24 ноября, воскресенье
-4°$ 102,58
Прочтений: 4295

Духовная миссия выполнима (фото)

Духовная миссия выполнима (фото)
Фото: Дмитрий Кандинский, сайт томской епархии

В жизни Томской духовной семинарии в ушедшем году случилось необычное событие: сюда приехал учиться представитель Пакистана. Симпатичный, обаятельный парень по имени Павел любит музыку и книги, а еще — строить красивые фразы на английском языке. Он потихоньку осваивается в чужой стране и учит этот непростой русский язык. Так вышло, что на религиозный путь его толкнуло несчастье в семье — тяжелая болезнь матери. А позже ему пришлось и вовсе уехать в далекую Сибирь, чтобы стать православным священником.

Павел Анджум, или просто Паша, как его называют в семинарии, родился в Пакистане в 1992 году в небогатой семье социальных работников. И отец, и мать его были верующими католиками. Хотя государственная религия Пакистана — мусульманство, есть здесь и немало христиан, большинство из которых католики. Но, по словам Павла, священники католической церкви ушли с пути духовного просвещения, и простые люди это заметили. Это и послужило причиной нарастающей популярности не распространенного здесь прежде православия. Не осталась в стороне от этого процесса и семья Сушила — так звали Павла до перехода в новую веру.

Пять лет назад мама Павла сильно заболела. Врачи вынесли печальный вердикт: она проживет всего несколько месяцев. Женщина стала молиться в православной церкви по совету священника Джона Танвеера, лидера пакистанской православной общины. И дала обет: она посвятит своего сына Богу, если тот даст ей исцеление.... Мама Павла жива и по сей день, а ее сын видит свое будущее в качестве священника и помощника отца Джона. Павел поясняет: в Пакистане очень сильна связь между детьми и родителями, и дети считают за благо следовать советам папы и мамы.

— В пакистанских семьях намного крепче связь родителей с детьми, и это вызывает серьезное уважение, — рассказывает диакон Дионисий Мелентьев, наставник молодого пакистанца в духовной семинарии Томска. — В западной культуре ребенок растет и, будучи подростком, мечтает только об одном: уйти от родительской опеки. А в Пакистане дети считают за благо слушаться родителей и руководствоваться их советом в любой жизненной ситуации. Дети считают, что лучших советчиков, чем мама и папа, им не найти. Так что в любой ситуации Павел прежде всего спросит совета родителей.

Решение стать священником Павел принял два года назад по настоянию мамы, и отец Джон позаботился о том, чтобы его подопечный получил необходимое для этого образование.

— Отец Джон давно дружит с диаконом Георгием Максимовым из Москвы, — рассказывает отец Дионисий. — И тот посоветовал направить Павла в томскую семинарию, потому здесь уже был опыт миссионерской работы: наши студенты ездят с миссионерской практикой в Таиланд. Все дорожные расходы Павла, а также его проживание в семинарии оплачивается томской епархией.

Изначально в семинарии было двое пакистанцев, но Анастасию пришлось вернуться на родину из-за болезни. Томск показался Павлу очень спокойным городом, и это ему понравилось. Здесь много людей разных национальностей и религий, говорит он, но никакой дискриминации не ощущается. Здешние холода пакистанца не страшили, правда, с первых же морозных дней Паша слег в постель с температурой.

— Все спрашивали меня, что я буду делать, когда наступят морозы, — вспоминает будущий священник. — Но я отвечал: ничего! Я имею в виду, что тело мое болело, но душа осталась в целости.

Пакистанец провел в Томске всего несколько месяцев, но чувствует себя здесь как рыба в воде. Плохое знание русского языка ему не мешает — в семинарии многие говорят на английском. А в тех случаях, когда английский помочь не может, Павел практикуется в русском языке, который изучает в ТПУ шесть часов в неделю. В декабре закончился подготовительный уровень обучения, а после Нового года пакистанец перешел на продвинутый.

— У нас на первом курсе есть урок английского, он по сути такой же, как в школах, — рассказывает семинарист Серафим Жилянин, друг Павла. — Мы не очень углублялись в его изучение. Но когда приехал Павел, у нас появился стимул выучить английский, чтобы с ним разговаривать. Я общаюсь с Павлом где-то на английском, где-то на русском, где-то через переводчика. А иногда пользуемся Интернетом.

Английский язык будущий священник изучил еще в Пакистане на подготовительных курсах, после которых сдавал Кембриджский международный экзамен, организованный британским посольством. Среди пакистанских христиан это — большая редкость, так как они не относятся к зажиточной части населения.

По приезду в семинарию Павла сильно удивило, что здесь каждый день пьют не чай, а «каву». «В Пакистане чай заваривается на молоке, а то, что пьют в России, у нас считается лекарством и называется «кава», — поясняет пакистанец. — Мы добавляем туда лимон и пьем во время болезни и поста».

В руках молодого пакистанца любое домашнее дело спорится. Отец Дионисий считает, что у семинариста золотые руки. Паша сам научился всем премудростям работы электрика. Это его умение оказалось полезным в семинарии, и он с удовольствием помогает друзьям.

— Он даже как-то помог установить у меня дома дверной звонок, — вспоминает отец Дионисий. — Сам я никогда их не ставил, а Павел, будучи у меня в гостях, вызвался помочь и справился очень быстро.

В семинарии Павел изучает подготовительный курс некоторых богословских предметов. Эти занятия проходят на английском языке с теми преподавателями, которые им хорошо владеют.

— Он очень одаренный студент, — делится Серафим Жилянин. — Ему легко дается обучение, несмотря на все сложности, на разлуку с семьей. Не каждому дается обучение в семинарии, тем более в Сибири, человеку из теплых стран, а Павел с этим вполне справляется.

Павел любит читать книги, в основном по богословию, и слушать музыку. Но он не слушает классику в нашем понимании: в Пакистане не найти записей Баха или Моцарта. Классической там считается старая индийская музыка. Именно ее и любит слушать Паша.

— Мои любимые песни похожи на молитвы, они рисуют отношения между личностью и Богом. Герой в них похож на московского святого Василия Блаженного: он наг перед Богом, и поэтому очень близок к нему.

Доброжелательность и высокую духовность молодого пакистанца заметили не только его новые друзья — это не укрылось и от Архиепископа Томского Ростислава, который поручил Павлу ответственное послушание иподиакона. Он должен помогать архиерею во время богослужения. Это почетное звание для любого семинариста, и Павел счастлив, что владыка Ростислав счел его достойным. «He loves me», — довольно улыбается пакистанец.

Сейчас главная цель, которая стоит перед молодым семинаристом, — закончить обучение в семинарии и вернуться в Пакистан, чтобы помогать отцу Джону, единственному православному священнику на всю страну. И он хочет научиться всему, что может оказаться полезным на родине. Он хорошо поет, и в семинарии ему помогают развить этот талант. Он хочет стать звонарем, потому что это будет полезно в его работе в Пакистане. Растет Павел и духовно, о чем с удовольствием отмечают его наставники. Впереди у него — целых пять лет, чтобы не только умножить полученные знания и мудрость, но и закалиться морально вдали от родины и родителей.

Смотрите также