26 ноября, вторник
-4°$ 103,79
Прочтений: 4673

Вера согревает

Вера согревает
Фото: Дмитрий Кандинский

В день Крещения Господня на Белом озере искрились на солнце ледяные фигуры в виде часовенки. Вдали уже слышался колокольный звон — приближался крестный ход. В ожидании священнослужителей спасатели очищали в проруби воду, подернутую тонкой корочкой льда. А люди стояли кто с пухлыми пакетами, где угадывались купальные принадлежности, а кто и с полотенцами, перекинутыми через плечо. Все были немного взволнованы и веселы: Крещенские купания для кого праздник, а для кого и приключение.

— Для безопасности людей оборудованы удобные подходы к иордани, дорожки застелены соломой, в палатках температура вполне комфортная — около нуля. Работает небольшая ярмарка с горячим чаем, — тем временем рассказывал директор ООО «Аттракцион» Андрей Симухин. — У купели будут дежурить два сотрудника ГИМС: они помогут тем, кто поскользнулся, вытащат того, кто не сможет сам вылезти из воды, все-таки люди по-разному реагируют на погружение в прорубь. Но тяжелых случаев обморожения, травм во время Крещенских купаний на моей памяти не было. Бог миловал!

Однако, как говорят, на Бога надейся, а сам не плошай. Священники напоминают, что купание в проруби — обряд не обязательный. Более того, людей со слабым здоровьем батюшки даже не благословляют на купание. Да и бывалые моржи предостерегают: бравировать своей закаленностью неподготовленным людям не стоит, лучше перестраховаться… «Босиком не смей на лед вставать: ступни примерзнут, — наставлял молодого парня пожилой мужичок в ушанке. — Лучше всего в валенках ноги нужно в тепле держать. А когда выскочишь из иордани, разотрись полотенцем, и бегом в палатку — одеваться. Потом можно и сто граммов — для согрева».

Наконец священнослужители подошли к иордани, совершили обряд освящения воды и поздравили православных с праздником. И тут в палатки для переодевания ринулись люди. У всех был вполне решительный, бесстрашный вид. Неужели никто из них не боится лезть в воду, ведь на дворе совсем не июльская жара? Оказывается, многие уже просто побороли свой страх. «Я три года собиралась окунуться в прорубь, но все духу не хватало. А нынче мой сын-кадет отважился искупаться с товарищами, я решила от них не отставать, — смеясь, ответила мне Людмила. — Я хоть не исповедовалась и не причащалась, как это положено по церковным правилам, но в целебную силу крещенской воды верю».

Худенькие кадеты с посиневшими губами как ошпаренные выскакивали из иордани и стремглав бежали в микроавтобус переодеваться. А им навстречу шагали мужики в халатах и в тапочках — словно только что вышли из соседних домов. Скинув легкую одежду, они являли миру свои поджарые тела, испещренные татуировками, и ныряли в прорубь. «Грехи смывают», — улыбались полицейские. А из соседней палатки выбегали женщины в ярких купальниках. Охнув, окунувшись и осенив себя крестным знамением, торопились переодеться. На их волосах блестели льдинки…

— В том году я первый раз погрузилась в иордань и испытала шок. Инстинктивно оттуда выкарабкалась, голова ничего не соображала, а ноги несли меня в палатку, — поделилась впечатлениями Дарья. — Там я застывшими непослушными руками долго натягивала на себя одежду. А когда отогрелась, испытала такое блаженство, будто на седьмом небе очутилась. Боялась, что заболею, но потом даже не чихнула. Вообще-то, у меня слабое здоровье, я каждую зиму часто простужалась. Но после того, как окунулась, не болела целый год. Это для меня чудо.

А для другой женщины, с которой я познакомилась на сегодняшних купаниях, погружение в крещенскую купель скорее — аттракцион неслыханной смелости и испытание себя на прочность. «Для чего я лезу в прорубь? Ради экстрима, за адреналином, — призналась Марина. — Сердце потом, как бешеное, колотится, кровь по всему организму гонит. Оттого я долгое время ощущаю новую энергию, прилив сил. Чувствую себя помолодевшей на несколько лет. Хотя для неподготовленного человека ледяная вода — слишком большой стресс. Поэтому, прежде чем нырнуть в прорубь, стоит закаливаться».

За купанием в проруби наблюдали и молодые режиссеры из 15-ти стран — в эти дни они снимают в Томске фильм о русской зиме. Иностранцы, которым наши морозы в диковинку, с неподдельным восторгом и ужасом взирали на смельчаков, плескавшихся в купелях. Сами они были одеты в теплые пуховики, до глаз закутаны в пушистые шарфы, а на их ногах красовались сибирские валенки. Заезжие режиссеры заметно ежились от холода, но в какой-то момент двое из них не выдержали и вошли-таки в иордань. Их лица после этого изображали неописуемые эмоции. Сосредоточено, с молитвой вошел в крещенскую воду и семинарист, прибывший к нам из теплого Пакистана. Очевидно, его согревала вера.

Смотрите также