Как в музеях ломают стереотипы
Когда мы были еще школьниками, учителя и родители сокрушались, что мы, дети, получаем мало культурных знаний. И тащили нас в музеи. Хорошо помню, как отменялись занятия, как мы собирались в музее, как скучно говорила экскурсовод, как мы хихикали над ее словами и над картинами, которые были нам непонятны. Это я помню хорошо, но вот то, о чем говорили нам искусствоведы, напрочь улетучилось сразу за порогом музейного зала. И сейчас, когда мы ведем в музеи своих детей — потому что так надо, потому что это «культура», мало кто из нас может внятно рассказать потомкам, для чего это все, что такое музей, и какие сокровища он хранит. И в глубине души мы, взрослые, и сами тоскуем по чему-то «такому», подсознательно ищем пути погружения в искусство, в прекрасное — но не можем их найти. На помощь приходят сами музеи. А точнее — центры музейной педагогики. Такой центр уже почти год работает в художественном музее.
— Главной аудиторией музеев всегда были школьники. И у нас накопился богатый опыт работы с этой категорией посетителей, — рассказывает Юлия Варчак, заместитель директора ТОХМ по работе с музейной аудиторией. — Во-первых, мы пришли к тому, что посещать музей школьникам необходимо не раз в десять лет по возможности, а практически ежемесячно в течение учебного года. Это дает нам возможность давать информацию постепенно, дробно, позволяя осмыслить ее и запомнить. Во-вторых, для «закрепления материала» в музее утвердилась интересная форма работы — интерактивные занятия. Иными словами, посещение музея делится на две части: лекционную и «прикладную», где ребенок полученные знания может реализовать в поделках, в рисунке. И эти поделки остаются у него как память о встрече с искусством, память о музее. Конечно, эта память побуждает ребят вновь возвращаться к нам за новыми знаниями.
Сегодня уже можно говорить о том, что в нашей стране, в нашем городе начала возрождаться мода на интеллектуальный, культурный досуг. Набирают популярность публичные лекции, закрытые показы, мастер-классы. Томичи — причем, не только дети, но и взрослые — потянулись в театры, в музеи. И чтобы искусство стало понятнее и ближе, в художественном музее решили практику работы со школьниками распространить на другие возрастные категории посетителей. В основу работы центра положены исследования молодой науки — музейной педагогики. Задача этой науки — выяснять, какими способами давать информацию об искусстве, учитывая возрастные особенности аудитории. Музейная педагогика, собственный опыт ТОХМ, изучение работы коллег из московских и петербургских музеев — это сочетание дало уникальные для Сибири методики по привлечению в музей заинтересованных посетителей.
— Наша задача — сформировать у ребенка потребность в общении с культурными и духовными ценностями, воспитать будущего посетителя и ценителя музея, — говорит заведующая центром музейной педагогики ТОХМ Ольга Галажинская. — Сейчас мы видим, какой большой разрыв произошел между рядовым человеком и культурой, и устранять этот разрыв — педагогам, учителям и нам, музейщикам. Поэтому еще в 2008 году мы начали планомерную работу в музейно-образовательном отделе, строили ее на опыте Русского музея в Санкт-Петербурге. Нас в этом деле поддержали городские и областные власти, мы создали целевую программу «Музейная педагогика». И к моменту открытия центра уже выстроили активную работу с 35 образовательными учреждениями города.
Аудитория центра музейной педагогики — это и дети, и студенты, и взрослые. Музейщики вспоминают, какой шок поначалу вызывало среди сотрудников появление в музее малышей: в центре есть программы, рассчитанные на дошкольников с трех лет. И сейчас еще частенько приходится «ломать стереотип», твердо желающий «не пущать» — стереотип как самих музейных работников, так и посетителей экспозиций. В худмузее теперь можно не только смотреть, но главное — творить самим. В одном из залов за столом сгрудились первоклашки: затаив дыхание, ведут они кисточками по листу — рисуют гжель. За первым опытом художественного мастерства следит педагог Олеся Мануйленко, студентка института искусств и культуры ТГУ.
— Этот мастер-класс проходит в рамках цикла «В мире народного творчества», — поясняет Олеся. — Ребятишки уже познакомились с экспозицией, выслушали краткий рассказ об особенностях этого вида искусства и вот теперь воплощают в своих рисунках полученные знания. Сейчас пока пробуют элементы гжели на черновиках, а потом их ждет роспись кувшина.
Большой популярностью в музее пользуется занятие по изготовлению русской куклы-куватки. Необычная форма занятия, результат, который можно взять домой, привлекают детей и при этом такая деятельность учит их общаться с искусством. Для старших школьников и студентов большими событиями становятся встречи с живыми настоящими художниками — авторами картин, выставленных в экспозиции музея, лекции по истории искусств разных стран.
— Если вы решили выбраться в музей, обычно вам предложат либо прийти посмотреть самостоятельно, либо записаться на экскурсию. В нашем музее специально для каждой выставки готовится целый комплекс мероприятий, который поможет лучше понять выставку, посмотреть на нее под другим углом, узнать больше. Те посетители, которые приходят к нам один раз, часто возвращаются и становятся добрыми друзьями музея, приводят детей и внуков. И это здорово. Человек где-то должен получать «разрядку» для души. В 90-е годы была утрачена культура похода по музеям, театрам. Тому были экономические причины. Но сейчас мы видим, что многие люди чувствуют нехватку этого культурного пласта. Для этого мы и создали центр. Хотим научить, объяснить томичам — вот вы пришли в музей: что вы тут увидите, что вы тут найдете, почему это важно, — говорит Юлия Варчак.
На втором этаже в зале постоянной экспозиции идет традиционная экскурсия: искусствовед рассказывает о картинах и их авторах. Слушатели — воспитатели детских садов. Это еще одна из форм работы центра музейной педагогики: через педагога передать представления о прекрасном детям. Галина Прохорова, старший воспитатели детского сада № 86, уже пятый год посещает эти экскурсии:
— Я убеждена, что не только дети, но и мы, педагоги, должны учиться понимать искусство — не только чтобы нести знания детям, но и чтобы «воспитывать» родителей, привлекать их. И я знаю такие случаи, когда, заинтересовавшись рассказами малышей, родители задавали вопросы о выставках нам, воспитателям, сами шли сюда, в музей, чтобы увидеть что-то своими глазами.
Такими же традиционными стали и музейные уроки по темам, изучаемым в школе и других образовательных учреждениях. Постоянная аудитория выставок — специализированные художественные классы, студенты архитектурного университета. И в целом, как отмечает Ольга Галажинская, поток посетителей музея в последнее время значительно вырос. В том числе и благодаря новой системе работы. Учитывая пожелания работающих взрослых, в музее организовали программу «выходного дня»: по субботам и воскресеньям здесь проходят занятия в рамках проектов «Всей семьей в музей» и «Воскресный культпоход». Программу занятий на месяц вперед можно узнать на сайте ТОХМ. Теперь не нужно выкраивать время, подстраиваться, набирать группу на экскурсию — нужно просто прийти в выходной в музей. А здесь предложат немало вариантов интересного времяпрепровождения.
— Кстати, недавно в музее появился собственный автобус: теперь привезти на выставку группу стало проще. И между прочим, нередко и сами искусствоведы выезжают в гости с лекциями — и не только в школы и детсады, но и на предприятия, в различные организации, где руководство поддерживает интерес сотрудников к прекрасному. Встреча с музеем должна состояться, — убеждена Юлия Варчак. — И у нас есть все, чтобы эту встречу ускорить, облегчить и сделать запоминающейся.