Герои нашего времени (фото)
Сильные люди — это не обязательно мускулистые гераклы, способные сдвинуть с места многотонный грузовик. И даже не власть предержащие, о которых часто говорят, как о сильных мира сего. Это обычные с виду люди, не обладающие выдающимися физическими способностями, но наделенные добрым сердцем, состраданием, желанием и готовностью помогать. А порой это люди, обделенные природой отменным здоровьем, но обладающие недюжинной силой духа и непоколебимым оптимизмом.
Именно о таких неординарных личностях, об их каждодневных подвигах рассказывают фотоистории, представленные в художественном музее. Проект «Сильные люди», организованный томской «Академией фотографии», длился почти весь 2012 год: сперва были мастер-классы для начинающих и продвинутых фотографов, потом фотоконкурс, который увенчался фотовыставкой.
Экспозиция получилась очень теплой и человечной: авторы показали не мнимых «звезд» с надменным выражением лица и в праздной позе, а простых людей, которые, не жалея сил, трудятся, помогают другим и при этом не жаждут славы. Это учителя, спасатели, ветераны, зоозащитники, инвалиды, спортсмены, врачи... Перед объективом фотокамеры они держатся совершенно естественно — спокойно занимаясь своим делом и не стараясь понравиться. Конечно, свою роль сыграло и мастерство фотографов, которые «ловили» задумчивый взгляд, непринужденный жест, фиксировали спонтанность действий своих героев, не добавляя в их образы ни капли лести.
Некоторые авторы отправились даже в томскую глубинку, чтобы найти там сильного человека.
Например, Юлия Арестова побывала в Парабели, где встретилась с настоящим титаном: мощный торс, накачанные бицепсы и добродушное лицо — таким предстает на ее снимках Василий Омельченко, мастер спорта по пауэрлифтингу. На многих фотографиях он изображен с «железом» — поднимает штанги, прикручивая один диск за другим. Но неужели только в этом заключатся сила этого богатыря? Нет, оказывается, в том, что он не поддался соблазну и не уехал из родного села, хотя условия для тренировок в больших городах куда лучше. В том, что при нехватке инвентаря он терпеливо растит чемпионов. А «мягкая» сила этого человека в том, что ему не чужды такие понятия как любовь, семья, дети, дом, который он строит собственными руками.
Другие авторы проникли туда, куда постороннему человеку «вход строго воспрещен» — в реанимацию. Серия фотографий Аси Востриковой посвящена будням доктора Петлина и его команды. Когда просматриваешь снимки, сделанные в инсультном центре ОКБ, по телу бегут мурашки. Да, фотографии несколько натуралистичные — окровавленные пальцы врача, производящие какие-то манипуляции, медсестры, перевязывающие и кормящие из ложечки беспомощных пациентов. Но оставляют они удивительно светлое впечатление: медики, которые вытаскивают с того света и выхаживают тяжело больных, восхищают нас своим самоотверженным трудом и милосердием.
— Мне всегда хотелось сделать серию фотографий о больнице, врачах, — делится Ася. — Когда я познакомилась с Юрием Петлиным, меня поразили его терпение, выносливость, ответственность и сочувствие. В этом отделении работают потрясающие специалисты, они находятся на передовой между жизнью и смертью. Слова бессильны выразить то, что делают эти люди. Потому я просто фотографировала и пыталась понять — откуда в них столько силы и стойкости?
Если врачи руководствуются клятвой Гиппократа, то, что побуждает обычных девушек и парней помогать бездомным, опустившимся людям, которые у многих вызывают лишь брезгливость? Пожалуй, такое редкое качество, как деятельное сострадание. Ребята на свои деньги покупают продукты, сами готовят горячую еду, заваривают чай и в любую погоду идут кормить голодных людей. Места, куда они в бидонах и термосах приносят пищу, горожане боязливо обходят стороной — это теплотрассы, старые полуразвалившиеся дома. Да и подопечные вид имеют не вполне безобидный — у одного руки синие от татуировок, у другого опухшее лицо и глаза не очень добрые… Каким же мужеством и великодушием нужно обладать, чтобы бескорыстно заботится о людях, которые оказались «на дне».
— Это обыкновенные студенты, многие из которых живут в общаге, — рассказывает о героях своей фотоистории Мария Горбулева. — Они отдают не от избытка и действуют не от имени благотворительной организации или религии. Это их мировоззрение, стиль жизни. Они действуют от сердца и верят, что могут изменить мир к лучшему. У многих из этих ребят нет машины, некоторые не получают зарплату или даже стипендию. То, что они отдают — зачастую все, что у них есть в этот день. Нужно немало силы духа, убеждений, дисциплины и доброты, чтобы нести подобное служение наперекор всем обстоятельствам.
Сильное впечатление производит и фотоистория Никиты Грейдина, который запечатлел парней, постигающих военное дело на учебно-тренировочных сборах «Томская застава». Мальчишки, одетые в костюмы защитного цвета, с автоматом в руках бегут по воде, прыгают через огромный костер, тащат на руках «раненого» товарища. Вконец вымотавшись, с лицом забрызганным грязью, они валятся на траву, а на груди у них сияет крестик. И становится понятно, что военную науку они осваивают не просто, чтобы научится махать кулаками и стрелять, но и защищать свою веру, свои ценности. Убеждаешься в этом, когда смотришь на снимки, на которых мальчишки прикрывают ладонью трепетное пламя свечи и с благоговением прикладываются к кресту.
Созвучна теме настоящих мужчин и серия фотографий Михаила Дронова, на которых запечатлены отнюдь не угрюмые, а открытые улыбчивые лица сибиряков, работающих вдали от цивилизации. «Непроходимые болота, глухая тайга, полчища комаров, гнуса, мошки и другой нечисти. Жара летом и мороз до -55 с пронизывающим ветром зимой — это Васюган», — описывает автор условия труда на нефтепромыслах. И иллюстрирует их снимками, на которых вездеходы «тонут» в густой вязкой грязи, а люди «сражаются» с громадными механизмами. У этих мужиков лучистые морщины, двухдневная щетина, заиндевелые ресницы и комар на щеке, но вид вполне счастливый. Наверное, потому, что осознают: их тяжелая, опасная работа нужна и важна.
А Лилия Даричева серию своих фотографий посвятила родной бабушке. Работы получились очень лиричные, трогательные, проникнутые любовью. Поэзия уходящего времени запечатлена в чудесных кружевах, которые плетет женщина, и даже в бытовых вещах — в стиральной доске и прялке, которыми до сих пор пользуется Анфиса Андреевна, в крынке, из которой она разливает молоко своим правнукам. Эта пожилая женщина еще в молодости стала инвалидом 1-ой группы, но на снимках она выглядит энергичной, деятельной, неунывающей – возможно, забота о родных придает ей силы и радость…
Без дела не сидит и герой лучшей, по мнению жюри, фотоистории «Счастье казака» — Алексей Харитонович Нестеренко. Этого пожилого человека в черкеске и папахе знают многие томичи — его часто можно встретить у Камня скорби и в музее «Следственная тюрьма НКВД». У него непростая судьба: он добровольцем ушел на фронт, попал в окружение, побывал в немецком лагере. Когда война закончилась, военнопленных пообещали простить, если они вернутся на родину, но вероломно обманули — отправили в ГУЛАГ. Там Нестеренко пробыл десять лет, испытал голод и тяжелый, изматывающий труд, но не ожесточился.
— Алексей Харитонович потомственный казак, он родился на Ставрополье, а сейчас живет в Богашево, — рассказала автор снимков Оксана Луговая. — Чтобы сделать фотоисторию, я пробыла в его доме несколько дней. Самое сложное было расположить к себе этого человека, вызвать доверие. Надеюсь, мне это удалось, поскольку ветеран не просто поделился воспоминаниями, но и открыл мне свое заветное желание — вырастить виноград в Сибири. Он даже показал мне его росток, который холит и лелеет, мечтая, что он превратится в роскошную лозу. Думаю, для такого сильного человека нет ничего невыполнимого.
Так рассказывать можно о каждой фотоистории — все они достойны внимания, все сделаны с искренностью и любовью. Вот именно таких проектов — добрых, душевных, лишенных эпатажа сегодня остро не хватает. И замечательно, что они появляются, находя отклик как у фотографов, так и у зрителей. Все работы можно посмотреть на сайте проекта. Выставка в художественном музее продлится до 19 декабря. Вход — от 30 до 120 рублей.