Вопрос ученому: как не «проиграть» ребенка компьютеру?
В редакцию портала пришло письмо от читателя, который спрашивает, как влияет на личность человека развитие новых информационных технологий. «Как-то раз мы пришли в гости к своим знакомым, и только через два часа обнаружилось, что в соседней комнате у них сидит ребенок, — пишет автор. — Все это время он спокойно играл на планшете, и никто его не видел и не слышал. Разве это нормально?». На вопрос мы попросили ответить кандидата психологических наук, доцента факультета психологии ТГУ Дмитрия Баланева. Напоминаем, если вам есть, что спросить у ученых, пишите в комментарии или на почту nau4ka@vtomske.ru. Ваши вопросы мы зададим экспертам в самых разных областях науки и опубликуем на портале.
Дмитрий Баланев, кандидат психологических наук, доцент факультета психологии ТГУ:
— Должен сказать, что тема влияния информационных технологий, компьютеров в первую очередь, очень обширная. Это все равно, что спросить, как влияет на человечество атомная энергия? Тепло АЭС может согреть город, а атомная бомба — его же уничтожить... Говоря о компьютере, можно говорит о его безусловно положительном вкладе, но есть, конечно, и серьезные риски. Наших современников чаще всего беспокоит влияние компьютера на детей. Так вот, бесконтрольное использование компьютера ребенком оказывает однозначно негативное влияние на развитие его личности.
В описанной ситуации ребенок был увлечен компьютерной игрой, но он не сам «выключился» из окружающего пространства — его «выключили» сознательно, и сделали это взрослые люди, его родители. Зачем они это сделали, понятно: чтобы выкроить для себя немного времени, посидеть с друзьями, например. Книги и телевизоры тоже с этой целью применялись, и точно так же родители потом беспокоились, все ли в порядке с их ребенком, который сутками читает книги или смотрит фильмы. Эти проблемы были, и по большому счету они не изменились. Другое дело, что теперь риски стали более заостренными.
Инструменты совершенствуются, сила их воздействия возрастает принципиально. Если раньше ребенок придумывал себе фантазийный мир со своими героями, то теперь он погружается в виртуальный мир, разработанный кем-то, с какими-то не очень понятными целями. Ребенка оставили беспризорного, с компьютером в руках — конечно, это очень опасная ситуация. Вспомним Станислава Лема: «Человеку нужен человек». Если рядом с ребенком не будет взрослого, действие новых технологий будет совершенно непредсказуемым. Что произойдет? Не знаю, но ничего хорошего точно не будет. Процесс должен быть управляемым.
Добавлю, что у меня есть и практическая база в этом направлении, поскольку я с 1987 по 1993 год преподавал в школе — был учителем информатики, то есть непосредственно занимался тем, что учил детей пользоваться компьютером. Тогда как раз решали проблему — как «спуститься вниз» по возрастной лестнице, приобщить к компьютеризации не только старшеклассников, но и младшие классы.
Но практически сразу же сложилась совершенно неравновесная ситуация. С одной стороны, была проблема посадить человека за компьютер, вовлечь его в «сеть». Корпорации тратили миллиарды долларов на обучение, на «затягивание» в виртуальный мир. Это до сих пор на первом месте: сделать так, чтобы ребенку купили компьютер, и освободить от контроля родителей. И, конечно, никого не интересует, как отвлечь детей от мониторов, ну или, по крайней мере, как правильно провести по виртуальному миру, как научить продуктивно взаимодействовать с «сетью». Увы, психолог не может конкурировать с этой индустрией, нас слишком мало.
Конечно, мы должны научиться влиять на производителей компьютерной техники. Но пока единственный механизм борьбы с негативным неконтролируемым влиянием компьютера и всех технологий на ребенка — это семья. Родители должны заниматься со своим ребенком: в конце концов, его получит тот, кому он нужен. И если ребенок «ушел» в компьютерный мир, значит, гигантам информационной индустрии он оказался более нужен, чем собственным родителям. Так что здесь проблема уже не информационных технологий, а родителей, нас с вами.
Многие родители радуются, когда видят, как увлечен ребенок компьютером: ведь за новыми информационными технологиями будущее, думают они, а мой ребенок уже прекрасно в них разбирается! Но беда в том, что ребенок в большинстве случаев сидит за компьютером как обычный потребитель. Он не учится — он, как правило, играет в игры или тратит время на пустое, бесполезное общение. Чему он может научиться, общаясь на форумах с подобными себе, «тролля» кого-то, ругаясь, обсуждая ерунду? Это то же самое, что смотреть «Дом-2»: пользы никакой. Я знаю игры, в которые играют дети и подростки, наблюдаю, как они общаются. От всего этого, как говорится, волосы дыбом. Родители не всегда понимают, что происходит в Интернете, порой не знают, что там делают их дети, и часто переоценивают «умения», которые ребенок там получает.
Заметьте: обращение с компьютером сейчас требует минимальных усилий, не надо никаких специальных знаний. Производители программного обеспечения предоставили все в готовом виде. С начала 70-х годов прошлого века идет работа над тем, как облегчить работу на компьютере — представляете, как далеко продвинулись технологии! Теперь не надо учиться перед началом работы с компьютером. Эта цель была поставлена, и она достигнута: сегодня уже малыши интуитивно понимают, как управлять компьютером. И вот сегодня приходят на факультет студенты, которые якобы прекрасно разбираются в ПК. А на деле они даже не умеют печатать на клавиатуре — разве что двумя пальцами тыкать в кнопки.
Родители должны быть готовыми к тому, чтобы контролировать развитие своих детей в этом направлении. Если этого не произойдет, то прогноз довольно неблагоприятный. Хотя вообще человечество имеет достаточный запас сил и прочности, чтобы противостоять многим угрозам и рискам, и остается надеяться, что мы справимся и в этот раз.