23 ноября, суббота
-13°$ 102,58
Прочтений: 4734

«Дракон» в ТЮЗе: страна скатывается в тоталитаризм?

«Дракон» в ТЮЗе: страна скатывается в тоталитаризм?
Фото: vtomske.ru

Авторы постановки — московский режиссер Евгений Лавренчук и художник Наталья Лейкина. Это из-под их «пера» сказка Евгения Шварца, написанная еще в 1943-м, превратилась в спектакль, близкий к притче, вбирающий в себя черты и социально-политического памфлета, и политического кинорепортажа, и антиутопии ХХ века, и шоу с танцами и показом мод.

Собственно, нарушение, переход всяческих границ — жанровых, географических, политических, гендерных, социальных и физических и есть трансвестия, которая, как жанр спектакля, указана в программке. Такое толкование слова можно встретить в словарях и в Интернете. Там же можно найти и «Манифест-2007» Евгения Лавренчука. Среди двадцати пунктов есть и такие: «Справедливость — это фашизм, так как у каждого свои представления о справедливости. Мифы действуют в сознании людей, но люди этого не осознают. Всякое сознание мифологично».

Пьеса о тоталитаризме (именно так всегда трактовался «Дракон» Шварца) в руках Евгения Лавренчука стала предупреждением, что страна плавно вкатилась в тоталитаризм.
Уже ради такого смелого заявления можно и нужно смотреть спектакль в ТЮЗе. Режиссер предложил зрителю выйти за решетку стереотипов восприятия. Он заставил находиться в напряжении более двух часов без антракта и вибрировать вместе с актерами. И это тоже повод поспешить в театр. Есть и другие причины. Например, посмотреть, как преобразился театр после первого этапа реставрации, осторожно пройдя по красивому мраморному полу к гардеробу...

Впечатления о спектакле можно было бы передать с помощью репортажа, и это было бы правильно — ближе к духу постановки. Темпоритм задает музыка Чайковского из балета «Лебединое озеро». Для бывших советских людей она неразрывно связана с катаклизмами новейшей истории ХХ века — похоронами вождей и развалом империй. Музыка звучит, когда на плазменных экранах идет телерепортаж о Драконе. Когда звучат его слова, записанные на фонограмму — «Я появился на свет в день страшной битвы…Я — сын войны» — с трех экранов в зал глядит Гитлер. Дракон продолжает свою биографию: «Кровь мертвых гуннов течет в моих жилах…» А на экране уже Сталин. Дракон рассказывает о черных грибах гробовиках, а зрители видят лица Бен Ладена, Валерии Новодворской, Барака Обамы, репортаж о взрыве башен-близнецов в Нью-Йорке... Кадры терактов сменяются кадрами массовых праздников, лица диктаторов — лицами демократов, причем, так быстро, что, кажется, нет никакой разницы между правыми и левыми, черным и белым, добром и злом...

Лица, имена, фразы, события — нужно лишь правильно направить этот поток, чтобы подчинить себе массы. Необходимо также умело чередовать серьезное со смешным, делать своеобразные рекламные паузы — иначе человек устает, ему становится скучно.

В спектакле три лица у Дракона, как и три головы — это лица актеров Ольги Кузнецовой, Андрея Франка и директора театра Светланы Бунаковой. Дракон говорит человеческим голосом, в котором отчетливо слышатся и интонации заботы, любви, и вместе с тем — угрозы.

Дракон в телевизоре, занавес из газет, газетные стены дома, в котором живет Эльза и ее отец — все не случайно. Это информационное поле, в которое режиссер помещает не только действующих лиц, но и зрителей. Все мы живем в мире, где идут информационные войны. Мы все испытываем колоссальное информационное давление. Этим миром владеет тот, кто владеет информацией. Мы не можем жить без информации. Она приходит извне, но усваивается нами, становится нашей моралью, совестью, менталитетом. Она определяет наши вкусы, привычки. Она формирует наш характер. Так дракон проникает в нас. Это Киркоров, Джексон, «Аншлаг», попса, гламур, репортажи с войн и вечеринок... Пусть у него разные имена, но сущность одна — тоталитаризм. Главное — дракон живет в каждом из нас. И победить такого дракона не может никто. Даже Ланцелот. Не случайно образ Ланцелота снижен в самом буквальном смысле. Ланцелот в исполнении Дениса Светлова — невысокий юноша, напоминающий автостопщика: за плечами рюкзак, говорит с акцентом (понятно: иностранец), демонстрирует приемы восточных единоборств. Но и Эльза, и жители города, а вслед за ними и публика мало верят, что такой рыцарь может победить диктатора — медийный проект...

Да Дракона и нельзя убить! Потому что имя ему — Обыватель. Все жители — обыватели, и зрители — обыватели. Все закодированы и оболванены масс-культурой, СМИ. Всем хочется хлеба и зрелищ! Обыватели давно (не заметили как) стали частью мегапроекта. Обыватель — часть тоталитарного общества, его значительная и лучшая часть, без обывателя невозможен диктатор, как нет добра без зла.

Неприятно чувствовать, что тобой управляют. Куда приятней властвовать самому. И ни один человек не может превозмочь своего стремления к власти или преклонения перед ней. Во власти нет хороших и плохих — все хотят, как лучше. И снова появляется Дракон, которым стал и Ланцелот, и под вступление из балета «Лебединое озеро» мы видим его в телевизоре, очень похожим на нынешнего президента России.

Но настоящий герой — это режиссер. Именно он совершил работу «хуже вышивания»: заставил труппу, которая уже больше года живет без главного режиссера, играть точно, осмысленно, с куражом, драйвом. Он сумел даже в условиях ремонта заразить творческим поиском и опытных актеров, и студентов колледжа культуры. «Дракон» пополнил репертуарный список Александра Виниченко (Бургомистр), Марины Дюсьметовой (1-я Лили Марлен) очень хорошими работами, а начинающим актерам Игорю Савиных (Генрих), Анне Абраменко (Эльза), Захару Елисееву (Кот), Владимиру Бутакову (Ослик) проложил путь к творческим успехам.

...После спектакля невозможно просто так смотреть телевизор, читать газеты, просматривать блоги в Интернете. Все время кажется, что с тобой разговаривает Дракон. Он следит за тобой, он тобой распоряжается...

Смотрите также