А июня-то NET!
Небесная канцелярия поздравила томичей с началом лета нулевой температурой, «Томское пиво» — фейерверком, а губернатор — перцем с солью на хвост градоначальнику. Политизированная публика всю первую декаду июня обсуждала кандидатуры возможных преемников Николайчука. В узком кругу посвященных (то есть тех, до кого иногда доносятся отголоски из коридоров власти) даже сочли пиротехническое шоу негласным началом предвыборной кампании Ивана Кляйна. И горячо спорили, зачем очень богатому человеку (публикация деклараций о доходах приготовила нам много открытий чудных) такой геморрой, как мэрство в Томске.
В народных массах тем временем кипели совсем иные страсти. Если судить, к примеру, по количеству комментариев в новостном разделе портала, чуть ли главным событием начала июня стал мотопробег многодетных отцов за Россию... Или православных байкеров за крепкую семью... Короче, настоящие мужики примчались с иконой невинно убиенных Иродом вифлеемских младенцев современного письма. Их мало кто видел, но потешались интернеты дружно: заставь дурака богу молиться... Впрочем, тема «кто тут дурак» осталась открытой. Конспирологически настроенные личности увидели в действе ну очень тонкий намек на «закон Димы Яковлева». Но большая часть постующих (авторов коментов) в очередной раз затеяла бессмысленный спор на тему «есть ли Бог на свете».
На фоне вифлеемских младенцев почти незамеченной прошла информация про очередной приезд шведско-немецких хирургов, бесплатно оперирующих детей с дефектами лица. Одна комментаторша гневно поинтересовалась: а почему буржуйские врачи помогли только 50 ребятишкам? Что за избирательная благотворительность?! Я еще удивляюсь, почему организаторов акции до сих пор не записали в иностранные агенты. К тому все идет.
Не секрет, что наибольшее число постов и взаимной ненависти у интернет-публики вызывают три темы: религия, крепкие напитки и бродячие собаки. Нынче оказалось немного иначе. Вопрос «под градусом» встал ближе к концу месяца, когда мэр, видимо, справившийся со всеми помойками и одуванчиками, объявил о новом закручивании гаек в антиалкогольной политике. Параллельно северский депутат облдумы Валерий Осипцов рассказал на собрании парламентариев про коварных алкоторговцев из-за колючки, придумавших сдавать на ночь бутылку водки в аренду. Томичи так сильно не заморачиваются, просто ставят в магазине столик и называют его заведением общепита. Или еще проще — втихую нарушают закон. И уж совсем элементарно — торгуя разливным спиртом под носом у полицейских. Мэр грозится пресечь и обеспечить, а люди спрашивают, кто обеспечит исполнение закона, запрещающего курение в подъездах?! Достали, однако.
В июне вступил в силу и закон, обязывающий городские власти ловить бродячих псов, стерилизовать их и выпускать на волю. Аудитория в очередной раз раскололась пополам, делая принципиально невозможной саму мысль о компромиссе. Известие об «оранжевых ошейниках» некоторую часть комментаторов просто взбесила, а несчастные шесть миллионов, которые выделили «на шавок», вполне предсказуемо предложили отдать младенцам. Вариация известной темы «Возьмите у футбола и отдайте на детские сады». Кстати, информация о возвращении «Томи» в высшую лигу особой ажитации не вызвала. Может, власти не врут, когда говорят, что острота проблемы с местами в садиках снята? Извините, не в теме. Но новость о том, что «ТДСК» выиграла конкурс на строительство 15 садиков в рамках частно-государственного партнерства», просмотрели всего-то две тысячи человек.
Все рекорды популярности в июне побила тема про Анну Апатченко. Да простят меня родные и близкие, и да упокоится душа бедной девушки. Пользователи с таким энтузиазмом обсуждали кровавую тему, что просто невозможно поверить, что ими двигало исключительно сочувствие к судьбе Ани. Информация про найденную голову девушки, да еще в месте, названном экстрасенсом, собрала более 43 тысяч просмотров! А если приплюсовать 22 тысячи за предыдущие и последующие посты на эту тему, счет явно переваливает за 100 тысяч. И это на ресурсе, где каждый второй комментатор считает своим долгом попинать «желтую прессу» и «грязных журналюг, собирающих чернуху». Пинай не пинай, а вкусы толпы не изменишь. Внесу и я свою лепту.
Для меня во всей этой истории остался непроясненным один принципиальный момент: в «Следе» все врут? Это такой сериал, где несуществующая в природе федеральная экспертная служба раскрывает исключительно сложные дела на основе высоких технологий как раз плюнуть. Тут же не плевали, а расчленяли труп в комнате бывшего общежития. Не осталось ни единой, самой маленькой капли крови? Или этот синенький фонарик, который все тайное кровопролитие делает явным, — плод воображения авторов детективов?!
Но обратимся все же к «портальной» статистике. Какие события или известия можно отнести к числу «топовых», исходя из этого принципа? Разве что новость «В результате столкновения с опорой автомобиль сгорел вместе с водителем и пассажиром» — 17 183. При этом, например, информация о том, что «Городские депутаты попросят губернатора на год отложить введение ОДН на воду» посмотрели всего 2 200 человек. А ведь это касается практически каждого! Когда две недели спустя Жвачкин ОДН таки затормозил, это заинтересовало и вовсе полторы тысячи портальцев.
Известие о том, что «В пригородном детском лагере произошла вспышка кишечной инфекции» заслужило 1 900 «втыканий». Очень бодро отреагировало сообщество на заметку «Полиция проверяет обстоятельства падения пожилой женщины из маршрутки» — 7 370. Парадоксально, но известие о повышении цен на проезд в городском транспорте вызвал куда более сдержанную реакцию — 5 529 просмотров, 52 комментария. Надоело? Примерно столько же читателей спустя несколько дней откликнулись на информацию «Мэр пообещал, что ситуация с маршрутками улучшится осенью».
Еще один парадокс — сообщение о зарплатах ректоров и победе в этом состязании Чубика вызвало довольно умеренный интерес. Меньше, чем известие о том, что «Томичей ожидают заморозки, грозы и сильный ветер». А ведь, казалось бы, желание заглянуть в чужой кошелек столь же неистребимо, как интерес к «будням маньяков». Ну и опять рекордное — «Волонтеры провели субботник памяти Анны Апатченко» — около 13 тысяч.
Для сравнения: известие о том, что «Наркополицейские сожгли в бане полцентнера запрещенных веществ» не дотянуло и до тысячи просмотров. Может потому, что основную долю по весу составляла конопля с томских пустырей? До сих пор не пойму, почему по такой логике не сжигают мухоморы. Впрочем, учитывая историю с Онищенко и петрушкой — вполне оно.
Бодрее в конце месяца обсуждали темы «За десять лет в области почти наполовину снизилось число наркоманов» и «Студенты используют наркотики для ухода от проблем» — около 6 тысяч прочитали, два десятка потешались над выводами «ученых». Ну и еще несколько примеров. «В регионе завершается посевная кампания» — 500 просмотров. «Рабочим «Сибэлектромотора» обещают погасить долги по зарплате к началу июля» — 647. «В музее истории Томска презентуют второй том альбома фронтовиков» — 212 человек прочитали, никто не откомментировал. «На Южном кладбище прошел традиционный траурный митинг» — 1 852 прочтений, восемь коментов, из них шесть: «А где это Южное кладбище». При этом: «Завтра в Петухово пройдут петушиные бои и экскурсия по старинному селу» — 2 096 просмотров, 25 комментариев. Про то, чем «прославилось» это село пару лет назад, тоже вспомнили.
Может, кто-то сочтет, что такое соседство — кощунственно, а автор — циник, для которого нет ничего святого. Да нет. Я же не делаю выводов. Это уже ваше дело, уважаемые комментаторы. И не очень уважаемые тоже.