29 сентября, воскресенье
+4°$ 92,71
Прочтений: 6753

Наклейкой по хамству (фото)

Наклейкой по хамству (фото)
Фото: Дмитрий Кандинский

Кто такой водитель? Ответ на этот вопрос, казалось бы, весьма прост — это человек, имеющий машину и права. Но не все так просто. Водитель также является частью большого автомира. В этой «вселенной» действуют свои правила жизни и культура поведения, которая, по всей видимости, исчезает в нашей стране, так как появляются целые объединения по борьбе с хамами на дорогах.

Уже успевший наделать шума проект «СтопХам» добрался до нашего города этой весной. Молодые активисты создали группу, начали выходить на рейды, дабы приструнить непослушных водителей. Собственно, это основная цель общественного движения — выявление хамства и нарушений ПДД со стороны водителей. Действуют все «стопхамовцы» страны по следующей схеме: активисты ищут неправильно припаркованные машины, создающие помехи для пешеходов. Если в салоне есть человек, они просят его переставить свое авто в соответствии с правилами. В случае отказа сделать это, либо при отсутствии водителя на лобовое стекло автомобиля с пассажирской стороны приклеивается круглая наклейка с текстом «Мне плевать на всех, паркуюсь, где хочу». Этот процесс снимается на видео, после чего молодые люди монтируют ролики, которые выкладывают в Интернет: на YouTube, «ВКонтакте» и на официальный сайт движения.

Благое, вроде, дело, но возникает вопрос: насколько действия активистов законны и не нарушают ли они КоАП? Если наклейку не снять в ближайшие пару минут, она сдирается уже с трудом — такое можно увидеть на роликах «СтопХама», а это тянет на статью «мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества». В качестве наказания — штраф до тысячи рублей или арест до 15 суток. Матерных слов «стопхамовцы» могут и не произносить, а вот имущество попортят. Однако у пострадавших водителей не много шансов выиграть иск, если они его подадут.

— На наклейке же не указан адрес, имя с фамилией, чтобы подать заявление. Но, даже если будут все необходимые данные на руках, сложно доказать виновность кого-то без доказательств: видео или фото. Без них невелики перспективы выиграть иск, — комментирует автоправозащитник Игорь Тимченко. — К тому же, по закону люди имеют право фиксировать нарушения, чтобы потом передать доказательства в ГИБДД, так что съемка тоже законна. Другое дело — незаконно выкладывать в Интернет ролик с человеком, который не давал на это разрешения. Здесь также можно подать иск. Мне как профессионалу нравится стремление «СтопХама» навести порядок на дорогах, потому что нарушители есть, порой даже очень много, но метод активистам стоит поменять. Лучше всего во время рейдов сфотографировать машину с нарушениями и отправить фото в ГИБДД с заявлением. Тогда на имя нарушителя придет штраф, а они сейчас весьма велики. Когда водитель получит пару таких квитанций, он начнет задумываться, правильно ли собирается припарковаться.

Совет дельный, и к нему стоило бы прислушаться, но в ближайшее время это вряд ли случится. В настоящее время, как выяснилось, в Томске существует сразу несколько групп «СтопХама». Одна из них представляет собой «большую, серьезную» организацию, участники которой поддерживают связь с единомышленниками из других городов, регулярно выходят на рейды, беседуют с водителями, снимают и монтируют ролики. Есть и еще парочка организаций. Так, например, одна их них сейчас уже ждет партию круглых наклеек из Москвы, чтобы выйти на рейд. Это будет первый выезд ребят. В команде народу пока немного, человек десять готовы выйти на ближайший рейд, который должен состояться в конце сентября-начале октября. В процессе ожидания ребята штудируют правила ПДД и... ходят в школу. Да-да, всем «стопхамовцам» данного объединения еще нет 18 лет, большинству — 17, но все они заявляют, что хотят навести порядок на томских дорогах.

— Я много раз замечал в городе нарушения со стороны водителей. Например, шел однажды по Фрунзе, перехожу дорогу по пешеходному переходу, а прямо на меня едет водитель, сигналит, но движение продолжает. Это возмутительно, поэтому я решил попробовать открыть движение «СтопХам» в Томске, — говорит организатор группы активистов Иван Корнаушенко. — Рейды в городе уже были, но, судя по комментариям в социальных сетях, ребята не преуспели, потому что все было неорганизованно: на многие машины наклейки лепились просто так. Мы думаем, у нас получится.

Уверенность в собственных силах — это, конечно, вещь нужная, но посмотрим на факты реально: группа школьников, не имеющих водительские права, будет ходить и разговаривать со взрослыми дядями и тетями, куда им лучше переставить машину. Зная нашу общественность, несложно догадаться, в какую сторону пошлют таких активистов.

— Если молодые люди просто беседуют с водителями, чтобы те переставили автомобили в положенное место, в этом ничего плохого нет, — комментирует начальник отделения пропаганды областного УГИБДД Виталий Аплин. — Но если они начнут грубить, нарушать правила поведения на дорогах, клеить наклейки, которые не отклеиваются, — это уже нарушение законов. На мой взгляд, любая акция, направленная на улучшение движения, должна приветствоваться. Но мы, например, не одобряем общественное движение «Дороги Томска», потому что его участники бегают по проезжей части, красят асфальт, то есть своими действиями, вроде бы направленными на улучшение дорожной ситуации, нарушают все правила.

Организация Игоря Сашова, между тем, продолжает работать и сегодня, но уже не так активно. Пик их деятельности пришелся на эту весну — в то же время, когда появились «стопхамовцы». Ситуация напоминает весеннее обострение. А может, это просто совпадение — сказать сложно. Если участники «Дорог Томска» борются с властью, то «стопхамовцы» все свои силы направляют против граждан, которые ведут себя неподобающе на дорогах.

Но... как известно, на любое действие есть противодействие. Есть «СтопХам», а есть «Анти-СтопХам».

— Многие действия этих борцов с грубыми водителями незаконны, например, наклейка на лобовом стекле, видео в Интернете, которое они выкладывают. Наша организация выступает за идею — бороться с хамством на дороге — но законными путями, — говорит организатор «Анти-СтопХама» в Томске Алексей Саяпин. — Мы еще пока активных действий не принимали, но планируем, в группе сейчас около 30 человек. У нас в планах сделать листовки формата А4 с информацией о нарушениях ПДД, о штрафах и вручать их водителям, которые, к примеру, паркуются в неположенных местах. Нельзя бороться с беззаконностью, нарушая закон, это вызовет отрицательную реакцию у людей.

Что до водителей, как показывает практика, они могут повести себя со «стопхамовцами» по-разному. Кто-то с юмором, кто-то с равнодушием. Одни прислушаются, другие накричат и обругают. Тут уж на кого нарвешься. Остается автовладельцам создать собственное движение — и вот уже тогда будет «полная комплектация».

Смотрите также