«Спайсительная» война
Трафаретные надписи, предлагающие «соли», «спайсы» и «скорость», заполонили город. Больше всего их там, где много молодежи — возле школ, университетов и общежитий. Многие проходят мимо этой незатейливой рекламы, не обращая на нее внимания. Но есть те, кому она режет глаз. Активисты общественной организации «Томск — город без наркотиков» летом провели несколько акций по закрашиванию таких надписей. Однако разовыми вылазками их деятельность не ограничивается.
Опасные ресурсы
— Об адресах, где расположены эти надписи, мы узнаем от жителей, — поясняет глава организации Роман Машкин. — Правда, обращений на наш телефон поступает пока немного. Возможно, это связано с пассивностью или неосведомленностью населения. Например, на фасаде одного магазина мы заметили предложение «солей» и «спайсов». Когда сообщили продавцам, что это незаконная реклама наркотических средств, женщины сделали удивленные глаза — они думали, это обычное граффити. Мы переговорили по телефону с хозяином магазина, но он никаких мер не принял — пришлось самим закрашивать надпись.
С одной стороны, хорошо и правильно, что неравнодушные ребята начинают своими силами бороться с распространением наркотиков. С другой стороны, неужели сотрудники правоохранительных органов ходят по улицам «вслепую»? Кто должен контролировать появление рекламы запрещенных веществ и устранять ее? По словам Романа, в соседних регионах этим занимаются сотрудники прокуратуры: они выявляют надписи и дают предписания управляющим компаниям и коммунальным службам очистить вверенный им участок города от рекламы наркотиков.
По мнению Романа, трафаретные надписи на стенах домов, гаражей и киосков, может, и наглядный, но далеко не основной способ продвижения и продажи синтетических наркотиков. Чаще всего шифрованные контакты продавцов и потребителей происходят в Интернете. Именно на специализированных сайтах кипит оживленное общение, вербуются сотрудники наркобизнеса, обслуживаются клиенты.
— В Сети продавцы «синтетики» называются «магазинами», — делится наш собеседник. — У них есть менеджеры, которые принимают заказы, есть закладчики, которые доводят наркотики до потребителей. Постоянно открыты вакансии на эти «должности». Проводятся различные рекламные акции новых «продуктов»: проверенным людям бесплатно раздаются новые наркотики, те в свою очередь пишут о них отзывы: как их «накрывало», как их отпускало, какие у них были ощущения. Таких сайтов тысячи, но мы уже добились, что первые десять страниц, например, по запросу «Купить «спайс» в Томске», не открываются.
Как рассказал Роман, активисты постоянно мониторят Сеть, выявляя ресурсы, «торгующие смертью». Пачками пишу письма в Роскомнадзор, там довольно быстро принимают решения о блокировке опасных сайтов и отправляют соответствующие распоряжения провайдерам, которые в течение суток закрывают доступ к наркоконтенту. К сожалению, многие вредные ресурсы вскоре меняют свой IP-адрес и вновь становятся доступными. Возрождение этих сайтов компетентные органы почему-то не отслеживают, хотя технически это несложно, убежден Роман.
Наркотики уравнивают всех
По словам руководителя общественной организации, в виртуальном наркобизнесе крутятся совсем молодые ребята: пример тому недавно задержанный главарь группы наркодилеров — 19-летний парень, скрывающийся под ником «Баба Лера». Их подчиненные — закладчики, мальчики на побегушках — это в основном 18-19-летние парни, которым захотелось легких денег. Им обещают большие доходы, убеждают, что деятельность будет абсолютно легальной. Ребята верят до тех пор, пока не оказываются в наручниках.
Что касается потребителей «синтетики», то тут, по словам руководителя общественной организации, самая большая группа риска — 13-16-летние подростки. Они очень внушаемые, легко попадают под дурное влияние старших товарищей. Денег у них немного, поэтому на дозу они часто скидываются. При этом считают, что в курении нет ничего страшного. Хотя никто из них не знает, каким реагентом и в какой концентрации обрабатывается сырье — будь то обычный табак, аптечная ромашка или березовые листья. Поэтому часто бывает, что первая же затяжка оборачивается зависимостью или даже смертью.
— Хочу отметить: те, кто пробует «синтетику», — это сто процентов курящие дети. То есть табакокурение является предпосылкой наркопотребления, — считает Роман. — Из тех, кто хотя бы раз попробовал «спайс» или «соль» — восемьдесят процентов начинают принимать эти психотропные вещества регулярно, то есть привыкание к ним довольно жесткое. Если говорить о социальном портрете юных наркоманов, то среди них можно встретить как сына таксиста, так и дочь генерала, причем в одной компании — наркотики уравнивают всех. В некоторых школах на «синтетике» сидят целыми классами.
Кстати, Роман скептически относится к добровольному тестированию учащихся на наркотики. Он считает, что те, кто их реально употребляет, просто откажутся его проходить, придумав «отмазки» об унижении человеческого достоинства, нарушении прав и т. п. Или же пройдут тест, но результат будет отрицательным, поскольку тест-полоски неэффективны, они не выявляют ни одного из множества синтетических наркотиков. Обнаружить их можно лишь на специализированном оборудовании, которое совсем недавно поступило в областной наркодиспансер.
Молчание тоже риск
— Недавно в интернет-кафе на улице Лебедева был разгром: некие люди содрали баннеры с этого заведения, разбили стекла, пытались поджечь, — рассказывает Роман. — По словам хозяев заведения, дебош устроили хулиганы. По нашей информации, это не совсем так: под вывеской интернет-кафе находится точка активной продажи наркотиков. Местные жители нам рассказывали, что посетители этого клуба — неадекватные личности в нетрезвом состоянии. Людям просто страшно проходить мимо. Они обращались в полицию, но безрезультатно. Вполне возможно, что люди не вытерпели и решили сами припугнуть наркоманов.
Хотя, признает Роман, многие добропорядочные томичи предпочитают не связываться с темными личностями. Люди подчас страдают от того, что возле их подъезда или на лестнице колются наркоманы, но не рискуют делать им замечания — мало ли что взбредет на одурманенный ум. И жаловаться в правоохранительные органы тоже боятся, так как опасаются мести со стороны невменяемых соседей. Хотя такое малодушие и молчание — тоже риск. Наркоманы бывают беспричинно вспыльчивы и агрессивны, под горячую руку им может попасть, кто угодно. Так что лучше заранее обезопасить себя и детей.
— У нас есть номер телефона 8-923-4-400-400, на который мы принимаем информацию от населения о точках сбыта, притонах, аптеках, осуществляющих безрецептурный отпуск кодеиносодержащих препаратов, — напоминает активист. — Всю поступающую информацию мы проверяем: выезжаем по адресу, где предположительно торгуют наркотиками, наблюдаем. Если есть какое-то подозрительно движение — люди сидят на лавочках, нервничают, кого-то ждут, кто-то приходит, что-то приносит, то у нас глаз наметанный, мы видим, что здесь не чисто. Передаем информацию в правоохранительные органы, они проводят свою проверку, сообщают нам о ее результатах.
— Зачем нам все это надо? — удивляется Роман. — Знаете, у меня растут две дочери, и я не хочу, чтобы они попались на удочку наркодельцам. Поэтому мы будет всеми способами бороться с теми, кто продает эту дрянь. А если этого не делать, то при растущих темпах распространения наркотиков Россия уже лет через десять перестанет существовать как государство. Это не преувеличение. Есть такая статистика: у нас от алкоголя в год умирает 700 тысяч человек, от табака — 400 тысяч, от наркотиков — 300 тысяч. Получается, пагубные привычки уносят 1,4 миллиона жизней ежегодно. Как минимум. При этом никто не знает, как «синтетика» повлияет на здоровье людей, баловавшихся ею в молодости, как это отразится на их детях…