23 ноября, суббота
-13°$ 102,58
Прочтений: 3170

Налетели... (фото, видео)

Налетели... (фото, видео)
Фото: vtomske.ru

Томская авиалесоохрана еще не успела погасить долги авиакомпаниям, чья техника использовалась при тушении пожаров в прошлом году, а уже встал вопрос о том, кого привлекать к этой работе в новом пожароопасном сезоне. Тем удивительнее было событие, произошедшее на этой неделе: тюменские соседи в лице авиакомпании «ЮТэйр» изъявили желание предоставить Томской области целый парк своих вертолетов и самолетов, которые можно использовать для борьбы с лесными пожарами. Долгов бояться — лес не тушить?

Свое предложение «ЮТэйр» озвучила в ходе презентации вертолета Eurocopter AS350. Приглашены на нее были и представители «белого» дома и различных департаментов, и журналисты.

— Какой он маленький! — звучали удивленные голоса вокруг красно-желтого, блестящего AS350 Рядом с «коллегами» российского производства этот французский вертолет выглядит как игрушка. Но, несмотря на свои небольшие габариты, заявил собравшимся старший вице-президент «ЮТэйр» Николай Логинов, он может поднимать вес аналогичный вертолету Ми-8. Правда, позже выяснилось: представитель «ЮТэйр» некорректно высказал свою мысль. Видимо, просто хотел сказать, что AS350 очень выносливый. Но вес, поднимаемый МИ-8, ему, конечно, «не по плечу», максимум для Eurocopter AS350 — 1, 4 тонны груза.

Свои возможности AS350 продемонстрировал собравшимся, описав круг с подвешенной бетонной плитой весом в тонну, а затем взяв на борт тройку репортеров. Да уж, не зря Eurocopter AS350 полюбили вип-персоны из самых разных регионов страны, нередко арендующие его для перелетов. Заказы на AS350 «ЮТэйр» получает отовсюду — от Сочи до Дальнего Востока. Вертолет этот на редкость комфортен: в нем не укачивает, не закладывает уши, не пахнет топливом, есть комфортные кресла, открывается великолепный обзор на все 180 градусов, к услугам пассажиров - два багажных отделения и внешний контейнер, в который можно поместить ручную кладь. В общем, отличная машина. Но — для тушения пожаров ли? Командир вертолета Сергей Злобин настаивал: в экстремальных условиях это воздушное судно очень пригодится лесным огнеборцам.

— Он очень маневренный, так что является хорошей альтернативой Ми-8 — тот, например, не сможет опустить подвеску в узкий проем. Топливная эффективность у Eurocopter AS350 высокая — «ест» он в 4,4 раза меньше, чем тот же Ми-8. Если обнаружен локальный пожар, из контейнера достается водосливное устройство, в ближайшем водоеме набирается вода, и пока летит подмога — если она нужна, AS350 уже может приступить к тушению или высадить пожарных, чтобы начинали бороться с огнем с земли. Лететь в этом вертолете, кроме пилота, могут пять пассажиров. Кстати, это единственный вертолет, где пилот один может выполнять работу, которую в отечественных вертолетах делает целый экипаж, — с гордостью рассказывал Сергей Злобин.

Не менее воодушевленно выступал перед слушателями после «практической части» презентации и старший вице-президент авиакомпании Николай Логинов. Кстати, присутствовавший на ней замгубернатора Леонид Резников еще в самом начале дал понять: показ вертолета Eurocopter AS350 - захватывающая, но вовсе не главная составляющая проводимого мероприятия. Новый подход в организации тушения лесных пожаров с воздуха, который предлагает «ЮТэйр» — вот на чем следует сосредоточиться, напутствовал коллег и подчиненных Резников.

— Это принципиально новые методы работы — не покупка самолето- и вертолето-часов, а приобретение программ, которые «под ключ» — от начала до конца выполняют конкретную задачу в масштабах региона. Мы привыкли покупать объемы, часы, километры, кубатуру и так далее. Многим из нас придется кое-что изменить в своих мозгах, — заметил заместитель главы региона.

Прискорбно, конечно, но мне лично сделать этого так и не удалось. Успокоилась лишь после того, как узнала, что не одна такая. Ряд присутствовавших на этой презентации представителей различных ведомств, по их собственным словам, элементарно не услышали от господина Логинова внятного объяснения тому, в чем же заключается новаторское предложение «ЮТэйр».

Само по себе стремление компании зайти в наш регион с услугами по тушению лесных пожаров — в этом, как выяснилось, ничего странного нет. Несмотря на многомиллионные долги всем и вся, авиабаза все равно рано или поздно заплатит то, что причитается, авиаторам, пояснили мне представители Авиалесоохраны. Так что иметь с ней дело — все же выгодно, это достаточно крупный заказчик.

Широкий спектр имеющейся в распоряжении «ЮТэйр» техники, которую она готова выставить для мониторинга и тушения томских лесов, — предложение хорошее, тут тоже все ясно. Демонстрация именно Eurocopter AS350 не означает, что авиакомпания рассчитывает обойтись силами только этого вертолета, у нее есть и Ми-8, и Ми-26, и самолеты-амфибии БЕ-200, которые прибудут на помощь в случае необходимости.

— Вертолеты большой грузоподъемности резонно запускать, когда объем грузов действительно значительный. Но когда в Ми-8 везут два человека или 500 килограммов, это все равно что возить мешок картошки в автобусе, — пояснял на презентации Логинов, и не согласиться с ним сложно. Но новая идея-то где? В том, что весь этот авиапарк готов предоставить один поставщик, а не несколько? Так услугами одной «ЮТэйр» региону все равно не обойтись.

— В прошлом году во время сезона пожаров доходило до того, что в небе над регионом одновременно находились 24 машины. Тут только общими усилиями можно справиться, «ЮТэйр» в одиночку никогда не покроет всю нашу область, — заверил замгубернатора Леонид Резников.

Сейчас выбор поставщика техники для тушения лесных пожаров с воздуха выбирается так: Авиалесоохрана, располагая определенной суммой на мониторинг, тушение пожаров и прочее, определяет, какие воздушные суда ей нужны. Все требования прописываются в техническом задании, и объявляется конкурс. Первоначально, как правило, Авиалесоохрана выставляет на него половину или две трети денег, которыми располагает, потому что невозможно точно спрогнозировать, каким выдастся сезон. Потом руководство учреждения смотрит, как складывается ситуация и, если есть необходимость, проводит второй, третий конкурс… Практика показывает, что так лучше, тем более, что через месяц может появиться другой поставщик, который предложит лучшие условия, то есть наименьшую стоимость летного часа.

Чем отличается идея «Ютэйр» от сложившейся практики, Николай Логинов попытался объяснить на примере себестоимости пирожков.

— Хозяйка подсчитывает, сколько стоили все ингредиенты, суммирует полученные числа, делит на количество испеченных пирожков и получает себестоимость одного. Так же и с часами лета, - рассказывал Логинов. — Но сколько фактически будет вылетов, никто не знает, пока не полетим. В результате в течение года мы выполняем полеты, не долетали в один сезон — нас обманули, перелетали — мы обманули. Вот эта недосказанность обуславливает напряжение между заказчиками и исполнителями. А мы говорим прямо — наша стоимость в месяц комплекса вертолетов, которые дежурят, обходится в фиксированную стоимость. А когда вертолет поднялся в воздух — это стоит вот столько-то.

Однако сколько составляют эти самые «столько-то» так и осталось загадкой. Даже сложилось впечатление, что именно в этом и заключается эксклюзивность предложения «ЮТэйр» — не говорить, в какую сумму в итоге обойдутся ее услуги.

— Они же так и не назвали стоимость услуг того же AS350, хотя мы задавали такие вопросы. Какой бы хорошей ни была техника, в конечном счете мы все равно придем к финансовому вопросу – сколько придется заплатить за нее. Конечно, смотреть приятно, но надо же и деньги считать, — выразил недоумение начальник Авиалесоохраны Константин Абашев. Разговор мы вели уже после ютэйровской презентации, и Константин Алексеевич добавил: от сложившейся ситуации не в восторге.

— Моя точка зрения: то, что авиакомпания из соседнего региона хочет зайти на наш рынок, настораживает. Мы должны своими силами охранять наш лес. У местных авиакомпаний и социальная ответственность больше, и прибыль будет поступать в регион. Пусть это и частные компании, но они находятся на нашей территории. Мне просто жаль отдавать деньги тюменцам, когда можно отдать их томским авиакомпаниям, — пояснил Абашев. — Да, их техники не хватает. Практически нет Ан-2, а это — самые практичные и оптимальные воздушные суда для авиабазы. Они могут и обслуживать пожары, взяв на борт группу парашютистов, и мониторинг лесов вести. Так поэтому и надо свою региональную авиацию развивать, а не чужую!

Словно услышав Константина Алексеевича, в пятницу «белый» дом разослал по СМИ информацию: томская Авиалесоохрана получит пять собственных Ан-2.

— Да даже если не пять, а три их будет, мы уже на 99 % закроем проблему охраны лесов, — осторожно радуется Абашев. Во-первых, наверное, боится сглазить: ведь собственных воздушных судов у авиабазы нет уже долгие годы. Во-вторых, обещания властей, что первый Ан-2 прибудет в наш регион уже в апреле вовсе не означают, что он тут же приступит к работе. Его еще предстоит зарегистрировать, изучить, облетать… Так что без помощи авиакомпаний лесным пожарным не обойтись. Будет ли среди них «ЮТэйр», решит специальная рабочая группа, которая должна появиться в «белом» доме.

— Вам надо составить свою программу с учетом особенностей климата, надпочвенных характеристик, площади лесов Томской области, обозначить сумму, в которую обойдутся ваши услуги. А нам необходимо все подсчитать и сопоставить свои финансовые возможности с эффективностью вашего проекта, — обратился к старшему вице-президенту «ЮТэйр» заместитель губернатора Андрей Кнорр.

Тот в свою очередь пообещал выполнить все пожелания областных властей и заметил, что порой найти общий язык с бюджетом сложнее, чем пожар потушить. Пожалуй, в данном случае оно и к лучшему.

Смотрите также