не было. Если в МГУ она была освящена в честь великомученицы Татианы, то в Томском императорском университете, кажется, в честь Казанской иконы Божией Матери. Хотя когда-то колокола университетской церкви первыми в Томске возвещали округе — сегодня день святой Татьяны, учебный день начинался с общей молитвы, а потом всех отпускали…

Вместо церкви областная Дума решила поставить памятник томскому студенчеству, увековечив его в бронзе или камне. Когда объявляли конкурс проектов, исходили из того, что городу шести университетов памятник покровительнице студентов совсем бы не помешал. Конкурс был проведен в 2000-м году, но… Он носил скорее пиаровский характер и не предполагал финансирование работ-победителей. Поэтому скульптура Олега Кислицкого — влюбленные студенты целуются под зонтиком — осталась только моделью.

Зато через три года областная Дума вернулась к вопросу о памятнике студентам и напрямую обратилась с просьбой к известному томскому скульптору Николаю Гнедых. Николай Петрович в качестве связующего образа всех поколений томского студенчества предложил святую Татьяну: «Если ваять студентов, то сразу возникает вопрос: каких студентов изображать? XIX, XX или XXI столетия? Тогда как святая Татьяна дорога не только прошлым, но и будущим поколениям студенчества». Аргументы скульптора убедили градостроительный совет, и было решено, что Татьяну отольют в бронзе и установят на Новособорной площади, на будущей Студенческой аллее.

Но аллея осталась только на бумаге. А Татьяна стоит. Правда, по ходу ее материализации произошли существенные изменения. Николай Гнедых предполагал изваять святую в одежде древней римлянки, а на ионической колонне — символе храма науки — должны были сидеть ангелочки и держать раскрытую книгу. Но художнику пришлось учесть мнения спонсоров и спикера областной Думы Бориса Мальцева, который лично курировал возведение памятника. В результате образ святой был приближен к образу курсистки бестужевских курсов, а у ангелочков — отпали крылышки...

Зато появилась двусмысленность. Студенчество быстро сориентировалось и дало свое, меткое, название памятнику — «Татьяна залетела» или (как вариант) «Мать-одиночка». Местные шутники-поэты до сих пор посвящают изваянию ироничные вирши. Тем не менее, за пять лет Татьяну полюбили не только студенты, но и обычные жители нашего города. Кто вложит в ее свободную руку букетик весенних цветов, кто — записку, кто — потрет на счастье подол ее платья... Последнее, говорят, хорошо помогает перед экзаменом.

Смотрите также