26 июня, среда
+22°$ 87,28
Прочтений: 8682

Ларек или остановка? (фото)

Ларек или остановка? (фото)
Фото: Дмитрий Кандинский

Сообщения о намерении властей реконструировать все без исключения городские остановки впервые появились в СМИ около двух месяцев назад. Пресс-релиз мэрии обещал, что на всех без исключения остановочных пунктах — а их городе 632 — установят новые павильоны или навесы, табло с информацией о маршрутах, точки бесплатного Wi-Fi, круглосуточные камеры слежения, освещение, а на некоторых — даже туалеты. Причем все это предполагается сделать без участия бюджетных средств — путем ставшего притчей во языцех частно-государственного партнерства. В общем, на первый взгляд, типичная маниловщина.

Впрочем, критика из серии «пообещали и ничего не сделали» в данном случае уместна не вполне. Экспериментальный проект нового павильона уже монтируется на остановке ДОСААФ. Сооружение — его общая площадь около 150 квадратных метров — пока огорожено. Насколько оно будет комфортным и удобным для пассажиров, судить сложно. А в то, что там действительно заработает Wi-Fi, камера слежения и электронное табло, поверить можно будет только после того, как это случится на самом деле. Люди, ждущие транспорта на остановке, за работами наблюдают равнодушно. В разговор об отношении к сооружения, впрочем, вступают охотно, демонстрируя типичный по нынешним временам скепсис к любым инициативам властей.

— Мне кажется, это скорее торговый павильон, чем остановка, &‐ рассуждает Анна, женщина лет 45. — Это кому-то нужно, чтобы набить карманы, для пассажиров вряд ли что-то изменится. Электронное табло? Не очень верю, что оно заработает.

— Какая-то странная конструкция, по-моему, она слишком большая, — говорит студентка Ирина. — Возможно, хуже от этого не будет, но и лучше тоже.

— А меня больше волнует, как ходит общественный транспорт, — высказался пенсионер Иван Григорьевич. — А где его ждать, не так уж и важно. Была бы лавочка, да навес от дождя и снега, мне бы хватило.

— Не очень верю, что Интернет тут будет работать нормально, — говорит Дмитрий. — Обычно на бесплатных точках пропускная способность канала невелика.

По словам Дениса Вострикова, директора ответственного за реализацию проекта муниципального предприятия «Агентство развития города», монтаж экспериментальной остановки на ДОСААФе закончится в ближайшие две-три недели. Ее предполагается протестировать, оценить все плюсы и минусы, при необходимости скорректировать проект, после чего заключить договор с инвестором о реализации первого этапа массовой реконструкции городских остановочных комплексов. В его ходе предполагается переоборудовать 155 остановок, расположенных в Октябрьском районе. На это понадобится примерно 150 миллионов рублей. Компания, готовая вложить в проект такие средства, уже найдена: после завершения эксперимента на ДОСААФе «Агентство развития города» планирует заключить инвестиционное соглашение с фирмой «Старый город».

— Эта компания уже вложила около 1,5 миллиона в эксперимент на ДОСААФе, — говорит директор «Агентства развития города» Денис Востриков. — Мы планируем продолжить с ней сотрудничество и заключить агентский договор на реконструкцию 155 остановок в Октябрьском районе. На части остановок появятся коммерческие точки, а там, где их организовать невозможно, будут установлены только навесы нового типа, то есть то, что нужно для пассажиров. Но при этом и такие остановки будут оборудованы Wi-Fi, камерами слежения, информационными стендами, удобными креслами. Все это учтено при составлении договора с инвестором.

Готовность поучаствовать в частно-государственном партнерстве подтверждает и директор компании «Старый город» Александр Писарев. Он, впрочем, оговорился, что многие детали проекта — в частности, внешний вид остановок и порядок взаимодействия с администраций в части подключения их к коммуникациям — будет зависеть от результатов эксперимента на ДОСААФе.

— Договор о реконструкции 155 остановок пока не подписан, но с большой долей вероятности мы пойдем на этот шаг, — прокомментировал Александр Писарев. — Наша компания работает в сфере инвестирования, потому у нас есть опыт оценки перспективности тех или иных проектов. Считаю, что в данном случае он будет выгоден всем. Остановочные комплексы станут удобнее — это очевидный плюс для жителей, проект будет реализован без привлечения средств бюджета — это удобно для властей, для бизнеса проект позволит получить на остановках торговые места более высокого класса, ну а мы сможем эффективно вложить средства и получить прибыль. Срок окупаемости вложений в реконструкцию, по нашим оценкам, составит чуть более трех лет, договор же предполагается подписать на семь лет. С точки зрения нашего бизнеса это интересное предложение.

По словам Дениса Вострикова, после установки остановочные комплексы останутся в собственности инвестора, но при этом будут переданы «Агентству развития города» на обслуживание. У муниципального предприятия также будет право передавать в аренду площади в торговых павильонах коммерческим структурам. За счет доходов от этой деятельности предполагается оплачивать содержание остановок — работу дворников, охраны, услуги связи и электроэнергию, платить аренду за землю в городской бюджет, а также компенсировать затраты инвестору, установившему павильоны.

— Торговые компании будут получать право размещения в павильонах на остановках по результатам аукциона, — рассказал Денис Востриков. — Стартовая цена аренды одного квадратного метра составит 954 рубля. Возможно, в результате торгов какая-то из компаний предложит большую сумму. В любом случае, по нашим подсчетам, этих доходов хватит, для того, чтобы и обслуживать все остановки, и выполнять все обязательства перед бюджетом и инвестором.

Планы агентства вызвали бурную дискуссию среди депутатов, входящих в думский комитет градостроительства, землепользования и архитектуры. В частности, депутат Сергей Панов отметил, что на большинстве остановок уже размещены коммерческие объекты, и предположил, что массовая кампания по их ликвидации едва ли будет гладкой.

— На улице Лазо многие остановки заняты шашлычными, — привел пример Панов. — Не думаю, что их владельцы захотят уйти со своих насиженных мест.

Сразу несколько депутатов выразили сомнения, что реконструировать удастся все остановочные комплексы.

— Не получиться ли так, что перестроят только те, которые могут приносить прибыль, а об остальных забудут? — обозначил сомнение Александр Деев.

Сергей Ильиных заострил внимание на том, что на данный момент «Агентство развития города» не готово предоставить эскизы новых остановок.

— Как все это будет выглядеть — вопрос который, очевидно, будет волновать и жителей, и нас, депутатов, — подчеркнул спикер.

— С точки зрения дизайна то, что сейчас сооружается на ДОСААФе, не впечатляет, этот вопрос надо дорабатывать, — добавила депутат Галина Шанина. — Кроме того, меня смущает цена аренды площадей — 954 рубля за квадратный метр в помещении, где нет ни воды, ни канализации. Не отпугнут ли такие цены бизнес?

Александр Деев недоумевал, почему проектом, связанным с остановками, занимается муниципальное предприятие, а не мэрия непосредственно. А также настороженно отозвался о планах оставить остановочные конструкции в собственности инвестора.

— Предположим, у компании изменятся планы по развитию бизнеса, она обанкротится, или случится еще что-то непредвиденное, — высказался депутат. — Не очень понятно, что произойдет с остановками в этом случае?

Этот вопрос мы переадресовали руководству компании «Старый город».

— Ну, во-первых, банкротиться мы не собираемся, — заявил Александр Васильев. — А во-вторых, если «Агентство развития города» будет выполнять предусмотренные договором обязательства по компенсации наших инвестиций, то нам будет попросту невыгодно их демонтировать. Затрат на их содержания мы нести не будем.

— Проект в целом правильный, — резюмировал обсуждение в гордуме ее спикер Сергей Ильиных. — В городе есть проблема как с внешним видом остановок, так и с арендаторами площадей, на которых они находятся. Безусловно, мы будет поддерживать любые формы частно-государственного партнерства, позволяющие решать городские проблемы путем привлечения внебюджетных средств. Но нам важно понимать, как все это будет происходить. По этому проекту вопросов пока больше, чем ответов.

По итогам дискуссии депутаты запросили у «Агентства развития города» все документы, связанные с новыми остановками. Денис Востриков в свою очередь еще раз пообещал, что многие неясности с внешним видом и функциональностью остановок нового типа снимет эксперимент на ДОСААФе. Руководитель муниципального предприятия также озвучил намерение закончить реконструкцию 155 остановок Октябрьского района до конца нынешнего года. Остальные 477 разделят еще на две группы. Обновить их агентство рассчитывает до конца 2014 года. Вот только все ли пойдет по плану?

Смотрите также