Недоступное жилье (фото)
Накануне почти сорок дольщиков компании «Демос» собрались напротив здания мэрии, чтобы в очередной раз напомнить о себе и своей проблеме. Некогда они вложили деньги в строительство квартир в домах по переулку Нижнему под номерами 1, 2 и 3. Сдать жилье застройщик обещал еще в 2010 году, но слова не сдержал.
По словам главы инициативной группы дольщиков Сергея Щаденко, всего за будущие квартиры люди отдали около полумиллиарда рублей. Однако в какой-то момент стройка была приостановлена и не ведется до сих пор. Сама компания «Демос» находится в процедуре банкротства, поскольку денег на ее счетах нет.
— Больше всего в сложившейся ситуации нас возмущает безнаказанность бывшего директора и учредителя ООО «Демос» Алексея Мальцева. По нашей информации, он вывел активы на другие свои фирмы — «СК Демос» и ООО «ТДСК Демос», вышел из состава учредителей ООО «Демос» и сложил с себя полномочия директора, стал гражданином Украины, после чего началось банкротство компании-застройщика, — говорит Сергей Щаденко.
Чтобы хоть как-то повлиять на ситуацию, дольщики обратились к властям.
— Однако в своих ответах чиновники пишут, что ситуация с «Демосом» находится под контролем, и нам не о чем волноваться, — продолжает Щаденко. — Получается, что под контролем властей «Демос» «успешно банкротиться», дома так и не строятся, а мы не можем дождаться своих квартир. Сейчас складывается ощущение, что администрация вместо помощи дольщикам оказывает помощь Алексею Мальцеву, в распоряжении которого еще со времен, когда его отец Борис Мальцев был спикером облдумы, остался мощный административный ресурс. В частности, уже в процедуре банкротства произошла следующая схема. Аренда земли под домом на переулке Нижнем, 1, по договорам дольщиков «Демоса» истекла. После этого администрация в нарушение закона переоформила аренду на земельный участок на ООО «СК Демос» без согласования с нами и даже без уведомления, таким образом согласовав вывод последнего оставшегося актива из ООО «Демос».
Ситуация усугубляется тем, что в числе дольщиков компании находятся семь ветеранов Великой Отечественной войны, которым выделялись деньги на покупку жилья по федеральной программе, рассказывает Сергей Щаденко. Среди них — 88-летняя Зоя Алексеевна, вдова ветерана ВОВ. Правда, в силу возраста на пикете она не присутствовала — вместо нее пришла ее родственница. По федеральной программе, рассказывает она, Зоя Алексеевна получила возможность переехать из старого деревянного дома в новую квартиру за 1,1 миллиона рублей. Правда, этой суммы не хватило на покупку уже построенного жилья, так что пришлось доплатить еще 350 тысяч, которые пенсионерке пришлось очень долго собирать. В итоге усилия и деньги были потрачены, можно сказать, впустую, ведь отпраздновать новоселье у Зои Алексеевны так и не получилось.
Пришла на пикет и Екатерина Ивановна — дольщик третьей очереди. В 2009 году она продала квартиру, чтобы вступить в долевое строительство. На вопрос, где она живет сейчас, женщина горестно разводит руками: «Снимать приходится, а что делать?». Ее поддерживает другая дольщица Марина Владимировна: «Мы простые люди», у нас это не второе и не третье жилье, а единственное, и нам приходится его отстаивать. Мы хотим встретиться с губернатором, но попасть к нему на прием не получается. Мой дом во второй очереди, осталось застеклить и включить отопление, но они даже этого сделать не могут!»
Всего на акцию протеста пришли чуть больше 40 человек из 500 собственников. Из числа наиболее активных образовалась инициативная группа. Ее участники периодически посещают многострадальную стройку и выкладывают отчеты на форуме дольщиков «Демоса». «По данным на 12 ноября материалы и кирпич на третью очередь так и не завезли, обещанную прокладку коммуникаций не произвели. По второй очереди — подрядчик вывозит растворный узел от блока Д на другой объект», — говорится в отчете.
— Обращения в разные инстанции особым успехом не увенчались, — сетует Сергей Щаденко. — Чиновники из «белого» и «красного» домов неоднократно выезжали на место «замороженного» строительства, но только толку... Мы разве что добились поверки финансово-хозяйственной деятельности ООО «Демос» со стороны прокуратуры Советского района. Оказалось, что компания собирала средства, не имея разрешения на строительство, а также самовольно вносила изменения в сроки сдачи объектов. По материалам проверки было возбуждено уголовное дело по статье «мошенничество в особо крупном размере».
Правда, признается дольщик, собственники недостроенных квартир не верят, что вмешательство надзорного органа сможет существенно повлиять на ход строительства. Некоторым из них до сих пор поступают предложения от застройщика оплатить коммуникации в размере от 40 до 100 тысяч рублей, чтобы въехать в квартиры. Кому-то предлагают перейти в другую очередь. Практически все отказываются, боясь и вовсе потерять права на жилье, добавляет глава инициативной группы.
Что касается прокуратуры, то там комментировать ход расследования по делу «Демоса» отказались, ссылаясь на интересы следствия. Поэтому понять, на какой стадии находится расследование, увы, нельзя.
По словам самого экс-главы «Демоса» Алексея Мальцева, часть денег дольщиков ушли на трубопровод. Коммуникации пришлось вести до Академгородка. Но при строительстве академовской дороги их возведение учтено не было, потребовались дополнительные работы. В результате на прокладку труб ушло 88 миллионов рублей.
— Мы предложили дольщикам оплатить коммуникации, но они отказались. И я их понимаю. Почему они должны это делать? Пусть город платит. Еще 17 миллионов рублей выплачено в качестве штрафных санкций. Чтобы не нести убытки и дальше, «Демосу» пришлось начать процедуру банкротства. Стадия наблюдения закончится через 13 месяцев. За это время мы планируем отсудить деньги за коммуникации. Потом сдадим вторую очередь, выплатим штрафы и выйдем из процедуры наблюдения. Мы не будем объявлять себя банкротами. Сейчас иски составляем. На одних только дольщиков 70 исков, а еще на водоканал...
Ну а пока дольщики решили не ограничиваться только протестной акцией. Опыт показывает, что стояние на улице с плакатами в решении таких проблем — малоэффективное средство. «Будем писать письма, куда только сможем, — не унывает Сергей Щаденко. — Самое главное — быть все заодно, и тогда у нас все получится».