26 ноября, вторник
-4°$ 103,79
Прочтений: 2992

Строй, отряд

Строй, отряд
Фото: Дмитрий Кандинский

Бойцовка, унизанная цветными значками, сегодня снова в моде. В Томской области — расцвет студенческого стройотрядовского движения. В этом году ему исполняется без малого 50 лет. За полвека многие составляющие этого движения остались неизменными — это свойственная молодости энергия, задор и романтика. Есть и кое-какие изменения, которые отмечают работодатели. Кстати, сегодня бойцов нанимают на работу те, кто раньше возглавлял студенческие отряды. Налицо — преемственность поколений.

— Мы очень благодарны губернатору Сергею Жвачкину, бывшему стройотрядовцу, за внимание и поддержу, которую он оказал нашему движению, — отметил командир регионального штаба студенческих отрядов Игорь Разживин. — Но только указом сверху не вдохновишь ребят на труд, нужна личная мотивация. И судя по тому, что количество бойцов с каждым годом растет, студенты заинтересованы в подработке на каникулах.

По словам Игоря, на трудовую вахту многие ребята едут за деньгами. Некоторым везет, и они возвращаются домой с приличной суммой. Например, в 2008 году томичи трудились в путинном отряде на Сахалине — улов тогда выдался богатый, и зарплата оказалась внушительной: бойцы получили на руки по 100 тысяч рублей. В этом году тоже ожидался большой улов, но из-за аномальной погоды на Дальнем Востоке рыбы было мало, ребята вернулись ни с чем…

Тяжелой работы боятся

Есть предубеждение, что бойцы стройотрядов все делают тяп-ляп или вообще прохлаждаются. Но это далеко не так: например, томские отряды энергетиков довольно сильные. В них набирают студентов с профильных факультетов, более того, ребята проходят профессиональную подготовку в училище № 27, получают корочки электромонтеров. То есть они не только обладают теоретическими знаниями, но и умеют работать руками.

— Томский отряд «Магнит» в прошлом году стал лучшим в России. В нем работают квалифицированные ребята, их труд востребован, — рассказывает Игорь. — Если раньше они выезжали в поля и леса, где помогали монтировать опоры ЛЭП, то теперь они трудятся и на подстанциях: на земляных работах, на установке оборудования, помощниками электромонтеров. Они выполняют довольно широкий спектр работ, приобретают хорошие навыки, опыт.

Бойцы стройотрядов выполняют менее квалифицированную работу. Девушки чаще всего занимаются отделкой — штукатурят, красят, а парни кладут кирпичи, устанавливают бордюры вдоль дорог и т.п. Однако, отмечают строители, молодежь сегодня старается избегать тяжелой, грязной работы. Например, для демонтажа конструкций, где нужно работать ломом и кувалдой, приходится нанимать гастарбайтеров. В то же время современные бойцы хорошо прокладывают инженерные коммуникации — электросети, вентиляцию…

— Да, это есть, — признается Игорь. — Мы все учимся в университетах (из ссузов мало привлекаем бойцов, так как не всем есть 18 лет), многие из нас станут инженерами, поэтому стараемся придумать какое-нибудь техническое решение, чтобы облегчить себе труд. Помню, когда нам давали задание вырыть яму, поднять трубы на высоту или передвинуть тяжелый предмет, мы придумывали какое-то приспособление, применяли технику, чтобы самим не гнуть спину.

Окунуться в атмосферу

Южное направление всегда было популярным среди стройотрядовцев. В Краснодарском крае ребята собирали урожай фруктов в садах, чай на плантациях и фундук. А также работали вожатыми в лагерях на черноморском побережье. С 2010 года у томских бойцов появилась уникальная возможность поучаствовать во всероссийской стройке олимпийских объектов. Например, отряд «Союз» из ТГАСУ в прошлом году выполнял отделочные работы на бобслейной трассе.

— Обучали нас на месте, за сезон мы довели наши навыки до автоматизма, — рассказывает командир отряда Мария Боглаева. — Немного огорчало то, что работали мы в горах, в Красной поляне, до моря нужно было час ехать. Поэтому на пляже бывали редко. А в этом году мы работали в Адлере, в офисе, со строительной документацией. Работа была хоть и не пыльная, но кропотливая и монотонная. Зато море было рядом, мы могли искупаться даже в обеденный перерыв.

— Что касается бытовых условий, то они везде разные: у кого-то плохие, у кого-то замечательные, — рассказывает Игорь Разживин. — Раньше были квартирьеры, которые выезжали и смотрели, где будут жить студенты. Сейчас с работодателем обо всем договариваемся по телефону. Обычно ребят селят в общежития или в вагончики — они бывают как еврокласса, где все удобства, включая кондиционер, а бывают старого образца, где нет никаких признаков уюта.

Педагогические отряды живут с детьми в корпусах, условия там вполне комфортные. Сложнее приходится стройотрядам. Например, на стройке нового микрорайона в Екатеринбурге, где работал томичи, не было централизованной столовой, бойцам приходилось готовить самостоятельно. Хуже всего условия были на Сахалине: ребята целый день работали с рыбой и буквально пропитывались ее запахом. А помыться им удавалось не всегда — вода в кране была плохого качества, и давали ее с перебоями.

— Хотя по собственному опыту могу сказать: не так уж важно, где и как ты живешь. Потому что только спишь на этом месте, а все остальное время проводишь на работе, посвящаешь отрядным мероприятиям, — делится Игорь. — Бытовые неурядицы быстро забываются, зато в памяти остаются лица друзей и особая стройотрядовская атмосфера, в которой есть место и романтике, и взаимовыручке, и азарту, и забавным традициям.

На стройке — в каске

Зарплата у бойцов тоже разная. По словам командира, те, кто хочет заработать деньги, стараются попасть в строительные и путинные отряды — в них платят в среднем 20-25 тысяч рублей в месяц. Денежными считаются и отряды энергетиков — в них можно заработать до 40 тысяч, однако в эти специализированные отряды берут не всех. Самые скромные зарплаты в педагогических отрядах, несмотря на то, что вожатые круглые сутки отвечают за жизнь и здоровье детей.

— Благо спецодеждой работодатель всех обеспечивает, — рассказывает Игорь. — Более того, для новобранцев всегда устраивают инструктаж по технике безопасности. Это совсем нелишне, поскольку несчастные случаи среди студентов бывают каждый год, к счастью, томичи пока серьезных травм не получали. Потому что мы еще на месте стараемся им внушить, чтобы на производстве они были более внимательными и осторожными — не лезли, куда не следует, надевали каски.

Но не все студенты уезжают на работу в другие регионы, многие остаются в Томске и в составе городского отряда занимаются благоустройством: убирают мусор, подстригают газоны, красят лавочки. Самые опытные и умелые бойцы участвуют в капитальном ремонте школ и больниц. Интересно, что в прошлом году компанию трудолюбивых студентов пополнили вьетнамцы, учащиеся в ТПУ. А нынче они создали свой отряд «Муравейник» и работали на диво аккуратно и ответственно.

— Мы делали ремонт в учебных корпусах, общежитиях и очень рады, что смогли сделать вуз более красивым и комфортным, — поделился командир отряда Ван Хоанг Донг. — А еще мы просто счастливы, что нам заплатили хорошие деньги, и мы смогли купить билеты домой — они стоят очень дорого. За время работы мы приобрели новых друзей: вместе играли в футбол, волейбол, пели песни. Для нас все это было интересно и полезно, мы теперь шутим, что на родине сможем отремонтировать или построить дом своими руками.

Смотрите также