Показали язык
Проверить себя на знание русского языка накануне решили почти 700 томичей — именно столько участников пришло на «Тотальный диктант». То, что желающих вспомнить правила орфографии и пунктуации нынче соберется больше, чем в прошлом году, организаторы предполагали. И все равно на всех четырех площадках, где одновременно стартовало мероприятие, яблоку было негде упасть.
К трем часам в главном корпусе ТУСУРа были заняты все места. Организаторы терпеливо ждали всех участников — даже тех, кто сильно припозднился. Последние пришедшие вынуждены были сесть прямо рядом с диктором, в роли которого на этой площадке выступил экс-глава областного департамента по культуре, а ныне старший преподаватель кафедры управления инновациями ТУСУРа Андрей Кузичкин. Его собратьями по диктанту стали журналисты ТВ2 Мелани Бачина и Андрей Филимонов — они читали заготовленный текст в ТГУ и ТПУ, а также киновед Ада Бернатоните, которая вела диктант в ТГПУ. По традиции автором текста для мероприятия стал один из известных современных писателей. В 2011 году это был Дмитрий Быков, в 2012-м — Захар Прилепин, а нынче — Дина Рубина. Она посвятила свою работу, уместившуюся в 303 слова, теме Интернета и его роли в современном мире. По крайней мере, Всемирная сеть точно сыграла свою роль на этом мероприятии, поскольку анонсировался диктант в основном в Интернете. Но и этого хватило, чтобы люди заняли все свободные места в четырех аудиториях.
Перед стартом организаторы акции напомнили, что оценка — не главное. Важно, какой урок извлекут из нее участники. Тем не менее, при желании можно было написать вымышленное имя, если сильно сомневаешься в своем знании русского языка. То, что диктант не так прост, как кажется при чтении текста вслух, томичи ощутили на себе еще годом ранее: тогда пятерку получила только одна жительница нашего города. Это при том, что участников было больше 500. Ну а совсем оптимисты вписали свой телефон для связи, чтобы в случае хорошей оценки с ними могли связаться организаторы и вручить именные сертификаты.
Как пояснил один из организаторов мероприятия Александр Банщиков, тремя часами ранее первую часть текста Рубиной писали жители Дальнего Востока, Сибири и Уралу достался второй фрагмент, а окончание текста — Центральной России и западным странам. Полная версия произведения Рубиной уже появилась на сайте «Тотального диктанта». Наконец Дина Рубина поприветствовала всех с экрана проектора и зачитала написанный ею текст для ознакомления, а уже потом эстафету перехватил Андрей Кузичкин. Для начала он поделился кое-какими наблюдениями из жизни:
— Знаете, я на днях был в Москве и оказался перед институтом русского языка имени Виноградова. И гляжу, дверь совсем старая, ободранная. А я, как человек хозяйственный, не мог сдержаться и говорю вслух: ну вот, какой язык, такие и двери. Мои слова услышала выходящая из здания дама, видимо, академик, и говорит: «Что же вы оскорбляете русский язык? Это у нас носители такие». Я хочу, чтобы мы сегодня доказали этой даме, что носители русского языка, по крайней мере собравшиеся здесь, прекрасны и прекрасно им владеют, — сказал Кузичкин, обращаясь в том числе и к своим студентам, которые сидели в зале.
При этом он предупредил, что текст непростой в плане пунктуации: в нем много тире и двоеточий, причем они могут встречаться в одном предложении. А также дал пару подсказок, где в отрывке приведены цитаты известных произведений, требующие постановки кавычек. Например, отсылки к известной книге писателя и философа Хосе Ортега-и-Гассета «Восстание масс». Правда, у некоторых участников вопросы возникли на самой начальной стадии — при написании заголовка «Опасности райских кущей». «А как писать: гущи или кущи? А если кущи, то что это?» — раздались голоса. Зато потом, в течение всего диктанта, в аудитории стояла тишина — над склонившимися головами раздавался лишь голос диктора.
К слову сказать, читал Андрей Александрович хорошо, за что его потом благодарили отдельные участники: «хорошо читали, прямо как в школе». Тем временем диктор беседовал с одним из своих студентов, журя его за допущенные ошибки. «Я же не просто так делал интонационные паузы в местах, где стояли знаки препинания. И недаром читал первое предложение сплошняком, а ты поставил тире», — вздыхал Кузичкин.
— А вы сами как думаете, что сложнее, читать или писать? — обратился к нему Александр Банщиков.
— Конечно, писать, — ответил диктор. Тем более что Андрею Александровичу было с чем сравнить: год назад он писал диктант как обычный участник, и признался, что результат его не порадовал. Да и в этот раз, говорит, наверняка сделал бы не одну ошибку.
— В школе по русскому языку у меня была твердая четверка — единственная в аттестате, — вспоминает Кузичкин. — Так что нет предела совершенству. Тем более что русский язык считается одним из самых сложных. Я на днях читал интервью с иностранными студентами, которые учатся в наших вузах, — все вздыхают, что русский язык тяжело дается. Хотя и мы уже многие вещи подзабыли, недаром участники интересовались,что за слово «кущи». У меня ребенок был в четвертом классе, учил стихотворение «Рдеют пурпурные кисти брусники...». И из всех этих слов он знал только одно — «брусника», потому что он ее ел. У меня в первом семестре были первокурсники, они не знают устойчивых выражений, вроде «белая ворона», «тянуть лямку». То есть свою речь мы ужасно обедняем.
Причина, по мнению Андрея Александровича, в том, что сегодня все уходят в Интернет, и здесь он солидарен с Диной Рубиной, которая в своем тексте ставит подобные вопросы. Отчасти поэтому, говорит Кузичкин, ему было важно, чтобы на «Тотальный диктант» пришли его студенты.
— Я веду с ними большую коммуникационную работу, в том числе мы будем проходить деловое общение, а язык — это главный инструмент любой коммуникации. Да, в речи незнание орфографии может не бросается в глаза, но не бывает такого, что человек — эрудит и при этом пишет на двойку. Ведь лексическое богатство грамматику сильно поправляет. Не стоит забывать о визуальной памяти: когда мы читаем, мы запоминаем пунктуацию и написание слов. Отсюда вывод: надо больше читать.
Этот тезис подтверждает один из участников «Тотального диктанта» Шамиль Файзиевич Гибадулин. В свои 73 года он не перестает интересоваться русским языком и для участия в мероприятии приехал из Северска. Впрочем, с ним приключилась целая история.
— Я всегда считал себя специалистом по русскому языку, а в последнее время стал сомневаться. Все-таки многие вещи забываются. Вот и решил проверить свои знания. Признаться, русский не мой родной язык, я вообще по национальности татарин. В школе я хорошо учился, потом изучал литературный язык, много читал классиков и одно время даже выписывал бюллетени Академии наук по русскому языку. Можно сказать, что я патриот государственного языка. Интернета у меня нет, компьютером я пользоваться не умею и о том, что в прошлом году был такой диктант, узнал через бегущую строку по телевизору. Расстроился, сильно хотел поучаствовать. Решил, что обязательно попаду на следующую акцию. Чтобы не пропустить, пошел в марте наводить справки о диктанте в пушкинскую библиотеку. Там про него ничего не знали. А тут по телевизору сказали, мол, будет тогда-то в таких-то корпусах вузов. Но во сколько все начнется, я не услышал. Чтобы узнать время, я приехал в ТУСУР в половине двенадцатого. Хотел попасть на все четыре площадки, а оказалось, что начало везде в одно время и текст одинаковый, здесь и остался.
Сложным Шамиль Файзиевич диктант не посчитал. Единственной проблемой для него была скорость написания текста: какие-то слова он успел записать, только когда его бегло читали в последний раз. «Руки уже не те, возраст сказывается», — улыбается северчанин. Но и на пятерку он не рассчитывает: говорит, знаки препинания в тексте слишком уж авторские. «Один написал так, а другой будет составлять тот же самый текст и напишет уже по-другому», — рассуждает пенсионер. С ним солидарна еще одна участница диктанта, 71-летняя томичка Жанна Серафимовна. «Слова в тексте были несложные, труднее было с синтаксисом: запятую поставить, тире...» — «Это пунктуация», — поправляет ее Шамиль Файзиевич. «А что такое синтаксис?» — пытается вспомнить Жанна Серафимовна. «Это связь между словами в предложении», — скороговоркой отвечает северчанин. Воистину, радуют такие люди.
— Кстати, я поняла, что нас неправильно учат языку, — продолжает Жанна Серафимовна. — Нужно сначала читать книги, обогащать лексический запас и развивать визуальную память, ведь на многие слова в русском языке нет правил — остается только запоминать. А у нас дети сегодня начинают писать диктанты уже в первом классе, хотя многих слов еще не знают и пишут, как слышат, то есть с ошибками. Мне кажется, в начальных классах важнее чтение, нежели грамматика.
Светлана работает переводчиком в одной из томских фирм и пришла на диктант, чтобы проверить, насколько работа с иностранными языками сказывается на ее знании родного русского. «Оказалось, что еще как сказывается, многие правила я уже подзабыла, а о том, что Интернет пишется с большой буквы, я не знала вовсе. Мне часто приходится иметь дело с техническими текстами, и там все пишут Интернет с маленькой буквы, то есть допускают ошибку», — рассказывает девушка. Сама акция ей очень понравилась, но поведение некоторых участников для нее было непонятным. «Передо мной сидели два парня и весь диктант искали текст, который нам диктовали, в Интернете при помощи планшетника. Не найдя его, они начали искать в словарях отдельные слова. Но ведь диктант — это не экзамен и не соревнование, люди просто приходят проверить себя. И не очень понятно, зачем стараться писать лучше, чем ты можешь».
Уже у самых дверей я поймала одного из организаторов мероприятия Александра Банщикова. Он занимается акцией второй год. Если в прошлом он успел написать диктант в перерывах между организационными делами, то нынче на это просто не хватило времени. К тому же, признает Саша, он уже видел текст мельком, так что писать после этого диктант было бы нечестно по отношению к другим участникам.
— «Тотальный диктант» придумали в Новосибирске, там он проходит уже десять лет, а у нас — только второй раз. Поначалу там это было внутривузовское мероприятие, и писали диктанты по произведениям классиков. классическим текстам. А потом решили позвать в качестве диктора Псоя Короленко, известного автора и исполнителя песен, филолога и журналиста. В итоге пришло втрое больше людей. Стало ясно, что это интересно не только студентам, но и широким массам, которые могут проверить знания и воочию увидеть какую-нибудь звезду. Параллельно решили привлечь известных писателей к работе над текстом для диктанта. И он зашагал по стране... Нынче в нем приняли участие уже 177 городов, включая полсотни зарубежных. К слову, в этот раз диктант писали даже полярники и космонавты.
Почему Томск так поздно подхватил инициативу Новосибирска, Александр затрудняется ответить. Но предполагает, что причина банальна: некому было этим заняться. Хотя желающие поучаствовать были: некоторые томичи даже ездили на «Тотальный диктант» к новосибирцам. Наконец нашлись энтузиасты и в нашем городе.
По словам Саши, нынешний диктант в Томске организовать было сложнее, чем в 2012-м, поскольку некому было заниматься поисками спонсоров. Сам по себе проект этот малозатратный, но оплачивать полиграфические услуги, покупку призов отличникам и питание волонтерам кто-то должен. Кстати, о волонтерах. В том году они проверяли работы томичей пять часов кряду, но поняли, что не справляются, перенесли проверку на следующий день и в итоге просидели до позднего вечера. Огорчило организаторов нынешнего диктанта то, что в проверке работ не смогут принять участие филологи ТГУ, отказавшиеся помогать из-за конференций. Поэтому проверять диктанты будут в основном филологи из ТГПУ и ТПУ. Проверяющих организаторы снабдили 32-страничным текстом с пояснениями, почему в том или ином месте стоит именно этот знак препинания. Пятерку получит тот, кто не сделает ни одной орфографической ошибки и не более одной пунктуационной. При этом в тексте есть места с неоднозначным толкованием пунктуации, и все они будут учтены при проверке.
— В прошлом году люди приходили за сертификатами с разным настроем, — вспоминает Саша. — При этом стоит учесть, что половина диктантов были написаны на двойку. И это не потому, что у нас такие неграмотные люди, а в первую очередь потому, что очень сложные тексты. Этого стыдить, конечно, не стоит, поэтому многие воспринимали свою оценку с юмором. Были и такие, кто категорически не соглашался со своей оценкой и приходил с твердым намерением отстоять свою правоту. Но против филологов не попрешь, всем показывали ссылку на правила, объясняли, где знак препинания авторский, и разночтения не считали за ошибку, а где он был обязателен именно в том виде, как было в оригинале, и в большинстве своем люди успокаивались.
Новосибирцы, говорит Александр, употребляют по этому поводу очень уместную метафору: они сравнивают эту акцию с бегом на марафонскую дистанцию наподобие «Бега мира». Как правило, в нем участвуют люди самого разного возраста и уровня подготовки, и далеко не все из них доходят до финиша, но главное здесь — участие, а не победа. «Если люди попытались превозмочь себя, это уже хорошо. А если еще и проанализируют свои ошибки, лучше подготовятся к следующему диктанту и напишут его на более высокий балл, будет совсем здорово», — резюмировал Банщиков и отправился на проверку диктантов в третий корпус ТГУ.
Напомним, что забрать свою работу, задать вопросы филологу и получить сертификат с оценкой можно будет 10 апреля, с 10:25 до 12:00, в 19 корпусе ТПУ на Усова, 4а, остановка «ТЭМЗ», аудитория 420. Тем, кто не сможет прийти, следует связаться после 10 апреля с Ренатом Сулеймановым по телефону 8-913-812-4424 или по почте suleymanov.rz@gmail.com.
Ориентировочный срок публикации результатов участников из Томска — не раньше 9 апреля на сайте акции. Для просмотра нужно ввести свое имя, фамилию и отчество, указанные на бланке, а также свое кодовое слово.