24 ноября, воскресенье
-4°$ 102,58
Прочтений: 5507

Объезд «начистоту» (фото)

Объезд «начистоту» (фото)
Фото: Дмитрий Кандинский

В минувшую пятницу первый заммэра Евгений Паршуто проехался с журналистами по городу с целью проверить, как обстоят дела с вывозом мусора. По плану чиновники должны были навестить шесть адресов, но на деле вышло порядка десяти. Таким образом в объезд был внесен хоть какой-то элемент неожиданности, ибо на каждом объекте читались следы подготовки к встрече с представителями горадминистрации. Но даже свежепокрашенные бункеры и опустошенные контейнеры не смогли скрыть тех проблем, которые власти собираются решить до конца года. Стало понятно: если уж на самых показательных точках дела обстоят неважно, то чего ждать от отдаленных районов? Впрочем, туда представители мэрии отправятся еще только через месяц.

Начали совещание с контейнерной площадки на Карташова, 26, — она выделяется среди прочих своей схожестью с остановочным комплексом. Четыре евроконтейнера с крышками «упакованы» под навес, а стены постройки сделаны из полупрозрачного поликарбоната. И сразу же у вице-мэра возникают вопросы: на сколько домов рассчитаны эти мусоросборники, есть ли паспорт на площадку, бывает ли переполнение емкостей? Но и наличие паспорта не радует Паршуто: ему кажется, что четырех контейнеров мало для четырех многоквартирников, на которые они рассчитаны. К тому же по соседству стоит еще один дом, у которого нет своей площадки, как и договора с «САХом» на использование этих емкостей. Скорее всего, предполагает первый заммэра, люди носят свой мусор сюда, а значит, нужно проработать вопрос о заключении договора на обслуживание.

Что касается крупногабарита, то его, по документам, «Спецавтохозяйство» вывозит два раза в неделю, а твердые бытовые отходы — каждый день. Пожурил Паршуто Вячеслава Черноуса за облезшую символику предприятия на контейнерах — тот заверил, что вопрос будет решен. Вскоре на баках появятся и таблички с графиком вывоза мусора: чтобы люди знали, с кого спросить, если емкости переполнятся.

Чтобы проверить состояние контейнерной площадки у соседних домов на Герцена, чиновники спускаются в дворы. И как назло их взорам открывается свалка крупногабаритного мусора около баков. Вячеслав Черноус рапортует: по паспорту вывоз крупногабарита происходит во вторник, а на дворе пятница.

— Мы готовы хоть каждый день сюда ездить, только кто нам это компенсирует? — разводит руками глава «САХа». — Соседний дом платит за вывоз крупногабарита вдвое больше, и у них мусоровоз бывает два раза в неделю. Если жители этого дома согласны, то нужно перезаключить договор.

В это время к делегации подходит мужчина средних лет — как выясняется, житель данного дома. И первым делом жалуется на работу «Спецавтохозяйства».

— То, что вы тут видите, — это еще цветочки. Бывает гораздо хуже. Мусор вывозят нерегулярно, особенно зимой: мусоровоз нередко застревал в сугробах, не доезжая до контейнеров. Потому что тут две управляющих компании, которые не могут поделить территорию. Один раз мусоровоз заезжал по льду, но съехал и по дороге повредил припаркованный автомобиль, — рассказывал житель. На вопрос, знает ли он «авторов» кучи мусора около баков, томич применяет метод простейшего анализа: коробки из-под бойлеров, а тут горячую воду недавно отключили, вывод — сами жители и насвинячили.

— А как вы думаете, жители могли бы упростить задачу «Спецавтохозяйству»: порезать коробки или хотя бы смять, чтобы они залезли в бак? — спросил Евгений Паршуто.

— Ну да, могли бы, конечно. Культура тоже нужна, — соглашается разговорчивый мужчина.

По его мнению, не всегда виноваты люди — свою лепту в захламленность города вносят и организации. «Они заключают с «САХом» договоры на обслуживание своей территории, которая на бумаге уменьшается в разы, — это легко сделать, если разграничить ООО и ИП. В результате около магазинчика или фирмы устанавливают один небольшой контейнер, а остальной мусор владельцы вываливают в емкости, предназначенные для жилых домов, переполняя их». В ответ Вячеслав Черноус качает головой: такие случаи, действительно, бывали, но с этим на предприятии борются.

На Усова, 21/4, участники совещания убеждаются, что не всегда видение «САХа» относительно мусора совпадет с видением жителей. И тогда дело доходит до абсурда: несчастные контейнеры катают туда-сюда. В итоге с внутриквартального проезда, где, по мнению чиновников, бакам самое место, они попадают на «красную линию», то есть «лицом» к дороге. А именно это не устраивает город. «Нас уже ГИБДД штрафует за то, что мусоровоз останавливается на проезжей части и перегораживает движение транспорта. Мы передвигаем контейнеры на внутрикварталку, а жильцы откатывают их обратно. Выход только один — решить вопрос в принудительном порядке», — резюмирует Черноус. В свою очередь Паршуто снова прикидывает число домов и объем контейнеров и приходит к выводу, что их может быть недостаточно для трех многоквартирников, административного здания и ТЦ «Садко».

Затем под руководством заммэра делегация отправляется во дворы на поиски другой контейнерной площадки: в итоге, пройдя не один десяток метров, мы натыкаемся на бункер. «Почему только один?» — спрашивает Паршуто. «А люди говорят, что им больше и не надо», — отвечает Черноус. «Я понимаю, что мы должны учитывать пожелания жителей, но видно же, что одного бункера здесь мало. Значит, УК сознательно занижает потребности домов, и тут всегда будет переполнение. Просчитайте еще раз потребности этого района и, если надо, перезаключите договоры на обслуживание», — поручил заммэра.

Пока мы едем на следующий адрес, глава «Спецавтохозяйства» объясняет, почему в городе до сих пор не начато строительство мусороперегрузочной станции. «Сроки сдвинулись из-за того, что пришлось переделывать проект. Были вопросы по земельному участку на Высоцкого, станция попадала в санитарно-защитную зону. Сейчас ее переместили ближе к дороге, теперь все согласовано. Причем территории хватает и на то, чтобы обустроить линию сортировки мусора», — сказал Черноус. Постройка станции обойдется бюджету примерно в 45 миллионов рублей. Закончить проект и приступить к строительству «САХ» планирует в сентябре. Если вспомнить о финансовых трудностях муниципалитета, эта задача кажется малореализуемой.

Следующая остановка — образцово-показательная, недалеко от «Факела» и магазина «Золотые этажи». Здесь расположены так называемые заглубленные контейнеры, большая часть которых скрыта под землей. По словам руководителя «САХа», этот тип мусоросборников себя хорошо зарекомендовал, но зимой возникают проблемы, если в мусорные пакеты, выбрасываемые жителями, попадает вода — мешок промерзает и может порваться при попытке его достать. По объему каждый такой мусоросборник — почти пять «кубов», так что на три многоквартирника и прилегающие магазины хватает двух контейнеров заглубленного типа. Их предприятие намерено закупать и дальше — в этом году по городу установят еще около 30 таких мусоросборников. Тем более что от «САХа» требуют перенести контейнеры с «красных линий», и замена их емкостями углубленного типа станет выходом из положения. Правда, шторки, закрывающие отверстие для вброса мусора, все же пришлось убрать: по словам Черноуса, жители ленятся открывать их, и зачастую мусор оказывается рядом с контейнерами. Такая вот у населения психология...

Впрочем, правилами благоустройства пренебрегают и организации. Для них мэр Николай Николайчук грозился увеличить штрафы до 250 тысяч рублей, однако нередко нарушители отделываются минимальными потерями. Статистика это подтверждает: с начала года только в Ленинском районе предпринимателей оштрафовали на 700 тысяч, однако прокуратура оспорила некоторые решения административных комиссий. «Не исключаю, что половину штрафов за нарушение правил благоустройства нам опять уберут», — констатирует Паршуто. Вероятно, та же судьба ожидает штрафы, выписанные на этой неделе «ТГК-11» и «Томскводоканалу» за не ликвидированные вовремя раскопки.

Работы по инвентаризации контейнерных площадок по городу продолжатся еще месяц, но уже сейчас понятно: бизнес не спешит заключать договоры с «САХом». В итоге почти половина мусора организаций вывозится за счет городского бюджета, говорит Паршуто. После того, как у каждой площадки появится свой паспорт, уйдет путаница с ответственными за тот или иной участок. И тогда жители смогут выбирать: либо заключать договор с САХом», который будет устанавливать контейнеры, содержать их и вывозить мусор, либо отвечать за площадку будет УК, а вывозом мусора займется «САХ» или частная компания. «А уже на полигоне будет проверяться, сколько с каждой площадки привезено по факту и сколько указано в паспорте. В случае превышения нормативов договоры будут перезаключаться», — поясняет заммэра. Но самое главное — впереди: это строительство мусороперегрузочной станции, обновление машинопарка «Спецавтохозяйства» и утилизация крупногабарита, который сегодня вывозится раз-два в неделю, а накапливается каждый день.

Все перечисленное прописано в программе «Модернизация схемы мусороудаления в Томске», рассчитанной с 2008-го до 2013 года. Правда, на сегодня из запланированных проектов выполнен только один — это обустройство полигона в Сурово-Сухоречье, который стал заменой отработавшему свой ресурс полигону в Ново-Михайловке. В процессе — замена контейнеров на мусоросборники евротипа. Остальное — рекультивация полигона в Ново-Михайловке, внедрение раздельного сбора мусора, запуск мусоросортировочного комплекса — еще только в планах.

Предстоит решить муниципалитету и вопрос с частными компаниями, занятыми в сфере вывоза мусора. Сегодня их в городе восемь, не считая индивидуальных предпринимателей, и к каждому есть претензии. По словам Вячеслава Черноуса, нередко эти фирмы не довозят мусор до полигона, а сбрасывают его в контейнеры «Спецавтохозяйства». Особенно часто такое случается в пригороде. Последний случай зафиксирован возле поселка Апрель — документы по этому факту переданы на рассмотрение административной комиссии. Некоторые компании, говорит Черноус, сознательно берут на себя завышенную задачу по вывозу мусора. Одна из фирм, имея всего две машины, назаключала договоров с жителями на объемы, которые смогла бы вывозить, имея 12 мусоровозов.

Смотрите также