18 октября, пятница
+6°$ 97,15
Прочтений: 2387

Томск теряет еще одну страничку своей истории - на месте тюрьмы МГБ строится развлекательный комплекс

Новый развлекательный комплекс в Томске будет стоять на месте бывшей пыточной. С 1942 года тюрьма Министерства государственной безопасности базировалось в подвале здания по Ленина, 11. В подвале еще сохранились следы «каменных мешков» - распространенного пыточного устройства, двери с характерными «глазками» и «кормушками», а также другие атрибуты некогда находящегося там ведомства.

Каменные мешки - это отверстия в полу и стенах. Там, как в гробах, лежа или стоя закрывали людей и оставляли на несколько дней. Если «мешок» был горизонтальный, то на пол еще бросали шкуру, кишащую вшами.

Сейчас строители мешками выгребают из подвала человеческие кости и вместе со строительным мусором выбрасывают на свалку, сообщает агентство «Regnum». Однако, по мнению заведующего музеем политических репрессий Василия Ханевича, эти кости могут принадлежать не к времени сталинских репрессий.

«В XVIII веке здесь располагалось кладбище. Город ведь весь стоит на костях, и это не образное выражение. Во многих местах находят человеческие останки, и во многом это связано именно с кладбищенскими захоронениями», - отмечает он.

Другого мнения придерживается смотритель подвала Николай Зуев. Он считает, что в подвале были не только пытки, но и расстрелы.

«В здании сохранился след от лестницы, которая вела во внутренний двор. Человека вели по лестнице, на ней стреляли в затылок, а потом выбрасывали во двор», - говорит Николай Зуев.

Утверждать, откуда в подвале человеческие останки, Николай Зуев также не берется.

«Характерных для трупов НКВД дырок в черепе не обнаружено, а идентификацией здесь никто не занимался», - сказал он.

По словам смотрителя, в подвале было 15 ям. И только две из них оказались без человеческих останков. Тут же, по словам Зуева могли и сжигать людей. В здании сохранилась тупиковая комната со следами некогда стоявшей там печи. Она построена так, что комнату не отапливает. Когда печь разбирали, внутри обнаружили большой слой сажи. Что наводит на мысль о том, что в печи, возможно, сжигали не только дрова.

Точку зрения Зуева разделяет и еще один историк, член городского учреждения «Томск Исторический» Геннадий Скворцов. Среди самых знаменитых историй об этом подвале историк вспоминает о старосте местной церкви Ольге Каменской. В 1936 году, когда церковь закрыли, Ольга вместе с мужем пыталась отстоять храм. Несколько дней она простояла в "каменном мешке", где сошла с ума, а затем ее расстреляли. Сейчас подвал находится в частном владении предпринимателя Станислава Нейштетера. Историю подвала он знает.

«Это здание уже давно функционирует как торговый центр. Мы ничего не открываем нового - просто расширяем сферу влияния. И какая разница, на чердаке или в подвале», - комментирует Нейштетер.

Историки не собираются протестовать против стройки. Денег на обустройство там мемориала все равно нет. В татой ситуации может оказаться любой музей, связанный с политическими репрессиями. Следственная тюрьма НКВД принадлежит предпринимателю Игорю Скоробогатову. И хотя сам бизнесмен говорит о том, что выселять музей он не станет, у Василия Ханевича все же есть некоторые опасения на этот счет.

Смотрите также