23 ноября, суббота
-14°$ 102,58
Прочтений: 8206

Набережная мечты

Набережная мечты
Фото: Александр Волков

Повернуть город лицом к реке, так как сейчас он стоит прямо противоположным местом, предложил вчера губернатор на совещании по набережным. По мнению Сергея Жвачкина, пора прекращать беспорядочные движения и действовать системно, заглядывая лет на 50 вперед. Как известно, комплексный проект «Создание зоны опережающего развития Томска «Томские набережные» был благосклонно принят президентом РФ, который поручил Минрегионразвития и Минфину подготовить предложения по финансированию томского проекта. Деньги по берегоукреплению есть шанс также получить по федеральным целевым программам «Развитие водохозяйственного комплекса» и «О развитии образования», предусмотренным для строительства и реконструкции общежитий. Так как сверхзадача проекта — дать толчок развитию научно-образовательного комплекса. Прошу прощения за скучное вступление. Но без него никак.

Вообще-то, присутствовавшие на мероприятии почерпнули массу полезной информации о вещах, имеющих весьма отдаленное отношение и к набережным, и даже к образовательному кластеру, который на самом деле тут «рулит». Они (мы) многое услыхали про остров Русский, где водится много диких змей; про агломерации как новом каркасе страны; о том, зачем на самом деле начали строить левобережную дорогу; при какой температуре нерестятся рыбы; как можно победить пробки, и с какой скоростью пройдут мимо Томска скоростные поезда. О самих набережных говорилось значительно меньше.

На данный момент с известной долей определенности можно сказать только то, что они будут. И что от чудовищного проекта с 11-метровой дамбой, по которой пройдет скоростная магистраль, решено отказаться. Впрочем, слово «решено» в данном контексте, возможно, не совсем уместно: никаких официальных документов не подписано. Просто Сергей Жвачкин сказал, что нам нужен нормальный человеческий проект, чтобы набережная стала лучшим местом города, открывающий горожанам доступ к реке, «нашей красавице Томи». С последним я лично бы поспорила: река хороша берегами, а скопище разномастных домишек на левом берегу от Берлинки до Семейкиного острова явно пейзаж не украшают.

Как верно заметил один из участников совещания — оно было одновременно и заседанием экспертного совета при заместителе по инвестициям Юрии Гурдине, «что вы спорите о застройке левобережья, если почти все имеете там дома?» Де-факто застройка давно идет. Яркий пример тому — уголовная история с известным адвокатом Матвеевым, который с ружьем отстаивал свои коттеджи (два!) в Берлинке. Лучше бы и там взяться за наведение порядка, не то вместо дачных домиков, которые все-таки легче пустить под нож экскаватора, город получит полноценно уродливый коттеджный поселок. Безо всяких разрешений и землеотводов.

Спросите, при чем тут левобережье и земля? О, очень даже при чем. «Набережные Томска» — это только часть глобального проекта по развитию в городе научно-образовательного кластера. Об этом говорил заместитель по научно-образовательному комплексу и инновациям Алексей Князев: разговоры о строительстве кампуса ведутся с прошлого века, но томские университеты так и не могли договориться. Сейчас новое развитие территории позволит томичам претендовать на попадание в топ-100 вузов.

Но ни городские, ни областные власти до сих пор не могли определиться: какую же территорию развивать? Берег левый, берег правый? Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор», который область наняла для разработки концепции проекта «Томские набережные», к радости наших «зеленых» считает, что лезть в пойму с кампусом не надо. Аргументов три: это именно что пойма, заливная территория, которую пока надо «зарезервировать» (про водозабор москвичи скорее всего даже не слыхали); нежелание самих университетов отрываться от городской среды; запредельная цена «переезда». Очень большая даже по сравнению с «Томскими набережными», которые сам Жвачкин называет многомиллиардным проектом.

Очень не понравился «Гипрогору» и разработанный несколько лет назад проект строительства набережной со скоростной магистралью. Проблему пробок, по мнению москвичей, в исторических городах по всему миру решают только одним способом: ограничением въезда частного транспорта при развитии общественного и строительстве подземных парковок. Вдоль реки должна располагаться рекреационная зона, которая, через Ушайку, где предполагается «реновация природной среды», смыкается с Академпарком, далее по Ботаническому саду переходя на Мокрушина, природное кольцо замыкается на Лагерном. Чтобы студенты могли попасть в Академпарк не только пешком или на велосипеде, нужно провести линию скоростного трамвая, а здание ТЭЦ-1... К сожалению, я так и не узнала, что именно предлагает столичный архитектор сделать с мобилизационным объектом, торчащим, как бревно в глазу, между Ушайкой и Татарской слободой.

О самой слободе, по схемам «Гипрогора» полностью попадающей в зону застройки кластера, при всем многословии докладчиков также не было сказано ничего. Зато очень много времени было посвящено рассказам о предыдущих работах, а также тому, как бы хорошо сделать, да чтобы скоростная железная дорога да в Томск зашла — хотя бы в аэропорт.

Где-то на этом этапе многие стали подозревать, что «Гипрогор», подобно нерадивому студенту, дотянул с курсовой до зачетной недели и в последний момент слепил нечто в надежде на «авось проскочит». Вот уже и губернатор, которому тоже надоело слушать про остров Русский и наше светлое будущее, попросил архитекторов спуститься на землю.

Оказалось, что по существу сказать архитекторы могут немногое. Более того, если Юрий Гурдин — по сути, заказчик, считал, что «Гипрогор» должен произвести зонирование территории от коммунального моста до Ушайки, то исполнители заявили, что это уже следующий этап и на такое они пока не подписывались. Забавную полемику прервал губернатор, дружески посоветовав «Гипрогору» в ближайшие лет 15 никогда не рассказывать, что они проектировали остров Русский. А по сути пояснил, что на данном этапе институту было поручено разработать предпроектное обоснование, с чем он в принципе справился. Но не на пять. И с учетом представленного доклада, далеко не факт, что сам проект также будет делать «Гипрогор».

По словам губернатора, город не может развиваться, если не развивается его центр. Задача многоэтапная, но начинать надо со строительства дамбы, на которую выводятся все инженерные сооружения.

— Будут томские набережные или нет, но дамба точно будет. Это первое. Второе: нам катастрофически не хватает территории. В городе вся земля распродана. За счет намывных земель мы получаем дополнительно 300-400 гектаров. Это площади, которые так нужны для развития.

Теперь уже очевидно: по крайней мере губернатор склонен развивать научно-образовательный кластер, условно говоря, от Ленина вниз к реке, и от коммунального моста вверх по реке и вдоль Московского тракта. «Узел» — возле Университетского озера. Требуется кампус, хорошие гостиницы, конгресс-холлы, выставочный центр.

— Что касается зонирования, это будет следующий этап. Пока нам нужна философия развития города. Готовим проект по Ушайке, сохранив и восстановив историческую часть города. Академпарк — тоже 400 гектаров государственной земли, на которой можно проводить нормальные планировочные работы.

Про левобережье сказал:развивать будем, но сейчас или через сто лет — жизнь покажет. Но надо проследить, чтобы «случайно» и там не распродать землю.

Между прочим, вопрос с землей — ведь одними дамбами проект развития научно-образовательного кластера никак не ограничивается — так и повис в воздухе. Губернатор только заметил, что на выкуп ее у частника требуется масса средств. Но как развивать вузовский кластер в районе Московского тракта, не трогая частный сектор? Сергей Жвачкин на вопрос коллеги-журналиста твердо ответил, что никакого массового сноса не будет, процесс очень долгий, многоэтапный... Мол, на ваш век хватит. Но тогда встает вопрос, который уже неоднократно поднимался, в частности, на портале: многоэтажный самострой. Самовольная застройка захватывает Заисток, как фундаментализм исламские страны. Еще несколько бесконтрольных лет — и вместо типичных полудеревенских изб город будет иметь конгломерат «полузаконных» четырехэтажек по 30-40 семей в каждой. Как с ними тогда поступать? Пока муниципалитет борется с самовольщиками на словах, разводя руками: «а что мы можем»! Более того, во время отчета мэр даже заметил: самовольщики — это, конечно, плохо, но, с другой стороны, 50 тысяч квадратных метров жилья в год. Вот вам и «философия».

Нераскрытой, с позиции автора, осталась и тема сохранения деревянной архитектуры. Она же — ветхого и аварийного жилья». На мой прямой вопрос, как вписывается в проект — пусть и совсем пока умозрительный — Татарская слобода, губернатор ответил, что вписывается прекрасно и посоветовал обратиться к Николайчуку. Я уже обращалась. Он ответил: ни один памятник не пострадает, пальцем не тронем. Да? Ну тогда они сгниют сами. А что не сгниет, то сгорит. Из-за электропроводки времен Очакова и покоренья Крыма, не всегда благополучного контингента (хотя Заисток, конечно, не Черем). Да мало ли.

Что касается надежд на приход инвесторов, то они, судя по имеющимся прецедентам, призрачны. Инвесторов не интересуют деревяшки. А если они их даже и берут, то разделывают, как бог черепаху. Примеров в Томске уже достаточно. Тревожит и то, что Заисточье не включено в пятилетнюю программу сохранения деревянного зодчества. По сути, никакого официального документа, ограждающего Татарскую слободу, нет, ведь бумаги, которые готовили для ЮНЕСКО, никакой законной силы не имеют. Слова же — это только слова.

Впрочем, на данном этапе губернатор призвал всех именно к словам: включаться в обсуждение, формировать вместе «философию города». В первую очередь этот призыв относится к вузовскому сообществу, но так как большинство нас — это бывшие томские студенты, думаю, имеем право.

Набережную, конечно, иметь было бы здорово. Ну нельзя же, действительно, в 21 веке вместо гранитных парапетов иметь помойки. И кластер этот с футуристическими формами (надеюсь, все-таки не из сайдинга, как первая ласточка у Мавлюкеевского озера) тоже пусть будет. Но как бы это сделать так, чтобы хрупкое деревянное зодчество, которым, кстати, так восхищаются заезжие иностранцы, не только сохранить, но и не задавить монстрами в формате 4.0? Со стороны Ленина, на уровне Источной, все уже испоганено, с Беленца заступил огромный утюг, на углу Московского уже завезены сваи. А ведь до строительства дамбы, которое, как предполагается, придаст ускорение всем происходящем у реки процессам, еще куда как далеко.

« Мы не имеем права ошибиться в проекте, который будет для Томска знаковым», — сказал Жвачкин, завершая совещание. Хочется надеяться, что «мы» в данном случае не просто словесный оборот. Мы все не имеем права ошибиться. Потомки, уж простите за пафосность, не поймут.

Смотрите также