26 ноября, вторник
-4°$ 103,79
Прочтений: 1882

Техника небезопасности

Техника небезопасности
Фото: Depositphotos/Arunas Gabalis

Томская область потратит больше 500 миллионов рублей на создание системы экстренного оповещения граждан о чрезвычайных ситуациях. До 1 января 2014 года такие системы, объединенные в единый всероссийский комплекс, должны вступить в строй во всех субъектах РФ.

Это серьезное решение с такими ощутимыми для регионов финансовыми последствиями принял президент Владимир Путин после катастрофического наводнения в Крымске в прошлом году. За несколько дней там выпало почти полугодовая норма осадков. Семиметровая волна, скопившаяся из-за двух перекрывающих русло местной речушки мостов, накрыла небольшой город. Погибло больше 170 человек. Общий ущерб превысил 20 миллиардов рублей. Но где Краснодар, а где остальные регионы России?

Если завтра война

Существующая система экстренного оповещения томичей о чрезвычайных ситуациях создавалась в годы «холодной войны» в 60-70-х годах прошлого века и была рассчитана на ядерную войну. Она мало чем отличалась от системы, которая использовалась в годы «горячей» Великой Отечественной. Те же сирены, громкоговорители, оповещения населения с помощью проводного радио, которое было в каждом доме. Однако даже в условиях закрытого, нафаршированного оборонными предприятиями Томска она выглядела избыточной и, по большому счету, ни разу не пригодилась. Даже после масштабной реконструкции в 1986 году она промолчала о «хлопке» в апреле 1993 года на СХК и никак не прореагировала на отголоски землетрясений в соседних регионах в нулевых годах 21 века.

За почти 20 лет аналоговая аппаратура, безусловно, устарела, а парк «матюгальников», как их называют в народе, частично был разграблен. Но стоит ли «оцифровывать» систему, дополнять и улучшать ее на полмиллиарда рублей, если ее КПД измеряется пока только словами президента: «На безопасности нельзя экономить..» Впрочем, если набрать эту фразу в поисковике, выяснится, что экономить вообще ни на чем нельзя.

Что имеем?

— В Томской области выделено 37 потенциально опасных зон, где могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, — говорит замначальника ГУ МЧС по Томской области Михаил Бегун. Среди этих зон Черная Речка, которую может затопить, и «Сибирский химический комбинат», и даже «Томское пиво», где в производстве используется аммиак. Но в отличие от сел и поселений, на любом потенциально опасном производстве есть своя система оповещения. Как правило, она современна и регулярно тестируется. Так что если на «Томском пиве» аукнется, город откликнется. Другое дело — с системами оповещения через СМИ.

Проводное радио приказывает долго жить, как приказала азбука Морзе.

— С 2005 по 2009 год в целом по России количество радиоточек сократилось на 39 процентов, а процент возможного охвата оповещением населения за тот же период снизился с 31,7 до 19,3. В 2009-2012 годах тенденция сокращения радиоточек продолжилась. Процент возможного охвата оповещением населения с использованием приемников проводного вещания в целом по России к концу 2012 года можно оценить на уровне не более 11,5 процента от общей численности населения, или около 25-35 процентов домохозяйств, — говорит Михаил Бегун.

Настало время других, современных систем оповещения. Телевидение, FM-радио, SMS-рассылки, Интернет. Для вклинивания в программную сетку радио- и телестанций предусмотрена система перехвата, когда вещание может быть остановлено, и в эфир пойдут обращения к населению о ЧС. Но только какой из частных станций это понравится, если за каждой секундой эфира стоит потенциальный рекламодатель? Немудрено, что частники правдами и неправдами пытаются отказаться от систем перехвата. К тому же централизованная система технически предусматривает включение сирены, например, в Кожевниково, напрямую из Москвы. Но где гарантия, что за три тысячи километров разглядят чрезвычайность ситуации или сумеют отбиться от обычного хакера Вот новости из-за океана, где оперативная система оповещения заработала после атаки террористов 11 сентября 2001 года.

— Во время демонстрации популярного вечернего шоу зрители увидели бегущую строку, в которой говорилось об экстренном сообщении от администрации… Помимо текстового сообщения, в эфир телеканала транслировалось голосовое послание, сообщавшее о том, что «мертвые поднялись из могил и атакуют живых».

Некоторые, кстати, поверили. Такие случаи не единичны. Системы оперативного экстренного оповещения ошибались не единожды, а пару раз дело вообще могло кончиться ядерной войной.

SMS-рассылка представляется самым оперативным и точечным способом доставки сообщения о ЧС. Технологии позволяют отследить, кто из абонентов находится в зоне бедствия, и послать им сообщения типа: «Зая, беги!». Но стоимость такого программного обеспечения составляет миллиарды рублей без учета цены договоренности с каждым из региональных операторов «большой тройки» + Tele2. Для областного центра перспективны и системы оповещения через световые табло, жаль, их не так много в Томске.

Валерий Уйманов, председатель комитета по ГО и ЧС обладминистрации, тем не менее убежден, что нет нерешаемых проблем в области информирования населения о ЧС. Важен взаимный профессионализм и оперативность тех, кто этим занимается.

— Когда 5 января у нас произошло ЧП с отключением электроснабжения в одном из микрорайонов города, я своими глазами вечером наблюдал бегущую строку по одному из телеканалов, в которой сообщалось, что электроснабжение в северных районах области восстановлено. Откуда это выпало? Или, когда я несколько лет назад звонил на один из телеканалов и просил передать срочное сообщение о ЧС, мне сказали: «Сейчас фильм закончится, будем думать, как это сделать». В такой ситуации довести объективную информацию до населения чрезвычайно сложно.

Уже 26 февраля Валерий Уйманов обещает показать чиновникам в «белом» доме «отдельные элементы системы экстренного оповещения населения о ЧС, но в то же время он убежден, что никакая система не сможет предупредить о «нестандартных ЧС», типа сурового челябинского болида. Тогда стоит ли овчинка выделки на 500 миллионов рублей?

А будет ли толк?

500 миллионов — сумма не окончательная. Это только на реконструкцию системы оповещения. На ее поддержание потребуются ежегодно еще десятки миллионов. 400 сирен по всей области — шутка ли! И это не считая затрат на организацию единой оперативной службы 112, которая должна быть создана к 2017 году.

Но, создав систему оперативного оповещения граждан о ЧС, готова ли томская инфраструктура к ликвидации последствий этой самой ЧС? Если все граждане массово решат выехать за город в случае техногенной катастрофы, выдержат ли дороги? Если случится, не дай бог, большой пожар, где взять исправные гидранты и пожарные водоемы? В последнем крупном пожаре на улице Кедровой, 36а, рукава от ближайшего гидранта тянули 800 метров. Представляете себе масштаб потерь воды и драгоценного времени? Эксперты прогнозируют, что через два года с такими темпами прироста автотранспорта, ни «скорая», ни пожарные оперативно добраться до места происшествия за положенные 20 нормативных минут не смогут. Даже если их оперативно, экстренно известят о ЧС.

Мы будем предупреждены, но, к сожалению, безоружны.

Смотрите также