Пусть верят на слово
На этой неделе в местной сетке вещания на третьем метровом канале появились программы еще не созданного областного телевидения. «Белый» дом «приземлил» сон экс-губернатора Кресса иметь собственный канал. Теперь у обладминистрации есть свои канал, кнопка и оператор денег для производства программ, но нет аудитории, без которой они, впрочем, вполне себе могут обходиться, как и все их СМИ, у которых нет читателей.
Пока из всех первичных признаков такого телевидения торчит лишь один — сделка с бывшим мажоритарным акционером ООО «Северская телекомпания», параметры которой до сих пор никому не известны. Но об этом ниже. Вторичные признаки — у компании Марка Минина «Восьмой день», хотя, зная самого Минина давно, готов признаки переставить местами, но, клянусь, от этого история с созданием областного телевидения не будет выглядеть, как подъем с переворотом.
Теперь по порядку.
Что купил «белый» дом? Долю в северской телекомпании, у которой есть лицензия на вещание в метровом диапазоне. Это единственный ценный актив компании, потому что сама компания так себе телевизионная: ее теперь уже бывшим совладельцам никакая журналистика была на фиг не нужна. СТ-7 формально контролировали кредиторы северского стекольного завода и администрация Северска. Если верить аудиторам северской счетной палаты, денег от телекомпании ее владельцы не видели. И это многое объясняет в их политике.
Компания «Меркурий», на которой «висел» 51 % СТ-7, несколько лет увлеченно банкротила в арбитражных судах северский стекольный завод, параллельно отбиваясь от исков о собственном банкротстве. Северская администрация также была активно втянута в эту корпоративную возню с долгами стекольного завода, причем, не только своими административными функциями, но и как один из его многочисленных кредиторов. На старте строительства завода мэрия ЗАТО одолжила его владелецам около 80 миллионов рублей, которые те не вернули. Короче, в последние годы всех интересовали только долги завода, а СТ-7 было маленькой сервисной частью этой корпоративной войны. И все. Да, ну и что-то там еще рассказывало про городскую жизнь. Куда, без этого, да?
На каких условиях «белый» дом выкупил у «Меркурия» контроль над СТ-7, неизвестно. Но реально выкупил, а не отобрал и не принудил к сделке за долги. Хотя такая мысль многим приходит в голову, учитывая, что бывшие владельцы телекомпании «наследили» в истории с банкротством северского стекольного завода как надо. Я тут, правда, не очень уверен, что у «белого» дома есть люди, которые умеют выкручивать руки в арбитражах и корпоративных склоках. Губернатор Сергей Жвачкин на этот счет просто намекнул, что с бывшими владельцами долго торговались.
Сумму сделки по соглашению сторон не называют. Поскольку я не являюсь ни одной сторон, то скажу — 14 миллионов рублей. Столько заплатил «белый» дом за метровую лицензию, минимальный набор технических возможностей и персонал, часть которого теперь, конечно, уволят. Но, даже с учетом этого, сумма реально смешная. Она смешная даже с учетом будущих затрат на модернизацию и расширение зоны покрытия. Так что, может, кого-то из аффилированных с «Меркурием» и принуждали к сделке по такой цене, но бывшие владельцы СТ-7 были явно счастливы избавиться от этого актива.
В «белом» доме тоже довольны покупкой. Теперь у губернатора есть катушка, на которую можно наматывать всю свою информационную политику и, наконец, консолидировать в одном месте под это деньги и ресурсы, доставшиеся в наследство от бывшей администрации региона. Сейчас «белый» дом хочет купить еще что-то из сетевых СМИ, чтобы напрямую участвовать во всех местных сегментах массмедиа. Понятное дело, это обойдется дешевле, чем создавать новый ресурс, даже при условии, что не будет воровства, без которого в таких делах редко обходится, но все равно необычайно дорого, чтобы удержать аудиторию, которая все равно разбежится. Глупо покупать в Сети площадку с псевдохорошей статистикой посещаемости и цитируемости, потому что через пару месяцев статистика все равно будет плохой. Просто в «белом» доме явно не хотят пока врубаться в то, как здесь все устроено.
У обладминистрации есть «Томские новости» — единственное печатное СМИ со стопроцентным государственным участием. Для регионального бюджета там нет особых избыточных затрат. По крайней мере, они не критичны в сравнении с прочими печатными СМИ, не связанными напрямую с «белым» домом. Экономика этого еженедельника много лет стабильна с уклоном вниз. Бухгалтерский баланс за прошлый год пока недоступен, но, судя по предыдущим годам, годовая выручка компании-издателя держится примерно на одном и том же уровне (в районе 20 миллионов рублей), а затраты ежегодно растут. В балансе компания показывает небольшую прибыльность, но всем понятно, что это формальность, которая просто позволяет избежать неприятных вопросов из департамента управления госсобственностью. Учитывая, что читательская аудитория еженедельника сокращается ежегодно, и издание не спасают даже новые формы с бесплатным распространением по бюджетным учреждениям, газета абсолютно точно очень скоро «сядет» на бюджетные дотации.
Во всех трех сегментах СМИ у «белого» дома одна и та же проблема, которая никак не связана с деньгами. Это аудитория. Ее или нет вовсе, или она сокращается. Тогда что именно покупает администрация региона, когда финансирует свои сделки со СМИ и готовит новые приобретения? Отлично, что у них получается покупать недооцененные активы и платить за них меньше, чем они стоят, но эффективность приобретений СМИ сомнительно считать через бухгалтерский баланс.
Была такая ежедневная газета «Томский вестник». После того, как Ходорковского посадили, газету надо было куда-то пристраивать, и ее перепродали структурам «КЭС-Холдинга» Виктора Вексельберга, которым принадлежала компания «Российские коммунальные системы». Здесь еще все помнят «РКС» и их местную «дочку» «ТКС», да? Так вот, когда через несколько месяцев томские власти начали процесс развода с «Российскими коммунальными системами», который, как известно, сопровождался большим шумом, скандалами и взаимными обвинениями, первый вопрос, который задали на переговорах в «белом» доме главе «РКС» Михаилу Слободину, был таким: «Томский вестник» нам продадите? Коммунальное хозяйство обсудим позже, главное — продайте газету. Слободин накинул к цене газеты миллион рублей, и они с Крессом ударили по рукам. Я вот до сих пор не понимаю, кто тогда с кем разводился после этой истории.
Сегодня у нас, кроме власти, давно никто ничего не покупает и не финансирует новые СМИ. Откройте газету «Красное знамя». Пусть вас вырвет. Это нормально. От «Городской газеты», которую со скрипом финансируют в интересах мэра областного центра, не вырвет, но есть риск впасть в другую крайность — мифологизм и, как следствие, — скорую депрессию. Не знаю, что из этих двух случаев гуманнее. Хотя, при чем тут гуманность, когда мы говорим про эффективность?
И последнее. Я за движуху в медиа. Если здесь больше некому это делать, пусть это делают власти. Смущает в этих вещах многое, но одно особенно: опять все лепится в темноте. Ребята, вы собираетесь заниматься медиа? Этот бизнес в массовости и публичности круче, чем продуктовый ритейл, поэтому не надо прятать по карманам. Ведь и история с областным телевидением, как вы помните, тоже всплыла случайно. А вот это уже очень негуманно для них. Скоро поймут. А пока пусть верят на слово.