Когда дом — не крепость (фото)
Свой первый объезд города в статусе и. о. мэра Евгений Паршуто решил провести на тему аварийного жилья. В список мест для выездного совещания попали по два объекта от каждого района — всего же аварийных зданий, подлежащих сносу или реконструкции, в городе больше тысячи. Для решения вопроса нужны миллионы, которых сегодня в бюджете областного центра нет. Пуст и фонд ликвидации и предотвращения ЧС, запасы которого иссякли после весеннего паводка и прошлогоднего взрыва на Сибирской, 33. Поэтому в ход пойдут средства из фонда ЧС 2014 года.
Первый в списке — деревянный дом на Крылова, 16, который был построен еще в 1905 году и относится к объектам исторической среды. Жители с надеждой смотрят на чиновников: чердачные перекрытия в здании того гляди рухнут, а еще бы подлатать пристройку к дому и привести в порядок санузел, который буквально проваливается в подвал.
Всего в доме две квартиры, в одной из которых проживает вдова ветерана войны Нина Александровна. По ее словам, в 2005 году крышу дома над ее квартирой капитально ремонтировала «Томскнефть», где когда-то работал ее муж. «У меня тогда потолок чуть ли не до окон провисал. Вначале хотели потратить на ремонт 300 тысяч рублей, а в итоге ушло 500, потому что первая бригада наломала дров», — рассказывает женщина и переживает за соседей — крыша над их квартирой давно не знавала ремонта. «Будем ремонтировать», — был краток Паршуто.
По его словам, особенно острой проблема с аварийными домами была в 2008 году, когда по городу прокатилась волна обрушений, а кое-где под завалами погибли люди. После этого появилась городская целевая программа капремонта аварийного жилого фонда, рассчитанная с 2010 по 2014 годы.
— Однако сейчас она сворачивается, потому что возможности бюджета города крайне ограничены. И мы должны принять решение по ряду аварийных домов, из каких источников финансировать их ремонт. От районов поступили предложения взять средства из фонда предупреждения и ликвидации ЧС, однако на сегодня он практически израсходован. Поэтому, если сейчас мы примем решение финансировать ремонт из этого фонда, то будем просить подрядчиков начинать работы уже в августе с отсрочкой платежа до 2014 года. Потому что ждать нельзя, — пояснил и. о. мэра.
И привел цифры: сегодня в фонде ЧС осталось несколько миллионов рублей из 80 с лишним, которыми располагал город на конец прошлого года. «Сумма фонда ЧС 2014 года достаточно приличная, поэтому мы немного из него позаимствуем», — подчеркнул Паршуто. При этом он напомнил про недавно заключенный годовой контракт почти на миллиард рублей с «ТДСК» по расселению 72 аварийных домов.
— Мы надеемся, что эти темпы сохранятся и в будущем. Это позволит за несколько лет решить проблему с 300 тысячами «квадратов» жилья с высокой степенью износа, особенно по большим массивам — это Черемошники, Степановка и так далее.
Расселять же дома, являющиеся памятниками архитуктуры и объектами исторической среды, коих в списке несколько, не планируется, поскольку их власти обязаны сохранять и поддерживать в приемлемом для проживания виде. Другое дело, что зачастую ситуация доходит до критической, прежде чем в здании начинают что-то ремонтировать. Но в который раз напоминать известную поговорку про гром и мужика как-то банально...
Следующий аварийный памятник архитектуры находится в Татарской слободе, на Горького, 12, оно построено в 1917 году. Старинный деревянный дом с резными наличниками и карнизами внутри производит не такое приятное впечатление: покосившиеся стены, шатающаяся лестница на второй этаж, пристройка к дому, отходящая от стены... Здесь главная проблема — аварийный тамбур, что держится исключительно на подпорках, которые, по выражению участника объезда, уже начали «играть». «На Беленца, 3, абсолютно такая же ситуация была», — комментирует Евгений Паршуто, а жители тем временем рассказывают ему о своих бедах. Представитель района листает бумаги и говорит, что некапитальный ремонт, то есть без использования бревен, обойдется в 600-700 тысяч, а капитальный — в 1,2 миллиона. «Будем делать», — обнадежил жильцов и. о. мэра, пообещав решить проблему в августе-сентябре. «Ну хорошо, коли так, а то нам еще мэр Макаров обещал помочь с ремонтом», — говорит вдогонку комиссии один из жильцов.
Следующий адрес — Карпова, 8/6, в котором недавно обрушились чердачные перекрытия в одной из квартир на втором этаже. Мы заходим в квартиру, где потолок держится на подпорках, которые установили после ЧС. Хозяйка, пожилая женщина, вспоминает, что чуть не стала жертвой аварийной ситуации. «Тут фактически всю квартиру меняем», — комментирует представитель УК, а мы с ужасом глядим на раскачивающуюся на потолке люстру. Глава Кировского района Валентина Денисович говорит, что жителям этой квартиры предлагали на время ремонта переселиться в общежитие, но они отказались. Этот и соседние дома раньше принадлежали политеху, а затем были переданы городу. Дом на Карпова, 8/6, — самый проблемный из них. В общей сложности на ремонт этого здания, а также домов на Крылова и Горького нужно около двух миллионов рублей.
В шлакоблочном доме на Артема, 6, проблем хватает, говорит представитель местной УК: весной с крыш течет вода, которая льется прямо на углы, отчего те разрушаются, фундамент и стены пошли трещинами, а балконы грозят обвалиться в любой момент — жильцам уже запретили на них выходить. Евгений Паршуто предлагает их просто демонтировать, поскольку ремонтом им уже не помочь. Около здания в асфальте зияет сквозная дыра — по словам жильца, в доме выходная труба была ниже, чем в соседних, отчего бывали подтопления, а после того, как трубу приподняли, нарушив технологию, стало только хуже, и асфальт, продавливаемый машинами, просто рухнул. Рухнуть может и внешняя стена дома, трещина в которой уходит на 18 сантиметров в сторону квартиры № 8, где вскоре может стать сквозной. По словам Денисович, эксперты уже обследовали дом, и в ближайшее время станет ясно, сколько средств потребуется на его ремонт.
Далее по списку Иркутский тракт, 118/2, — согласно заявке администрации Октябрьского района в первом подъезде десятиэтажки есть трещины. Директор оперативно-дежурной службы мэрии Николай Савотин тем временем жмет кнопки на домофоне, пытаясь зайти в подъезд, но никто из жителей не пожелал впустить представителей комиссии. «Ну все, не будем этот дом ремонтировать», — шутит Паршуто. А потом на полном серьезе говорит, что не видит оснований ставить жилье на капремонт. Однако позже он берет свои слова назад после телефонного разговора с представителем местной УК: в итоге решено дообследовать помещения, чтобы вынести окончательный вердикт.
У пятиэтажной малосемейки по переулку Лазо, 10а, нас встречает компания ребятишек. «Вы знаете, какие у вашего дома проблемы?» — спрашивает у них и. о. мэра. «Знаем», — хором отвечают дети и наперегонки бегут показывать нам вывалившиеся из стен кирпичи. В свою очередь представитель УК высказывает опасения по поводу пожарных спусков на фасаде, которые могут обвалиться. «На другой стороне здания ситуация скоро будет такая же», — говорит он. Решения, что делать с пожарными выходами — сносить или попытаться прикрепить к стене, в компании пока нет. «Обследуйте и считайте», — дает поручение и. о. мэра. Параллельно выясняется, что пристроенный к дому магазин заложил одно из окон в месте общего пользования дома, отчего стены намокают, хотя по документам торговая точка стоит на законных основаниях. «Тут вы сами должны решать, что делать, чтобы стена не разрушалась. Надо как-то отводить воду», — советует Паршуто. А сотрудники УК жалуются на собираемость с дома — задолженность жителей больше 300 тысяч. На что Евгений Валерьянович рекомендует сделать по смете на каждый проблемный участок, один из которых пойдет через фонд ЧС, а другой — через капремонт.
На Смирнова, 19, в деревянном двухэтажном доме 50-х годов постройки, восемь квартир, в четырех из них стоят подпорки. Глава администрации Ленинского района Александр Булко высказывает мнение, что латать этот дом смысла уже нет — дешевле признать его аварийным и расселить. «Ребята, спишите вы этот дом, а то убьет кого-нибудь, вас же за хвост возьмут», — рекомендует комиссии не очень трезвый мужчина на лестничной площадке. На выходе Евгений Паршуто обещает жителям расселение в ближайшие год-два. «Потерпите», — просит их и. о. мэра. «Так за вас голосовать или нет?», — провожает нас все тот же нетрезвый мужчина. «Зачем пришел, ты из соседнего дома вообще», — утихомиривают соседа жители. А мы едем на Асиновскую, 5/1.
По дороге глава района докладывает, что в панельной девятиэтажке уже провели обследование и пришли к выводу, что реконструкция нужна и срочно. На общем собрании жители согласились частично профинансировать капремонт и потратить собранные УК 500 тысяч рублей, остальные полтора миллиона потратит город. Всего в доме, построенном в 82-м году, 216 квартир, и ситуация, по словам Булко, серьезная: с крыши который год не уходит вода, плиты начинают разрушаться, гидроизоляционный ковер изношен, в панелях трещины. Чтобы воочию увидеть заявленные проблемы, чиновникам приходится лезть на крышу дома. Пока мы ждем внизу, на лестницу выходит жительница квартиры на девятом этаже и рассказывает о своих проблемах.
— Потолки текут регулярно, мы каждый год делаем ремонт. Сейчас вот опять к нему готовимся. Я переписывалась не один год с инстанциями, потом там что-то сделали, написали, что теперь все будет хорошо, но ничего не хорошо. Потом оказалось, что по периметру потолка постелили полиэтилен и сверху положили красные камушки, и теперь течет по периметру. Видите, даже в подъезде желтые пятна на стенах. Проводку тоже не раз замыкало, в квартире по углам плесень. Год назад ремонтировали квартиру внизу, и у нас стена пошла трещинами, но вроде она не несущая. Вчера и позавчера на крыше ставили подпорки, и мальчики-альпинисты, которые там работали, сказали, что дело серьезное, — переживает Екатерина.
По словам Булко, плиты перекрытия технического этажа находятся в недопустимом состоянии, и в любой момент под большой нагрузкой, например, от снега, они могут рухнуть. Возможно, речь идет об ошибке строителей. Всего на крыше шесть проблемных мест, и ремонт нужно начинать уже сейчас — осталось найти деньги. В свою очередь Евгений Паршуто подчеркнул: если не решить вопрос сейчас, то через год-два на ремонт потребуется уже не два, а двадцать миллионов.
Но одним фондом ЧС все проблемы ветхого жилья не решить — нужна новая долгосрочная целевая программа по расселению аварийных домов. И. о. мэра пообещал, что такой документ появится и будет действовать с 2014 по 2016 годы. Об этом будет говориться на заседании координационного совета на следующей неделе. Но даже если документ разработают, то это не гарантирует скорейшего новоселья: в перечне домов, которые должны быть расселены в этом году, значатся объекты, признанные аварийными еще в 2005-м. А это значит, жильцам «авариек» придется запастись терпением...