Антинародный гараж
Скандальная информация о цене «Народного гаража», скорее всего, приведет к уменьшению его стоимости. Либо застройщик вообще откажется от продажи и предпочтет аренду, чтобы скрыть реальную цену парковочного места.
Вообще, тема строительства этих многоэтажных паркингов звучит в Томске давно. И мэрия ну очень сильно лукавит, когда называет парковочный комплекс от «ТДСК» пилотным проектом. Об этом лукавстве, между прочим, на мартовском заседании гордумы говорил глава комитета по градостроительству, землепользованию и архитектуре Александр Чуприн. И называл даже адреса: на Фрунзе есть аналогичная парковка, на Дальне-Ключевской...
Тогда же прозвучало, что самого проекта еще нет, а парламентарии только согласовали место размещения. Не прошло и полугода. Объезд на прошлой неделе по стройкам от и. о. мэра едва не стал причиной народного бунта. Тема объезда, конечно, была иная — конкурс на лучшую стройплощадку. Но за такой пиар журналистам обычно платят. А бесплатным «жареным» оказалась цена этой самой народной парковки.
Больше всего впечатлило, конечно, обоснование, прозвучавшее от замдиректора компании — это высокая плата за аренду земли во всем виновата. Выяснить, сколько именно платит «ТДСК», не удалось ни у самих строителей, ни в мэрии. Однако сложно представить, что за пять месяцев цена аренды стала причиной удорожания более, чем на сто процентов. Сразу возникает вопрос: на сколько же тогда по этой причине дорожают квартиры в домах, строящихся куда дольше? И самое главное — какова реальная себестоимость?
О себестоимости стоит сказать отдельно. В прошлом апреле тема «Народного гаража» звучала на инвесткомитете. Правда, официально цена тогда названа не была. Озвучили лишь число площадок, подобранных под проект — 22 штуки и адреса первых четырех. Похвальное слово было сказано и в адрес инициативных граждан, которые уже строят самостоятельно небольшие двухуровневые парковки в своих дворах на месте ликвидированных железных гаражей. А после заседания первый вице-мэр немного высказался и о цене. Прозвучавшее выглядело так: примерная стоимость «народного гаража» составит тысяч 120-150, и да, это очень дорого, так как реальная цена машиноместа тысяч 50.
Спустя месяц позиция чиновника несколько изменилась, и уже официально было озвучено: жители районов с уплотненной застройкой, к которым, собственно, относятся все места, где строит «ТДСК», должны рассчитывать не менее, чем на 300 тысяч. Спустя год цена выросла еще вдвое. Любопытный прогресс, не правда ли?
Хотя о том, что с проектом может быть что-то не так, можно было догадаться и неделей раньше, после собрания гордумы, где с «ревизией» деяний своего экс-начальника выступил и. о. мэра Евгений Паршуто. Тогда, может быть, не все обратили внимание на его слова. Упомянув среди прочих проект «Народный гараж», бывший первый вице-мэр заметил, что стройка подходит к концу, и скоро мы увидим, насколько тот гараж «народный» и народный ли вообще. Похоже, основания для сомнений у Паршуто были. Ну а окончательно картинка прояснилась несколько дней спустя.
Интересно и другое. Вот официоз: инвесткомитет решил определить единым заказчиком строительства многоуровневых паркингов «Томскстройзаказчик». То есть ту самую муниципальную строительную фирму, которая достраивает большую часть домов для дольщиков. И цена достраивания, которая складывается из бюджетных денег и доплат самих дольщиков, гораздо меньше, нежели у строителей гаражей. Однако, как пояснили в самом «Томскстройзаказчике», к строящимся сегодня «народным гаражам» они не имеют никакого отношения. И сами не строят, и в «ТДСК» не заказывали.
Сейчас, после многократного цитирования в СМИ заявления зама по строительству «Том-Дом ТДСК» Валерия Ермаковича о сумме в 650 тысяч, в «ТДСК» несколько растеряны и уже не знают, что им делать с этими гаражами. О цене говорят неохотно: не посчитано еще на сегодня, названную ранее цену называют то ошибочной, то преждевременной. И вообще, строители уже не уверены, что будут их продавать — вполне вероятно, только сдавать.
Кое-какие подробности, правда, выудить все же удалось. Из плюсов — чистить снег не придется, стены обещают зашить полностью «чем-нибудь легким». Из минусов — машиноместо не предполагает вообще никаких перегородок, и оставлять здесь второй комплект колес будет нельзя. В случае, если весь комплекс на три сотни машин жители Зеленых горок все же выкупят, землю им можно будет оформить в собственность. А вот от ежемесячной платы за содержание уйти никак не удастся: собственники будут оплачивать и освещение, и уборку, и охрану. Правда, компания обещает в случае чего помочь с выбором обслуживающих организаций. Ну, у нее же все равно есть своя УК.
Чем закончится эта народная эпопея, станет известно только в ноябре — к этому времени застройщик обещает определиться с судьбой комплекса и его ценой. Пока же всех желающих приобрести ставят в лист ожидания (что само по себе уже смешно) и признают: в очередь жители уплотненного района пока не встают. Встанут ли вообще, тоже большой вопрос. И самый вероятный сценарий развития событий уже озвучен: мэрия компенсируют часть «затрат» народному избраннику, областному депутату Шпетеру, после чего паркинг по куда более разумной цене будет распродан.
Никаких комментариев от мэрии, кстати, на этот счет получить не удалось. Отмолчался на тему цены на выезде и. о. мэра Евгений Паршуто, не комментирует ситуацию и идеолог проекта — глава облдепартамента архитектуры Дмитрий Ассонов, обещавший учесть московский опыт и цены (350 тысяч — цена машиноместа в столице). Хотя официальный запрос на комментарий в мэрию все же передан, и шанс услышать мнение пусть временного, но градоначальника, все же есть.