26 ноября, вторник
-3°$ 103,79

Вагон инноваций

Вагон инноваций
Фото: Дмитрий Кандинский

На два дня, с 20 по 21 ноября, в Томск прибыл инновационный поезд. В его девяти выставочно-лекционных вагонах уместилось 175 лет истории существования российских железных дорог — от формы смотрителя станции 19 века и до проекта электропоезда «Ласточка», который будет запущен только к сочинской Олимпиаде в 2014 году.

Передвижную экспозицию открывает вагонный конференц-зал, где посетителям показывают ролик про будущий электропоезд «Ласточка», одновременно с этим транслируя презентации про скоростные поезда «Сапсан», «ALLEGRO» на боковых панелях вдоль всего помещения. А над головами собравшихся людей светится интерактивное небо с падающими светодиодными звездами и вращающимися галактиками. Погружаешься в мир инноваций довольно резко, многое удивляет с первых минут нахождения здесь: во-первых, толпа народа, уместившаяся в небольшом вагоне, и, во-вторых, резкий контраст синей неоновой подсветки, зеркальных поверхностей с запорошенным перроном, на котором замело даже указательные вокзальные таблички.

Большинство посетителей выставки — школьники. Они обшаривают вагоны в поисках кнопочек, которые можно и нужно понажимать, сражаются с дверьми перехода между помещениями, с почтением смотрят на проводников-лекторов в каждом зале, бесконечно фотографируются на фоне всего, чего успевают...

Второй и третий вагон с макетами скоростных, пассажирских, грузовых поездов надолго стопорит движение групп. Модели рассматриваются подробно, с множеством комментариев. Кто-то пытается залезть внутрь макета и потрогать руками все части поезда.

Четвертый вагон окончательно останавливает все группы, ибо здесь представлены целые комплексы макетов: станции, вокзалы, пути, развязки, ремонтные строения, рельсовые пары. Детализация доходит до такой точности, что на макете вокзала можно увидеть очередь сантиметровых человечков у бочки с квасом, с индивидуальным внешним видом у каждого, маркировку всех вагончиков, прорисованный щебень под шпалами, каждую лампочку в вокзальных фонарях. Разница с реальностью лишь в уменьшенном в сто раз масштабе и идеальным порядком вокруг. Посетители обступают стенды со всех сторон. Слышны детские пожелания родителям «подари вот такую же железную дорогу» и «хочу рельсы». Проводники очень терпеливо поясняют сложные термины школьникам, подробно отвечают на вопросы взрослых и даже совсем малышей находят, чем заинтересовать.

В пятом вагоне один угол пахнет мазутом — там стоит рельсосмазочный аппарат. Совсем рядом с ним — огромный железнодорожный светофор, стенд со всеми видами лампочек, используемых «РЖД», карта России, на которой можно разными кнопками включать подсветку направлений следования поездов.

— У нас тут от мала до велика приходят посетители, — рассказывает Олеся Фролова, проводник-лектор пятого выставочного вагона. — Малышам особенно нравится. Для посетителей постарше информация подается соответственно другая. Состав путешествует уже полтора года, всю Россию объездили, и чтобы не повторяться из раза в раз, стараемся дополнять имеющиеся данные, узнавать новое и делиться этим с посетителями.

Дети тут действительно веселятся, родители только успевают следить, к какому рычажку потянулось их чадо на этот раз. Ведь каждая модель работает — дернешь не туда, все тревожно замигает и начнет неприятно пищать.

Шестой вагон встречает гостей настоящей кабиной машиниста, и проводники даже разрешают сесть в его кресло. Помимо этого, здесь установлено множество мониторов, показывающих работу диспетчера, схемы централизации стрелок и светофоров. За одним рабочим местом сидит заплетенный манекен девушки в форме «РЖД», и некоторые посетители по ошибке пытаются даже узнать у нее что-то про диспетчерскую работу.

В седьмом вагоне — одна из самых зрелищных экспозиций. Здесь установлены тренажеры для машинистов электропоезда и локомобиля. Гомон стоит такой, что громкий голос лектора едва различим среди возгласов и реплик группы.

— Как только мы узнали, что в город приехал такой чудо-поезд, сразу же собрали ребятишек на экскурсию, — делится Татьяна Пашина, педагог школы № 40. — Сегодня сопровождаю группу десятиклассников, и попутно с учителем географии собираем материалы на уроки и презентации, которые можно будет с ребятами потом провести.

Вдруг гул голосов стихает и сменяется стуком вагонных колес. У тех, кто не стоит рядом с тренажером, в этот момент примерно одинаковое выражение лица — недоумение, почему поезд тронулся с места. На самом деле, весь состав остался твердо стоять на первых путях вокзала «Томск-1», просто лектор запустил тренажер для машинистов электропоезда, где реалистичность звука и картинки почти сравнима с настоящим поездом. После демонстрации школьники штурмом берут тренажер локомобиля. Победила девушка, парни негодующе ворчат, а лектор пытается объяснить, где там газ, а где сцепление, и в каком порядке нужно на педали нажимать, чтобы машина тронулась. Вот тренажер, наконец, «заведен», загораются три монитора, имитирующих лобовое и боковые стекла, появляется местность за этими окнами, под нетерпеливые возгласы парней девушкой включена вторая скорость, тренажер приходит в движение — и перед нами почти кинотеатр 5D-железнодорожного формата. Лавину желающих «покататься» пересилила только толпа желающих «пострелять».

Это действие никак не относится к «РЖД» и его истории, и, как пояснил проводник Михаил Покровский, тир в этом помещении служит просто развлечением. Тем не менее, два автомата на выходе вагона без этого пояснения выглядят угрожающе. Михаил также рассказал, что большинство проводников меняется экспозициями, а он уже очень давно закреплен за залом с тренажерами. Примечательно, что все проводники-лекторы в форме «РЖД», очень спокойны и приветливы. Учитывая, что группы прибывают каждые 15 минут и численность их доходит до 40 человек, надо действительно уметь держать себя в руках.

Вомьсой и девятый вагоны тоже представляют инновации. В одном помещении расположилась экспозиция «Росатома», с подвижными моделями сегментов энергоблока, 3D-моделями устройства реактора, универсальным радиометром, в котором можно измерить радиоактивность своего тела. К тому же это помещение выглядит совсем как капсула космического корабля из фантастических фильмов. Посетители боятся наступать на отдельные стеклянные участки пола, все вокруг супертехнологично и современно. Хотя вот кто-то из школьников выдавил стекло в 3D-очках и пытается его спрятать, кто-то из женщин пытает гида, зачем им знать уровень радиоактивности своего тела, и не опасен ли тот уровень, который показал радиометр.

— Если бы вагон был больше, добавили бы еще много интересной информации про атомную энергетику, — рассказывает Елена Рязанова, администратор Томского атомного центра и один из гидов экспозиции «Росатома». — Люди приходят разные, кому-то доступными словами нужно все объяснять, а некоторые посетители сами специалисты и вопросы задают порой очень непростые. Кому-то интересно посмотреть, потрогать, а кому-то нужно словами донести. Но все равно это нужно рассказывать, это важная информация.

Последний вагон представляет инновация от госкорпорации «Роснано» — от солнечных батарей до арматуры. Все можно взять в руки, включить-выключить. И, поскольку это последний выставочный вагон, оставить свои отзывы в гостевой книге. Хоть поезд уже полтора года в пути, в Томске он первый раз из-за тупиковости ветки. Но за два дня отзывов в книге было оставлено очень много. На входе в последний вагон также есть счетчик. За первый выставочный день, 20 ноября, он показал 873 человека, а к середине второго дня работы выставки — уже 777.

— Ребятам некогда даже пообедать, — поясняет начальник передвижного выставочного комплекса Сергей Старостин. — Они по девять часов работают с посетителями. За время существования поезда мы проехали по всей России, от Москвы до Владивостока, в Калининград сплавлялись на пароме, были в Белоруссии и Казахстане. Причем на плановом ремонте за все это время мы стояли не белее двух месяцев в общей сложности, все остальное время в поездках. Посетителей за это время было более 250 тысяч. Город, в котором мы отметили наибольший наплыв посетителей, — Арзамас-16, закрытый город. Там из десяти тысяч жителей к нам приходило каждый день более чем по 700 человек. Причем, большинство из них были работники атомной промышленности. Вообще же, люди работают на поезде двумя бригадами по 15 дней каждая. Это и проводники-лекторы, и технический персонал состава. Всем тяжело отрываться от семьи, но зато это хорошая, стабильная и надежная работа. Конечно, не во всех городах и остановочных пунктах есть возможность поставить такой поезд. Пока трудно даже сказать, когда мы вернемся в Томск еще, ведь не мы составляем график поездок. Но надо показать то, что у нас есть уже сейчас, и людям смотреть на это действительно интересно.

Смотрите также