18 октября, пятница
+6°$ 97,15
Прочтений: 3818

Миссионерский отдел томской епархии настраивает население Кандинки против нетрадиционных религиозных движений

2 декабря миссионерский отдел Томской епархии распространил по томским новостным порталам в интернете сообщение, в котором говорилось, что инициативная группа жителей муниципального образования «Калтайское сельское поселение» Томского района Томской области обратилась к губернатору области В.М. Крессу и прокурору области В.С. Войкину «с просьбой остановить незаконное строительство адептами секты «Томское общество сознания Кришны» своего ашрама (поселения) рядом с деревней Кандинка». Также подчеркивалось, что на сегодняшний момент в Калтайском сельском поселении ведется активный сбор подписей среди местных жителей с требованием немедленно снести незаконные постройки с сельскохозяйственных земель и что «практически все селяне единодушно поддерживают это требование».

Активизация информационной борьбы православной Церкви с нетрадиционными религиозными объединениями оказалась связана с приездом в Томск руководителя миссионерского отдела православной церкви М. Степаненко. В качестве представителя Томской епархии им были предприняты следующие конкретные действия: в ноябре в интернет были выпущены списки с перечнем «деструктивных сект», включившие в себя не только такие религиозные организации, как буддистский центр КармаКагью, но и структуры сетевого маркетинга «Тенториум», «Цептер», центр хатха-йоги, центр родительской подготовки к родам «Лада» и т.д. Помимо этого, на новостных порталах в интернете были выложены информационные сообщения с предупреждениями об опасности, исходящей от «тоталитарных деструктивных сект». Такие религиозные объединения, как Томское Общество Сознания Кришны и буддийский Центр Карма-Кагью стали объектами наиболее активных действий со стороны томской епархии РПЦ.

Первым объектом информационной агрессии стал буддистский Центр Карма Кагью, проводивший в городе выставку буддийского искусства «Сокровища Тибета. Бесстрашие. Радость. Сочувствие». Было опубликовано заявление за подписью архиепископа Томского и Асиновского Ростислава с призывом не посещать буддийские мероприятия, которые авторы обращения назвали «вербовочной акцией».

Наибольшую активность М. Степаненко проявил в отношении местного филиала Общества Сознания Кришны. Несколько семей из данной организации осенью прошлого года приобрели в собственность земельный участок сельскохозяйственного назначения в районе поселка Кандинка Томской области. Были поданы документы об изменении в обычном порядке юридического статуса данного участка размером в четыре гектара и его включении в территорию Кандинки. Сейчас проект находится на рассмотрении в администрации Томской области. На этих землях построены каркасы двух коттеджей и баня.

Степаненко с помощью местного священнослужителя настроил население деревни против потенциальных соседей. В деревне с 5 декабря было проведено несколько собраний с жителями Кандинки, на которых организация кришнаитов была обрисована как «опасная деструктивная секта», члены которой занимаются противозаконной деятельностью широкого профиля, включающей в себя «убийства, торговлю наркотиками» и т.д., тогда как за все время существования в Томске Общества Сознания Кришны за организацией не было отмечено ни одного из перечисленных проступков. Наиболее обеспокоенные жители (шесть человек, главным образом, женщины) составили «комитет противодействия сектантам» и занялись сбором подписей против соседства с кришнаитами. По итогам собрания была также принята петиция о том, что «земли нужно отобрать, а постройки сравнять с землей».

Озадаченные подобным всплеском религиозной ксенофобии, кришнаиты попытались пойти на переговоры с жителями деревни, а также непосредственно со Степаненко. На личной встрече лидера Томского Общества Сознания Кришны и представителя миссионерского отдела последний недвусмысленно обозначил свою позицию: борьба со всеми религиозными движениями, за исключением «традиционных буддизма и ислама» любыми способами, подчеркнув при этом, что конкретных претензий к томским кришнаитам у него нет, но неприемлем сам факт их существования с точки зрения идеологии Православной Церкви.

Местная администрация занимает достаточно нейтральную позицию, поскольку за то время, что организация зарегистрирована в Томске, никаких эксцессов не происходило, и даже имело место сотрудничество в рамках городских социальных программ. Тем не менее, с учетом продолжающейся активной антисектантской проповеди ситуация в деревне сложилась достаточно конфликтная, причем, особенно некомфортно чувствуют себя те восемь семей, идентифицирующих себя с кришнаитами, которые решали жилищную проблему, строя для себя коттеджи рядом с Кандинкой.

Остается резюмировать, что противоречивость ситуации связана с несоответствием монополистской идеологической позиции РПЦ, упрочивающей статус культурообразующей религии с одной стороны, и официально зарегистрированного в Конституции РФ права на свободу вероисповедания и равенство религиозных объединений – с другой. В целях выработки межрелигиозного консенсуса администрация Томской области организует Круглый стол с представителями местных религиозных организаций, который состоится 12 декабря.

Александра Филькина

Редакция Городского портала «В Томске» попросила прокомментировать ситуацию Светлану Терещенко, специалиста по работе с населением Калтайского сельского поселения Томского района:

- В прошлом году рядом с Кандинкой частным лицом был выкуплен участок для сельскохозяйственного использования. Позже там началось строительство без разрешительных документов. Глава поселения И. Галямов подал жалобу на это незаконное строительство. Сейчас оно прекращено.

- Какое настроение в Кандинке? Действительно, люди так встревожены и настроены против кришнаитов?

- У нас около 1200 жителей. Кроме нескольких татарских семей, все – русские, православные. Зачем нам люди другой веры, да еще индийской? Отец Павел провел несколько собраний с жителями деревни и люди его поддержали.

- А чего боятся кандинцы?

- Что кришнаиты построят свой храм, станут вовлекать в свою веру. Хотя за все время никакой агитации с их стороны не было. И я знаю, что согласно Конституции у каждого есть возможность выбрать свою религию и вероисповедование. Но наши жители не хотят такого соседства. Ну мы же – православные... А лично у меня претензий, кроме того, что они начали незаконное строительство с грубейшими нарушениями земельного законодательства, нет.

Смотрите также