Быть ли храму? (фото)
Вокруг Каштачной горы страсти кипят уже не первую неделю. И кипят по довольно привычному Томску поводу: будет стройка. Строить, правда, будут не очередной торговый центр и не многоэтажку, а церковь. Точнее — храмовый комплекс, в который, кроме главного здания, войдут вспомогательные и хозяйственные постройки, возможно даже приходская школа.
Как поясняют в епархии, район Каштака в отличие от основной части города совершенно лишен мест, куда могут прийти верующие. Здесь нет ни часовни, ни храма. Возникает своеобразная изоляция прихожан. Многие горожане идею строительства поддержали, однако нашлись у нее и противники. Услышать вживую, чем же не угодил проект властей томичам, можно было сегодня на митинге, который прошел возле дома по Карла Ильмера, 10/3.
— В этом году на той стороне Каштачной горы была признана ЧС, потому что начались оползни из-за дождей, — рассказывает местная жительница. — Здесь можно поставить стелу, сделать аллею памяти, часовню — чтобы наши дети помнили историю и почитали людей, которые здесь захоронены. А гаражи и хозяйственные постройки — это не память, а надругательство. Чувства верующих надо уважать. Но у нас так много районов без храмов: Иркутский тракт, Клюева, Каштак, Асино, Светлый… Неужели нет другого места для строительства? Исторически церкви ставили на окраинах города, давая тем самым этим окраинам толчок к развитию. А эта зона всегда была оползневой. Почему она вдруг стала условно оползневой? Ее что, укрепили? Провели какие-то работы? Ничего подобного. И заводить здесь такое опасное строительство — не по-христиански и не по-людски.
Подробнее об опасности строительства на Каштаке рассказал член томской инициативной группы Андрей Иванов.
— Я христианин, но высказываюсь против этого строительства — и вот почему. В 2003 году заммэра Рутман защитил кандидатскую диссертацию, в заключении которой было четко написано: «Среди выявленных процессов наибольшую опасность представляют оползневые процессы на территории Лагерного сада, микрорайона «Солнечный», Каштачной и Воскресенской гор». Это исследование специалистов, которое никто не отменял. Мы уже передали в администрацию города шесть листов подписей с протестами по поводу строительства и с рекомендацией провести проверку законности и целесообразности строительства здесь капитальных сооружений как таковых.
По Генплану Томска вся Каштачная гора отведена под районный парк, который планировалось создать за счет расширения березовой рощи. Сегодня мы наблюдаем только ее уменьшение: с 11 гектаров березовая роща уменьшилась до 4,9 гектара. Чуть ранее по инициативе епархии были внесены изменения в правила зонирования, в соответствии с которыми в зоне Р-1, к которой относится эта территория, разрешено возведение конфессиональных объектов. И что самое интересное, под «конфессиональными объектами» подразумеваются не памятные кресты или часовни, а именно храмовые комплексы — с гаражами, хозпостройками и прочим. Мы считаем, что строительство совершенно незаконно, — пояснил Иванов.
А вот жительница Каштака Валентина Муравьева согласна с позицией епархии. Она считает, что строительство храма поможет решить проблемы, с которыми не справляются мирские власти.
— Вся территория рощи — один большой наркоманский притон. Я лично весной во время субботника собрала здесь множество использованных шприцов. Если построят храм — такого безобразия больше точно не будет, и мы только спасибо скажем. Я поражена, что кто-то может быть против. То им оползни угрожают, то будет колокольный звон мешать. Меня больше беспокоит, что в вечернее время визжат под окнами гулящие «дамы», тут же их «кавалеры» разборки устраивают, а милиция не принимает никаких мер.
Руководитель ансамбля «Поющие сердца» Нина Трапезникова, тоже жительница Каштака, считает, что расстановка приоритетов у городской администрации, мягко говоря, странная.
— Есть ли у нас в этом районе хоть один дом культуры? Хоть один большой детский комплекс с качелями-каруселями? Я восемь лет руковожу ансамблем, и нам негде репетировать, приходится просить руководство лицея, чтобы пустили в зал. Пенсионеры меня просят: «Давайте организуем танцы». А вы бы видели, как эти люди танцуют в 70 лет! Мы идем в другой лицей, на проспекте Ленина, снова просим: «Пустите нас, пожалуйста, только аренду не просите, у нас денег нет». Нет Дома культуры, нет клуба — это нашу власть не беспокоит. А вот еще один храм им позарез нужен.
Я не против храма, я сама хожу в церковь. И, вы знаете, прихожан в каждой из них не так уж много. Каждому, кто захочет прийти, найдется место в тех храмах, которые уже есть в Томске.
Первый секретарь томского горкома Даниил Тяжкун уверен: добиться отмены строительства можно, но только совместными усилиями:
— Мы можем отстоять свои права только коллективными действиями. Очевидно, что смена формата зонирования — коньюнктурное решение, которое принималось под давлением каких-то бизнес-групп из церкви.
Кроме того, по мнению Тяжкуна, такой подход существенно ущемляет права обычных горожан:
— Я знаю многих священников, которые следуют своему учению. Они аскетичны, честны, искренне помогают людям. Но сама эта структура в целом мне не близка. Я атеист, кто-то верующий — это личное дело каждого. Ну поставьте церковь за городом. Если человек верующий, он не поленится приехать туда. Ездят же мусульмане в Мекку? Если истинно веруешь — даже пешком дойдешь. Я понимаю, что у верующих есть право верить и приходить в церковь. Но, как говорится, свобода одного заканчивается там, где начинается несвобода другого. Люди, собравшиеся здесь, не хотят, чтобы уничтожили их рощу. И в этом — их свобода.
Противники строительства храма готовы обращаться в генеральную прокуратуру, к губернатору, в администрацию президента — да куда угодно. У организаторов «фронта сопротивления» есть четкий и продуманный план законного противодействия.
— Мы уже отправили запросы на получение документации по строительству в мэрию, это было почти три недели назад, подготовили также запрос в прокуратуру. Сегодняшнее мероприятие — лишь один из способов напомнить обществу о существующей проблеме, — рассказывает депутат областной думы Антон Шарыпов. — По резолюции сегодняшнего собрания также будут сделаны запросы в прокуратуру, в администрацию Ленинского района и в горадминистрацию.
Следующей поворотной точкой в этой истории станут общественные слушания, на которые намерено прийти большинство участников сегодняшнего митинга. Какими будут итоги обсуждения, примут ли протест всерьез городские власти — увидим. Если не в новостях, то на Каштачной горе уж точно.