В «Бессмертном полку» прибыло
В прошлом году шесть тысяч томичей вышли на парад Победы с портретами своих дедов и прадедов. Акция под названием «Бессмертный полк» активно освещалась в СМИ. Это неудивительно, ведь ее инициаторы — Игорь Дмитриев, Сергей Колотовкин и Сергей Лапенков — томские журналисты. Все трое — внуки победителей в Великой Отечественной войне. И всех троих огорчало, что с каждым годом ветеранов становится все меньше. Да и сам праздник стал формальным мероприятием с ряжеными солдатами и вездесущими чиновниками.
Так и родилась идея — вернуть воинов-победителей на праздничное шествие. Сделать это организаторы «Бессмертного полка» решили с помощью портретов фронтовиков, с которыми их родные должны были примкнуть к праздничной колонне с ветеранами и военной техникой 9 мая.
— Смысл проекта — в сохранении личной памяти, в передаче воспоминаний от поколения к поколению. Ведь прежде чем ты встанешь в эту колонну со своим штендером, ты откроешь старый фотоальбом, посмотришь на фотографию своего деда и, возможно, поймешь, что мало что про него знаешь и помнишь. Потом у тебя возникнет желание рассказать о том, что ты узнал, поделиться своими знаниями с сыном или дочерью, потому что ты дедов-победителей еще помнишь, а твой ребенок их никогда не видел, — объяснил задумку один из организаторов проекта Сергей Колотовкин.
«Простая, как и все гениальное идея», как про нее отзываются участники прошлогоднего шествия, понравилась не только томичам. Записать своих предков в «Бессмертный полк» захотели жители более ста городов в 36 регионах России. Как утверждают создатели проекта, могло быть и больше. Но не во всех населенных пунктах есть желающие организовать колонну. А в тех, где такие активисты нашлись, в полный рост встал политический вопрос.
— Наш проект — сугубо гражданская инициатива, некоммерческая, неполитическая, негосударственная. Это прописано в нашем уставе, и это принципиально важный момент. Но, к сожалению, многие чиновники при словах «гражданская инициатива» напрягаются. Не может быть в нашей стране никакой инициативы, это страшно! Сразу начинаются вопросы: а кто организатор? — усмехается Сергей Колотовкин.
В ряде городов мэрия пытается этим процессом управлять: чиновники заявляют, что для колонны не хватит места, некоторые пытаются организовать свое аналогичное мероприятие.
— Были случаи, когда активисты перезванивали нам и честно признавались: «Бессмертный полк» в нашем городе выйдет, но мы не гарантируем, что впереди колонны не поставят какого-нибудь чиновника, а участников не оденут в футболки с эмблемой «Единой России», — рассказал Колотовкин.
В другом городе чиновникам идея «Бессмертного полка» очень понравилась. Но заммэра, бывший военный, решил провести парад по-своему. «Нам надо понять, когда проводить тренировки», — распорядился он. «Какие тренировки?», — не поняли координаторы акции. «Как какие? По маршировке!».
— Позже этот руководитель принял еще одно «стратегическое» решение — в «Бессмертный полк» войдет только 500 человек. Люди спрашивали у него: «А если придет 502-й человек или 503-й? Через какую рамку будем их пропускать? Или придется выдавать талончики или жетоны?». Мы узнали об этом курьезе, когда обеспокоенные горожане начали писать нам и спрашивать: «Скажите, а как нам попасть в этот список из 500 человек?». К счастью, координаторы шествия вовремя переубедили чиновника.
Не допускается в рядах «Бессмертного полка» атрибутика — как политического, так и коммерческого толка. Прецеденты с использованием шествия в своих целях уже были. Например, в прошлом году к колонне пытались примкнуть коммунисты. Звать организаторов не потребовалось — люди, стоявшие с членами партии рядом, попросили: «Уйдите отсюда, пожалуйста».
— Если начнется что-то совсем безбашенное, кто-то не будет слушаться, мы попросим помочь волонтеров и полицейских, которые следят за порядком на параде. Но по мелочам людей никто не трогает. К примеру, в прошлом году в колонну встала бабушка, у которой кроме портрета в руках был какой-то красный флажок. Красный цвет для кого-то не только цвет знамен СССР, но и соответствующей политической партии. Но эту старушку, разумеется, никто не трогал и не выгонял, — заметили создатели «Бессмертного полка».
По словам участников прошлогоднего шествия, в колонне царила исключительно мирная и доброжелательная атмосфера. Примечательным случаем с Игорем Дмитриевым поделился его друг, присутствовавший на параде.
— Он наблюдал такую картину: семья пришла на парад со штендером, мать семейства выстроила всех в ряд, чтобы сфотографировать. Навела объектив... и замерла. Она смотрела куда-то поверх голов. Мой приятель обернулся и увидел еще один штендер — точь-в-точь с такой же фотографией. Женщина воскликнула: «Ох ты боженьки!» и подбежала к парню, который держал портрет. «Иванов Иван Иванович вам кем приходится?», — спросила она. Что ответил парень, мой друг не расслышал. Но когда колонна шла мимо него, новоиспеченные родственники вовсю сопоставляли родню, — поделился историей Дмитриев.
Именно тогда организаторы поняли, что людям нужно дать возможность рассказывать свои истории — например, как они искали и находили своих родственников после войны. Так появился сайт moypolk.ru, на котором все желающие могут выложить фотографию ветерана, его данные и историю жизни.
— Разумеется и тут не обошлось без курьезов. Одна девушка выложила воспоминания о своем прадеде. Она рассказала, что от него не осталось никаких фотографий, однако в наследство ей достались... резиновые сапоги. В них она по сей день занимается верховой ездой. Говорит, сапоги очень удобные, — рассказывает ответственная за сайт Полина Кудина.
Правда, и здесь создатели «Бессмертного полка» столкнулись с проблемой. Не так давно в Алтайском крае появился сайт-клон, внешне очень похожий на томский оригинал. На нем тоже идет сбор солдатских историй, только авторы ресурса не имеют к оригинальному проекту никакого отношения.
— В принципе, мы сразу поняли, что идея благодатная для того, чтобы ее использовали в своих целях политики, чиновники или бизнесмены. Поэтому и ввели устав, в котором четко прописано, что такое «Бессмертный полк». Поэтому в прошлом году нам пришлось еще и регистрировать товарный знак, чтобы никто не мог приписать себе идею и изменить ее. Нам важнее всего, чтобы проект стал хорошей традицией. Чтобы все жители страны могли почувствовать себя единым народом. Сегодня это важнее, чем интересы любой партии или группы людей, — подчеркивает Сергей Колотовкин.
Наверное, люди чувствуют такой настрой. Иначе нельзя объяснить тот восторг, с которым участники «Бессмертного полка» делились со мной своими впечатлениями о прошедшей годом ранее акции.
— Моего дедули не стало, когда ему было 91. Последние годы ему было тяжело ходить и торжественные мероприятия ко Дню Победы он смотрел по телевизору. Видя, что ходить на парады стало вообще некому, я думала, что шествия себя изживут... Но благодаря «Бессмертному полку» парады снова стали многолюдными — пускай не сами ветераны выходят, а их дети и внуки, — заметила томичка Вера Тимофеева.
А дедушки Татьяны Агаповой не стало, когда ему исполнилось 85 лет. Как говорит томичка, дед до сих пор остается для нее идеалом мужчины и примером подрастающему поколению. Поэтому она пошла почтить его память, примкнув к «Бессмертному полку» — даже несмотря на то, что с трудом переносит толчею.
— Я ощущала себя на удивление хорошо и спокойно, как будто все люди вокруг мне родные. Чувствовалось, что в голове у них светлые и добрые мысли. Видимо, многие чувствовали то же, что и я, потому что периодически кто-то начинал петь песни военных лет, а остальные дружно подхватывали. И хотя было очень холодно, все улыбались. Помнится, я тогда подумала: «Наверное, наши деды смотрят на нас сейчас сверху, чувствуют, что мы их помним и любим, и радуются». И в эту же секунду тучи расступились и выглянуло солнце! Меня это так поразило, что я не сдержалась и расплакалась, — вспоминает Татьяна Агапова.
Кстати, создатели «Бессмертного полка» учли погодный фактор — фотографии ветеранов на штендерах надежно защищены от намокания.
— Мы обратились в фотоателье за советом, как лучше распечатать фотографии фронтовиков. Многие карточки военных лет маленькие по размеру, не очень четкие и часто потрепаны. Дизайнеры продумали целый процесс — оцифровка фото, ретушь, затем картинка печатается на специальную пленку. Она в свою очередь клеится на пластиковый квадрат, к которому прикреплена ручка. Получается штендер, который удобно держать и поднимать над головой во время парада, — рассказал Сергей Колотовкин. — Бесплатно делать такое никто не стал — слишком большой объем работы. Но несколько фотоателье, ставшие нашими партнерами, предложили делать штендеры по себестоимости, вышло около 200 рублей. Вполне подъемная цена за вещь, которая прослужит минимум несколько лет.
Удобную конструкцию томичи оценили, да так, что партнеры акции, фотоцентры «Объектив» и «Сафари-Центр», перестали принимать заказы еще 28 апреля. Но тем, кто не успел основательно подготовиться к параду, 9 мая будут рады не меньше, чем обладателям штендеров.
— На прошлом параде были и те, у кого вообще не осталось фотографий родных и близких. Люди приходили просто с табличкой, на которой были выведены имя и звание фронтовика. В колонну «Бессмертного полка» могут вставать все, кто хочет почтить память воинов-победителей, — резюмировал Сергей Колотовкин.