23 ноября, суббота
-13°$ 102,58
Прочтений: 4200

Никаких сект!

В 15-ю годовщину Конституции в Томске размышляли о свободе совести

Перестав быть красным днем календаря, День Конституции остался в своде официальных праздников. Забота о праздновании бесповоротно легла на плечи властей и общественных организаций. В Томске инициативу проявили Союз журналистов и областной департамент по культуре: 12 декабря в областной библиотеке имени Пушкина они провели заседание СМИ-клуба «Свобода веры». Гостями клуба журналистов стали представители 15 конфессий, зарегистрированных на территории Томской области.

Выбор темы неслучаен. Как объяснил Алексей Севастьянов, председатель томского Союза журналистов, Томск, всегда славящийся толерантностью, постоянно сталкивается с угрозами и рисками – этой толерантности лишиться.

Двухчасовое заседание клуба отчетливо напоминало спектакль эпохи гласности. Типа «Говори!» или «Дальше…дальше…дальше». Концепция драматургов и режиссеров, в роли которых выступили Алексей Севастьянов и начальник департамента по культуре Андрей Кузичкин, сводилась к тому, что свобода веры – один из основополагающих принципов конституционного устройства современной России, где «слава Богу, церковь отделена от государства», поэтому со всеми надо находить общий язык.

Первое действие спектакля прошло в жанре дипломатического марлезианского балета. Лидеры религиозных общин, выделывая ритуальные па, представляли деятельность своей общины, делились планами и отчитывались за проделанную работу. Скучно, но полезно. Журналисты, например, узнали, что употреблять сегодня термины «секты» и «сектантство» - моветон, а если чиновник обзовет какую-нибудь религиозную организацию «сектой», то может лишиться своей должности.

Вторая часть спектакля отчетливо напоминала боевик. Экшен начался, когда на ристалище (то есть сцену актового зала библиотеки) взошел Максим Степаненко, руководитель миссионерского отдела Томской епархии. В отсутствии архиепископа Томского и Асиновского Ростислава, находившегося на похоронах Святейшего Патриарха в Москве, именно миссионер Степаненко представлял Русскую православную церковь в Томске. Его выступление сразу обозначило основной конфликт. Для Степаненко – все, что не традиционное православие – секты. И с ними надо бороться. И Степаненко начал изобличать «вредоносную» для Томской области деятельность общества «Сознания Кришны», адвентистов седьмого дня, иеговистов, баптистов. Представители «уличенных» конфессий пытались оправдываться. В этой пикировке журналисты успели задать гостям клуба только три вопроса.

P.S.
Андрей Кузичкин, начальник областного департамента по культуре:
— Как начальник департамента, осуществляющего полномочия в сфере конфессиональных отношений, буду делать все, чтобы члены любой религиозной организации, официально зарегистрированной и легально действующей на территории области, имели равные права перед законом.

Что касается ситуации в Кандинке, она непростая. Да, нарушен земельный закон. Но в чем прав господин Степаненко, связывать земельный вопрос с деятельностью общества Сознания Кришны ни в коем случае нельзя. Но это было увязано. В адрес губернатора пришло письмо, подписанное несколькими жителями Кандинки, что им нежелательно соседство со сторонниками общества Сознания Кришны, а далее следовал аргумент о нарушении земельного законодательства. Эти вопросы должны быть разведены. Нарушениями занимается Россельхознадзор и земельный комитет Томского района. Перед законом равны все религии. Но в письме содержатся прямые признаки возбуждения религиозной войны, что противоречит Закону о противодействии экстремистской деятельности и некоторым статьям Конституции. Мы были вынуждены направить его в прокуратуру Томской области, чтобы эксперты определили, содержатся ли в этом документе признаки, подпадающие под статью о разжигании религиозной вражды.

Заместитель губернатора Сергей Ильиных направил запрос в департамент по госсобственности Ольге Кучеренко тоже для экспертного заключения.

На имя губернатора поступило и письмо от членов общества Сознания Кришны. И указанные в нем факты проверяются сейчас прокуратурой и ФСБ.

Томск, как город, толерантный к религиозным вероисповедованиям, впервые столкнулся с подобным прецедентом. В других регионах, судя по практике, такое непонимание — не редкость. Мы же к этому просто не привыкли, что и породило нездоровый ажиотаж. Но если мы гордимся политической стабильностью Томска, и это — наш мощный ресурс развития, то необходимо сделать все, чтобы подобных инцидентов в будущем не повторялось.

Смотрите также