24 ноября, воскресенье
-4°$ 102,58
Прочтений: 9481

Тело в дело (фото)

Тело в дело (фото)
Фото: Дмитрий Кандинский

В юности многие хотят сделать татуировку, но не все на это решаются. Зато если уж решились, не исключено, что одной татуировкой дело не кончится. К такому выводу можно было прийти на первом в Томске тату-фестивале, прошедшем в выходные в байк-клубе «Засада». Изначально мероприятие планировалось провести как скромный междусобойчик, но, по признанию одного из организаторов, в какой-то момент ситуация вышла из-под контроля. В итоге на фестиваль съехались не только томичи, но и участники из других городов, включая Москву и Дальний Восток.

А началось все со встречи двух старых приятелей: томский тату-мастер с 13-летним стажем Дмитрий Смирнов и известный шоумен Андрей Лобанов встретились за порцией картошки с котлетой и решили провести в городе первый тату-фест. «Чтобы не вариться в собственном соку, хотели пригласить мастеров из Новосибирска. А в итоге у нас сегодня здесь Барнаул, Красноярск, Кемерово, Новосибирск... Всего в зале 30 мастеров, из них 14 будут работать непосредственно во время фестиваля. Видимо, за зиму все насиделись, захотелось какого-то движняка, вот все и приехали. Тем более что в Новосибирске в этом году традиционного тату-фестиваля не будет», — рассказывает Дмитрий под мерное жужжание тату-машинки: по соседству мастер наносит рисунок на руку мускулистому парню. Тот равнодушно смотрит на нас, словно ничего не происходит.

Тем временем Дмитрий пересказывает программу фестиваля, который начался полдень и закончится ближе к ночи. Помимо бодиарта в списке значатся самые разные номинации, подчеркивающие размах мероприятия. Тут и лучшая миниатюрная татуировка, и лучшая интимная, и орнаментальная, лучшее «перекрытие» — это когда на имеющееся тату наносят новое, и татуировки черно-белые, и в цвете... Но самая интересная номинация, говорит Дмитрий, — это «Лучшая татуировка, выполненная в течение дня». Будет и специальный приз — его учредила девушка из Москвы, которая внезапно вызвалась приехать на томский фестиваль. Организаторы ничего против не имели, тем более что никаких спонсоров, по словам Дмитрия, у мероприятия нет — все делалось на голом энтузиазме, которого, правда, все же хватило на скромные призы победителям — им вручили наборы красок для тату и машинки для их нанесения.

Впрочем, при одном взгляде на участников становилось ясно, что за призами особо никто и не гонится — люди просто пришли пообщаться. При этом можно было и на людей посмотреть, а точнее, на их татуировки, и себя показать, словно невзначай оголив места с нательными рисунками. Ну а совсем бесстрашные могли сделать тату прямо на месте, с специальных боксах, где со своими инструментами расположились мастера. К слову, каждый заплатил за свое место под солнцем по полторы тысячи рублей, но отбить потраченные средства предлагалось за счет работы на фестивале. Дмитрий особо подчеркивает, сидя на обтянутой пленкой кушетке, что вопрос стерильности рабочего места мастеров был одним из самых важных.

А вот проверка желающих сделать татуировки на предмет совершеннолетия, по словам Дмитрия, оставалась на совести мастеров. «Еще в процессе организации фестиваля у меня спрашивали о возрастных ограничениях, и я всем отвечал: татуировки смогут сделать только совершеннолетние. Но мальчишки не унимались: а если я маму приведу? А если приду с сестрой? Тут работают профессионалы, и я надеюсь, что к вопросу возраста своих клиентов они будут подходить тоже как профи».

Коллега Дмитрия по организации фестиваля Андрей Лобанов с удовольствием показывает свои татуировки — последнюю он сделал неделю назад. Первая татуировка появилась у него еще 27 лет назад. «Это сегодня многие мальчики и девочки делают татуировки как дань моде. А тогда еще и моды такой не было — все только-только начиналось. После первой татуировки я долго «молчал», а потом пошла одна за другой. Сейчас я стал более сдержанным и экономлю место, выбирая, какому из мастеров доверить свое тело. У меня уже есть проверенные люди в среде татуировщиков, к которым я периодически езжу в Новосибирск, Барнаул, Омск. В Томске тоже делал, у Горшка. Не хочу обидеть томских мастеров, у нас есть свои самородки, просто теперь хочется работать с теми, кого у нас нет», — рассказывает Андрей Лобанов. Между делом он подтягивает штанину, показывая новую татуировку. «Это работа на сибирскую тематику, ее делал известный мастер из Барнаула Александр Пашков. Мы с ним первое место заняли. Потом приехал в Омск, и мне «посадили» такую вот синичку, совершенно в другом стиле. Потом эта сибирская тема по ноге продолжится».

Андрей вел тату-фестивали в разных городах и признается, что томских мастеров, несмотря на их многочисленность, в других регионах практически не знают. «В Томске нет ни одной тату-студии. Первая открылась совсем недавно, а в остальном это все кабинетики или на дому. У того же Пашкова не просто студия из одного мастера — у него их несколько, он проводит обучение, сам берет уроки живописи. Нам есть к чему стремиться». Сами же организаторы первого томского тату-феста стремятся к развенчанию стереотипов, касающихся рисунков на теле. «Хотя можно сказать, что они уже развенчаны, — рассуждает Андрей Лобанов. — На меня с моей разукрашенной рукой уже не смотрят косо, я спокойно принимаю участие в городских мероприятиях. А пять лет назад меня бы туда не взяли. Да и агрессивность, которая пугает обычных людей, из тату постепенно уходит. Это раньше было много черепов и крови, а сейчас рисунки становятся все более разнообразными. Взять омича Сашу Ветрова, он первым стал культивировать славянские мотивы, благодаря ему сейчас входит в моду хохлома, былинные мотивы».

Тем временем в зале становится тесновато. Пока народ глазеет на то, как мастера с серьезными лицами делают татуировки желающим, в соседнем зале продавцы готовят товар. Музыкант из Северска Алексей выкладывает на стенд футболки американской фирмы Silent, рисунки для которых сделаны по эскизам известных татуировщиков. Есть среди них и русские мастера, например Дмитрий Самохин, который попал в список избранных в этом году, и девушка из Питера, лицо этого бренда в России. Оба случая — это прорыв, со знанием дела говорит Алексей. У него всего одна татуировка, но над ней он работает уже около пяти лет, периодически продолжая рисунок все дальше. Рядом деловито потягивает сок из коробки его десятилетний племянник. Пока родители в Таиланде, он помогает дяде и мечтает о татуировке в виде Красной Шапочки с бензопилой. Правда, дядя от этой идеи не в восторге: признается, что своему ребенку не разрешил бы делать тату даже по достижении 18 лет. «Разве что когда ему будет лет под тридцать. Потому что взгляды со временем меняются. Конечно, это все можно переделать, то смысл? Если уж делать, то раз и навсегда».

В это время из большого зала доносится свирепое: «Пошли все на х...! В хорошем смысле этого слова!». Так самый известный томский мастер Горшок приветствует публику и открывает соревнование на самый оригинальный эскиз тату. Втроем мастера лениво водят кистями по бумаге, в итоге все заканчивается размазыванием красной краски руками по всему стенду. Зрителям такое искусство явно по душе.

По соседству мастер из Новосибирска Николай сосредоточенно водит машинкой по руке улыбчивой блондинки, вырисовывая контур лемура. Девушка тоже приехала из Новосибирска, а на вопрос, почему именно лемур, отвечает просто: «Они такие милые, добрые, позитивные. Это только начало, потом вся рука будет в природе. Следующим станет рисунок моей собаки, мальтийской болонки, я ее просто обожаю».

Томичка Ирина хоть и выглядит на 15, но настаивает на том, что ей 18. правда, в ее случае возраст роли не играет — делать татуировку девушка не собирается. «Я хотела, но передумала, когда поступила в мед. Подумала, что с моей профессией тату будет странно смотреться. Хотя многие друзья уже сделали татушки, некоторые уже в 15 лет. А один мой друг собирается в 30 быть зататуированным по максимуму. Мне кажется, это плохая идея, но если уж ему так хочется... Это же его тело».

Мадина из Новосибирска привлекает к себе внимание с первого взгляда: цветные косички, обилие пирсинга на лице, широкие «тоннели» в ушах и масса татуировок тому виной. Первое тату она сделала в 19 лет, посвятив его лучшей подруге. «И как-то понеслось. Меня взяли работать в тату-студию: сначала я была администратором, а потом начала делать пирсинг. Теперь я мастер, в том числе по модификации тела. Это «туннели» во всех частях тела, разрезанные надвое языки, шрамирование и тому подобное. Кстати, сегодня ко мне записалось шесть человек на сплит языка. Надеюсь, не испугаются и придут», — смотрит на часы девушка. «Почему мне это нравится? Не знаю. Необычно, интересно, все люди клевые, все разные. Работа у всех разная, а хобби одинаковое, это клево». Как татуировки повлияют на ее жизнь в дальнейшем, Мадина не знает да и вряд ли задумывается об этом. Разве что припоминает поход в медуниверситет на День открытых дверей: «Одной женщине только не понравился мой вид, а остальные сказали: ради бога, ходите как хотите, лишь бы людей лечили. Сейчас важно, чтобы в голове что-то было, особенно если ты медик».

Ради того, чтобы сделать татуировку на предплечье, Анастасия приехала из Красноярска. Мы разговариваем в перерыве между нанесением новых деталей — на это время руку девушки оборачивают в целлофан. Рисунок выглядит набором геометрических фигурок, а на вопрос, что бы это значило, она смеется: «Есть такое выражение, относящееся к татуировкам: кот означает кот, птица — птицу. Не нужно искать глубокие смыслы в рисунке. Конечно, смысл в этой татуировке есть, но мне потребуется час, чтобы вам его объяснить. Хотя у меня был случай, я проходила военную комиссию для работы в пожарной инспекции. И одна тетенька-хирург, которой было за 70, категорически отказывалась подписывать мне документы, ссылаясь на правило, по которому люди с тату не могут служить в госорганах. И вот ей пришлось объяснять 40 минут, что татуировка — это не так плохо, что девушка с тату не является проституткой. В итоге она прониклась и все подписала. У людей еще сильны стереотипы, что татуировка означает, что человек «сидел». Но пройдите по залу — у большинства мастеров по два высших образования. Я, например, вообще занимаюсь фольклором, но не вижу ничего страшного в том, чтобы выразить себя через тату. Как-никак, это тоже искусство».

Смотрите также